Представленный индивидуальный исследовательский проект "Влияние авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена " посвящен изучению влияния тренера на успешность и работоспособность спортсменов и выработке рекомендаций.
Рассмотрим основные стороны взаимоотношений тренера и спортсмена, систему раннего отбора начиная со школы, с активного участия подопечного в работе дружин юных пожарных для успешного выступления в пожарно-прикладном спорте (ППС).
Просмотр содержимого документа
««Честно и грозно!» "Влияние авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена "»
«Честно и грозно!» "Влияние авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена "
Николаева Кристина,
МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
города Новочебоксарска Чувашской Республики, 9 класс
Научный руководитель:
Николаев Александр Николаевич,
преподаватель – организатор ОБЖ,
высшей категории
- Представленный индивидуальный исследовательский проект "Влияние авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена " посвящен изучению влияния тренера на успешность и работоспособность спортсменов и выработке рекомендаций.
- Рассмотрим основные стороны взаимоотношений тренера и спортсмена, систему раннего отбора начиная со школы, с активного участия подопечного в работе дружин юных пожарных для успешного выступления в пожарно-прикладном спорте (ППС).
- В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что раннее знакомство с видом деятельности и тренером – один из основных факторов, воздействующих на положительную динамику роста спортсмена и самочувствие человека.
- Данная тема представляет особую актуальность, так как настрой учащихся играет большую роль в образовательном и тренировочном процессе, потому что это отображается на их работоспособности и целеустремленности.
- Целью написания индивидуального проекта, является изучение влияния авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена на его работоспособность и выработка рекомендаций для тренерского состава.
-
-
- Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
-
- 1.Выяснить каким образом выдающиеся тренера влияют на успех своих подопечных;
- 2.Провести анкетирование спортсменов и юных пожарных, занимающихся ППС;
- 3.Проанализировать полученные результаты;
- 4.Определить наиболее рациональный способ отбора спортсменов для ППС;
- 5.Сравнить полученные результаты соцопроса и апробировать на психологическую совместимость тренера и спортсмена;
- 6.Обобщить полученные результаты и разработать рекомендации.
-
- Способы решения задач:
-
-
- - наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы;
- - социологический опрос-анкетирование;
- - анализ полученных данных.
- Спортсмены часто не достигают высоких результатов в состязаниях по причине недочётов, неправильностей в подготовке и, прежде всего, вследствие неудовлетворительного управления ею. Управление – многогранный процесс, который включает в себя следующие основные
- требования:
- 1. Обеспечение условий для проведения эффективной подготовки спортсмена.
- 2. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.
- 3. Установление цели и длительности пути её достижения.
- 4. Установление конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.
- 5. Выбор средств, методов, величин нагрузок.
- 6. Составление общих и индивидуальных планов подготовки.
- 7. Практическое выполнение программы подготовки и её коррекция на основе сопоставления намеченного и выполненного.
- 8. Учёт и оценка состояния, динамики работоспособности спортсмена, умение принимать решения на будущее.
Автор около 100 приборов, используемых для объективной оценки процесса тренировки спортсменов
- В пожарно-прикладном спорте (ППС) важную роль играют показатели силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Для этого проводятся прикидки по ряду простейших упражнений, не требующих предварительного обучения. В этом виде спорта необходимо выполнить движения очень быстро. Необходимо определить природную быстроту спортсмена.
- Хорошим средством выявления очень важной способности – быстроты – является определение прыгучести по Абалакову В.М.. Можно применить значительно более точный измерительный прибор, альпинограф Сарджента-Эдварса. Следует определить у учеников способность быстро бегать, что так необходимо в ППС.
- Для нового ученика обследование нужно проводить по более широкой программе, чтобы подробнее ознакомиться с ним, выяснить слабые и сильные стороны в его физических и психических качествах. При проверке двигательных способностей учеников необходимо наблюдать за их психическими качествами: стремлением выполнить задание, проявленным трудолюбием, смелостью в преодолении препятствий, бойцовскими качествами в проведённых соревнованиях.
- После оценки пригодности и перспективности учеников отбирается группа, с которой будут проводиться занятия по индивидуальному плану . . Для высоких достижений команды необходим постоянный поиск талантливых учеников. Порой этот поиск превращается в массовую проверку спортивной одарённости. Не нужно жалеть сил и времени на это. В работе с большой целью и на уровне высшего мастерства совершенствуются и спортсмен и тренер.
«Я - человек богатый! Я богат своими друзьями, моими воспитанниками» - Александр Хаткевич, тренер молодежной сборной по пожарно-прикладному спорту, заслуженный тренер России. Шесть полковников и один генерал. Среди воспитанников Александра Хаткевича – заслуженный тренер сборной России по биатлону Андрей Герболов, шесть полковников (в их числе полковник внутренней службы Роман Пьянков, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю по ГПС), генерал-майор внутренней службы Андрей Ковтун). Сотни мальчишек стали призерами и чемпионами российских и международных соревнований по пожарно-прикладному спорту.
- Тренерская деятельность Хаткевича в пожарно-прикладном спорте имеет весьма существенные успехи и результаты. Так юношеская сборная команда России на протяжении последних 10 лет являются постоянными призёрами Международной олимпиады СTIF. Таблица побед:
- 1999 г – г.Алькирш (Франция) – 3 место;
- 2001г – г.Куопио (Финляндия) – 1 место;
- 2003 г – г.Капфенберг (Австрия) – 5место;
- 2005г – г.Вараждин (Хорватия) – 3 место;
- 2007г – г. Ревенж (Швеция) – 4 место;
- 2009г – г. Острава (Чехия) – 2 место.
Но как и с чем связаны такие высокие спортивные результаты с именем Хаткевич? Проведем наше исследование.
Социологический опрос в социальной сети «ВК» в группе ДЮП «Ангелы в боёвках», в котором приняли участие юные пожарные со всей России, с которыми мы познакомились и подружились на II и на III Всероссийском слете юных пожарных России в 2016 и 2017 годах, позволил нам сделать следующие выводы:
- Это прямое подтверждение того, о чем говорил Александр Клементьевич в интервью, которое брали наши ребята в профильной смене в ВДЦ «Орленок» в 2017 году и полностью соответствует в наставлении «Подготовка начинающих спортсменов пожарно – прикладного спорта. Педагогическое обследование». А.Л. Шидловский, кандидат технических наук, доцент; С.А. Столяров. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Вот цитата из наставления:
- - Для нового ученика обследование нужно проводить по более широкой программе,
- чтобы подробнее ознакомиться с ним, выяснить слабые и сильные стороны в его физических и психических качествах, хотя бы в небольшой мере выяснить основные черты характера спортсмена. При проверке двигательных способностей учеников необходимо наблюдать за их психическими качествами: стремлением выполнить задание, проявленным трудолюбием, смелостью и целеустремленностью в преодолении препятствий, бойцовскими качествами в проведённых соревнованиях.
- На первом месте – пожарно – прикладной спорт – 57,1%;
- На втором месте – выступление агитбригады – 14,3%;
- И на третьем месте – работа с детьми младшего возраста – 11.1%.
-
- Делаем вывод, правильный выбор вида деятельности – залог успеха. Начать нужно с того, что каждому новому ученику дать попробовать свои силы в избранном виде спорта, понаблюдать за его действиями, чтобы и сразу получить достаточно правильное представление о нём. Для того чтобы раскрыть сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена, надо увидеть уровни различных её компонентов.
- На IX Всероссийском слете лидеров дружин юных пожарных в ВДЦ «Орленок», я спросила у Александра Клементьевича:
- - «Пожарно-прикладной спорт дает путевку и в жизнь»? Он не задумываясь ответил так:
- - «Разумеется. Это единственный вид спорта, который направлен на профориентацию. Во-первых, это качественная подготовка спортсменов-допризывников к армии. Во-вторых, для тех, кто занимается пожарно-прикладным спортом, обеспечивается профессиональное обучение в дальнейшем. А именно своим воспитанникам даются направления на поступление в учебные заведения пожарного профиля. И, в-третьих, занимаясь этим видом спорта, ребята получают профессию пожарного».
- Мы снова провели социологический опрос в социальной сети «ВК» в группе ДЮП «Ангелы в боёвках», в котором приняли участие юные пожарные со всей России.
-
- Как мы видим, на первом место ребята ставят «Получение знаний о правилах пожарной безопасности пригодятся мне в жизни» - 41,9%;
- На втором место юные пожарные поставили «В будущем планирую стать профессиональным пожарным» - 38,7%;
- И на третьем месте «В дружине интересно проводить свободное время» - 16,1%.
-
- Очевидно, что Александр Клементьевич в своей работе основывается на будущих спортсменах, которые начинали свою спортивную карьеру с дружин юных пожарных.
В ходе анализа данных, которые нам удалось обработать, получилась следующая интересная картина:
Хаткевич Александр Климентьевич родился в Перми 15.08.1945.
- Его лучшие воспитанники родились:
- Лев Зайцев (бывший воспитанник) – ноябрь;
- Анатолий Раузетдинов (бывший воспитанник ) – март;
- Дмитрий Першин, член сборной команды Пермского края по пожарно-прикладному спорту – июль;
- Анна Стародымова чемпионка мира – июль;
- Юлией Алексеенко чемпионка мира – ноябрь; фото
- Валерией Друзь чемпионка мира – март;
- Анастасией Романовой чемпионка мира - март;
- Александр Морозов чемпион мира – июль. фото
Феномен или нет, но многие выдающиеся тренера родились в августе: Александр Мостовой, Валерий Непомнящий, Валерий Газаев, Курбан Бердыев, Евгений Загорулько и т.д.
В связи с этим спортивная практика весьма заинтересована в рекомендациях, касающихся подобных проблем. Немногочисленные исследования, посвященные установлению связи «совместимость – результативность
деятельности», показали, что совместимость необходимо изучать на вертикальном и горизонтальном уровнях.
- Целью написания индивидуального проекта является изучение влияния авторитета тренера на профессиональное мастерство спортсмена на его работоспособность и выработка рекомендаций для тренерского состава.
- Для высоких достижений команды необходим постоянный поиск талантливых учеников. Порой этот поиск превращается в массовую проверку спортивной одарённости. Не нужно жалеть сил и времени на это. В работе с большой целью и на уровне высшего мастерства совершенствуются и спортсмен и тренер. Мы считаем, что практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования доказывают, что на ряду с зарекомендовавшими методиками отбора воспитанников, необходим безоговорочный авторитет тренера, ну и совместимость, будь она психологической или астрологической. Поиск талантов следует вести с юных дюповцев, у которых это пока игра, но она постепенно под умелым руководством складывается в успех. Таким образцом на наш взгляд является авторитет, дока своего дела Хаткевич Александр Климентьевич, заслуженный тренер России, «человек – легенда», тренер юношеской сборной страны по пожарно-прикладному спорту.
- Журнал «Вестник. Поволжье»: http://www.vestnikpfo.ru/articles/infrastructure/2016/#!/11353
- 15 Марта 06:19
- Адрес страницы: http://59.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3503124
- © 2016
- Пресс-служба ГУ МЧС России по Кировской области: http://www.43.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=23776
-
- Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М., 1980.
-
- Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. - Смоленск, 1989.
-
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.
-
- Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.
-
- Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М., 1987.
-
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
-
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М., 1991.
-
-
- Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М., 1970.
-
- Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М., 1986.
-
- Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. - М., 1986.
-
- Психология: Учеб. для ИФК/ Под ред. В.М. Мельникова. - М., 1987.
-
- Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. - М., 1979.
-
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.
-
- Пути повышения спортивной работоспособности / Сост. В.С.Разводовский. — М., 1982.
-
- Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1983.
-
- Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. — М., 1984.
- Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных
- Харре Д. Учение о тренировке / Пер. с нем. — М., 1971.