Чичиков: его роль в поэме, обществе, России
(анализ образа)
Цель урока: Проанализировать образ Чичикова, определив его роль в поэме, осознать значение образа для общества и России в целом. Провести сопоставительный анализ персонажей, используя приёмы интерпретации, погружения в историческую эпоху через выяснение законов развития общества.
Задачи для учителя:
-
Инициировать аналитическую деятельность ребят.
-
Выстроить систему проблемных вопросов, которая должна помочь учащимся в решении их задач.
-
Вывести учащихся на уровень обобщения и соотнесения мира художественного с миром общечеловеческим.
Задачи для учеников:
-
научиться вдумчивому и внимательному чтению произведения художественной литературы;
-
развить ассоциативное мышление, способность логически мыслить, делать выводы и аргументировать их;
-
научиться анализировать и интерпретировать текст при составлении характеристики персонажа;
-
научиться сопоставлять действительность, изображенную в произведении, с историческими процессами развития общества и взглядами автора.
Ход урока:
-
Постановка проблемы (слово учителя)
-
Поиск ответов на поставленные вопросы (домашнее задание)
-
Выводы о герое и эпохе, которую он олицетворяет.
И еще тайна, почему сей образ предстал в ныне являющейся на свет поэме.
Н.В.Гоголь
Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть!
Н.В.Гоголь
-
Слово учителя.
Мы много уже узнали о Павле Ивановиче Чичикове на прошлом уроке. Сегодня наша задача уточнить детали образа и ответь на вопросы:
-
Почему героем поэмы избран Чичиков?
-
Какая тайна скрывается за этим?
-
Каков он есть?
-
Как автор относится к своему герою?
Вы дома ещё раз внимательно перечитали всё, что связано с Чичиковым (особенно 11 главу), у вас сложилось своё представление о герое. Прежде чем мы начнём строить портрет Чичикова и отвечать на вопросы, скажите, поняли ли вы, зачем Чичиков покупал мёртвые души? (Ребята с помощью учителя должны объяснить суть аферы Чичикова: купить за бесценок мёртвые души крестьян, которые по ревизским спискам числятся живыми, заложить в опекунский совет и получить кредит для обживания поместья, которого не существует. Деньги истратить на личные цели, наверное, уехать за границу- очень любил всё заграничное).
Задание: выпишите в тетрадь слова, словосочетания, которые на ваш взгляд характеризуют истинное лицо Чичикова. Затем мы попробуем составить получившийся портрет. Каков он есть наш герой П.И.Чичиков?
-
Работа по домашнему заданию (в таблице сразу делаем разграничения на положительные и отрицательные черты характера героя)
Характеристики, предлагаемые ребятами |
Положительные | Отрицательные |
-
Внимательный, точный -
Мечтатель -
Помещик без поместья -
Приобретатель, у которого всё с выгодой, расчетливый -
У него есть сила воли (Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть). -
Учтивый человек -
Целеустремлённый и терпеливый (И вот решился он сызнова начать карьеру, вновь вооружиться терпением, вновь ограничиться во всем) -
Человек, заботящийся о своём потомстве -
Чиновник без места -
Энергичный, деловой | -
Алчный (страстно желающий чего-то) -
Высокомерный (с теми, кого не уважает) -
Двуличный человек -
Дрессировщик мышей (и людей, он практически дрессирует Плюшкина, и тот делает всё, что захочет Чичиков) -
Жадный человек -
Игрок -
Льстец -
Любитель поесть за чужой счёт, обжора -
Обманщик, аферист, спекулянт -
Подлец (человек, готовый на низкий, безнравственный поступок) -
Покупщик душ -
Преступник неунывающий -
Ни то ни сё (как и Манилов; не молодой, не старый и т.д.) -
Скрытный человек -
Умный, хитрый -
Человек, умеющий уговаривать, искушать -
Чёртов сын; чёрт, а не человек -
Себялюбивый человек |
Вопрос:
Среди черт, отмеченных вами, есть положительные и не очень. Какие черты и почему в отнесёте к положительным, какие – к отрицательным? Каких черт больше?
У П.И.Чичикова больше отрицательных черт, которые он очень умело скрывает под маской учтивости и обходительности. Многие черты образа напоминают дьявольское начало! Только подумайте – покупщик душ! И дважды непосредственно его называли в поэме чёртом. А если собрать воедино предметы, сопровождающие персонаж, и понятия, которые возникают у автора и других героев относительно Чичикова, то образ нечистой силы становится явным.
Это большой червь с боками, как у борова, вместо души у которого реестр, аккуратно уложенный на дно шкатулки. Право на существование ему обеспечивает гербовая бумага, а способ выживания копейка, которой он всё на свете прошибёт. В области сердца - мешочек, который больше напоминает желудок для обильной еды, а на месте ума – клетка, с помощью которой он умело отлавливает и дрессирует простачков, глупцов и негодяев. О своём появлении этот червь трубит через нос, а внимание к себе привлекает брусничным цветом фрака, который, словно факел, искрится, добавляя пестроты к шейному платку. А отношения это существо строит при помощи беленьких ассигнаций.
Эти вещи помогают создать образ, похожий на дракона или Змея Горыныча, творящего «нечистые дела» – дьявольские.
И даже черты, которые можно отнести к положительным чертам, по сути, у Чичикова не являются положительными, потому что все они направлены не на хорошее дело, а на аферу. Хотя его упорству и настойчивости, умению начинать всё с нуля можно только позавидовать – чего только не сделаешь ради собственного благополучия!
Вопрос:
Почему среди отрицательных черт вы выделили «скрытный человек» и «ни то ни сё»?
В поэме про наружность Чичикова написано: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» - у человека нет определенных черт лица, внешности, он никакой, или, лучше сказать, разный. Он может принимать тысячи лиц, выражений, он похож на всех вместе и на каждого в отдельности. И если такой человек не артист, то он со своей способностью везде быть к месту напоминает чёрта.
С другой стороны, он скрытный человек. Ведь никто так и не узнал, зачем Чичиков покупал мёртвых душ. Все только предполагали. Скрытные люди всегда у окружающих вызывают недоверие и подозрительность: что у него на уме никто не знает - поэтому такие персонажи становятся неудобными и даже опасными. Не случайно о Чичикове распространили страшные слухи и сплетни, которые обернулись против него – фальшивомонетчик, разбойник, похититель, шпион.
Вопрос:
А как вы понимаете размышления Н.В.Гоголя о своём герое? Не находите ли вы их противоречивыми? Что скрывается за определениями, данными автором?
«Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».
С одной стороны- он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, а с другой - Почему ж подлец… Теперь у нас подлецов не бывает…
И сам же Гоголь определяет: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель».
С точки зрения существующих классовых различий в России – дворяне (помещики, чиновники) и крестьяне у Чичикова особое положение: он помещик без поместья, чиновник без места службы – дворянин, путешествует по собственным надобностям. Чичиков уже не принадлежит ни к помещикам (поместье продал), ни к чиновникам (ушёл в отставку). Мы, конечно, можем назвать его аферистом, преступником, но это не социальное положение, это, скорее, безнравственная направленность характера.
Гоголь, предлагая назвать его «хозяином, приобретателем», намекает на буржуазный характер его деятельности и жизни, правда, его худший вариант.
Справка: БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie — горожане), общественный класс собственников капитала, получающих доходы в результате торговой, промышленной, кредитно-финансовой и др. предпринимательской деятельности. Возникла в условиях традиционного (феодального и др.) общества, в результате революций и реформ 16-20 вв. приобрела значительное экономическое и политическое влияние, способствовала утверждению индустриального общества и рыночной экономики. Современная буржуазия в развитых странах включает: крупную финансовую и промышленную буржуазию, к которой примыкает высший слой управляющих; значительный слой средней буржуазии, совмещающей владение капиталом и предпринимательские функции; мелкую буржуазию. В развивающихся странах формирование разных слоев буржуазии связано с процессом модернизации общества.
Гоголь в афере и образе Чичикова усмотрел зарождения нового класса, новой эпохи неотвратимо приближающихся к России. Крепостной строй стал колыбелью для буржуазно-капиталистических отношений. В недрах крепостничества завёлся «страшный червь» капитализма. Мы не будем оценивать преимущества или недостатки одного строя перед другим. А вот Гоголь конкретно говорит, что «Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
Собакевич, ненавидя всех и вся, говорит о чиновниках как о преступниках, злодеях и христопродавцах – людях, забывших законы божьи – веры и любви (правда, не задумывается, что и он таков же!). Торговля (купля-продажа) тем, что уже принадлежит Богу (у верующих людей!), – мёртвыми душами, - дело, без сомнения, страшное, антирелигиозное, безнравственное. И тот, кто продаёт, и тот, кто покупает, и тот, кто предлагает сделку, - все забывают не только о религиозных, нравственных, но и о человеческих законах.
Да, законы крепостничества бесчеловечны, жестоки, несправедливы по отношению к крестьянам. Но ни у кого, кто создавал в своё время эти законы, даже в мыслях не было, что можно вписать пункт о купле – продаже мёртвых душ!
А Чичиков придумал, как из ничего сделать капитал, как, заплатив копейки, получить тысячи, при этом говоря: «Да ведь какие крестьяне, - отвечал ему на это тоже шепотом Чичиков, - препустой и преничтожный народ, и половины не стоят».
Это ли не дьявольский план? - «так сказать, на фикции» заработать.
Вопрос:
«Приобретение – вина всего»? Когда один приобретает, значит, другой продаёт. Продавец пытается продать повыгоднее - подороже, покупатель хочет купить повыгоднее – подешевле. В чем увидел Н.В.Гоголь здесь вину?
Вина приобретательства, наверное, в том, что в погоне за выгодой и покупатель, и продавец могут пойти на различные ухищрения: обман, подлог, - что становится одной из форм нравственных преступлений. Приобретение – это искушение для людей, стремящихся к личной выгоде. А как умело приобретает Чичиков!
Вопрос: Нужен ли такой герой в литературе?
Ответ: Отчасти ответ даёт сам Гоголь: «А добродетельный человек все-таки не взят в герои. И можно даже сказать, почему не взят. Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово "добродетельный человек"; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, а остались только ребра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!»
Любой герой, если он имеет место в жизни, то и в литературе может быть, так как литература есть отражение жизни. Гоголь же отводит Чичикову особую роль: «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе, или пронестись светлым явленьем, возрадующим мир, - одинаково вызваны они для неведомого человеком блага. И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес».
К новым размышлениям подводит нас писатель:
Для какого неведомого блага вызвана страсть Чичикова?
Почему «страсть эта, его влекущая, уже не от него»?
Что заключено в существовании Чичикова, что повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес?
-
Страсть Чичикова – приобретательство и деньги. Неведомое благо - показать читателям, насколько низко в нравственном отношении может упасть человек, обуреваемый такой страстью, превратившись в нечистую силу (чёрта). Но своим поведением и поступками он заставляет окружающих его людей показывать свои истинные лица, мечты и желания, обнажать свои души. Он словно проявитель пятен на душах помещиков и чиновников, соприкоснувшись с ним, они показывают все свои самые низменные страсти, не прячут своих настоящих лиц, потому что очень похожи они на Чичикова, а он - на них. Это же благое дело показать читателям, кто есть кто. Научить нас разбираться в людях, обстоятельствах, ситуациях. Потому что даже хитроумный и изворотливый Чичиков попадает в обескураживающие ситуации купли-продажи, когда не может обмануть Ноздрёва, растолковать всё Коробочке, торгуется с Собакевичем. Их духовная омертвелость даже такого, как Чичиков, ставит в тупик.
-
Конечно, страсть эта уже не от него. Отец дал завет, ребёнок хорошо усвоил, принял как руководство к действию. И, наверное, не смог бы развернуться Павлуша, если бы вокруг не было бы подходящей обстановки, если бы среда не соответствовала преступным наклонностям.
А всё вокруг словно дышало этими страстями – копи и покупай, обманывай и живи в своё удовольствие. Город N – слепок с России. Как в капле воды отражается весь океан, так в системе этого города отражается вся Россия. Вся Россия – благоприятная почва для преступников разных мастей, потому что бесчеловечный закон служит бесчеловечным правам. Это уже всеобщая страсть, которой пропитан воздух России.
3. Любой здравомыслящий человек должен ужаснуться при виде бесчинств, творящихся в городе N, России, в обществе дворян и среди крестьян. Всякий добрый человек должен увидеть пороки не только Чичикова, помещиков, чиновников, но и крепостничества и капитализма в целом, если забыты главные общечеловеческие ценности – добро, справедливость, любовь, вера, взаимопомощь; если все служат только деньгам, то грош цена любому государственному режиму.
Мудрость же небес в том, что пока афера Чичикова не удалась. Может быть, удастся позже, может быть, удастся другая афера…
Мудрость Гоголя в том, что, создав такой образ, он позволяет читателю, внимательно вглядевшись, ужаснуться, опомниться и постараться не стать таким, как Чичиков. А может быть, постараться изменить что-то вокруг себя и в себе.
Вопрос:
Загадкой пока остаётся ещё один сюжетный поворот - сравнение Чичиков с капитаном Копейкиным и… Наполеоном. Что объединяет этих героев? Что хотел сказать Гоголь своим читателям этим сопоставлением?
Писатель целую главу отводит для повествования о том, как среди чиновников и женщин города рождаются слухи и сплетни. Город мгновенно превращается в змеиный клубок, где все мечутся, шепчутся, собираются в группки для поиска ответа на вопрос: а кто же такой Чичиков? Страх и ограниченность ума порождают в сознании чиновников почти фантастические для губернского города образы – капитан Копейкин и Наполеон.
Мы согласимся с трактовкой образа капитана Копейкина, предлагаемого учебными пособиями, но нам интереснее понять, почему по воле Гоголя в умах чиновников Чичиков был отождествлён сначала с героем войны 1812 года, вынужденного встать на разбойничий путь, а потом – с образом Наполеона.
Чичиков
Наполеон
Капитан
Копейкин
?
Если, по мнению чиновников, у Наполеона и Чичикова есть хотя бы внешнее сходство, то инвалид Копейкин-то совсем не похож ни на того, ни на другого.
Сделаем сопоставление Чичиков – Наполеон
Чичиков | Наполеон |
не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. | очень сдает на портрет Наполеона. Полицеймейстер, который служил в кампанию двенадцатого года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова и что складом своей фигуры Наполеон тоже нельзя сказать чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок. |
Это большой червь с боками, как у борова, вместо души у которого реестр, аккуратно уложенный на дно шкатулки. Право на существование ему обеспечивает гербовая бумага, а способ выживания копейка, которой он всё на свете прошибёт. В области сердца - мешочек, который больше напоминает желудок для обилия еды, а на месте ума – клетка, с помощью которой он умело отлавливает и дрессирует простачков, глупцов и негодяев. О своём появлении этот червь трубит через нос, а внимание к себе привлекает брусничным цветом фрака, который, словно факел, искрится, добавляя пестроты к шейному платку. А отношения он строит при помощи беленьких ассигнаций. Эти вещи помогают создать образ, похожий на дракона или Змея Горыныча (большие черви с крыльями), творящего «нечистые дела» – дьявольские. | ибо совершенно верили предсказанию одного пророка, уже три года сидевшего в остроге; пророк пришел неизвестно откуда в лаптях и нагольном тулупе, страшно отзывавшемся тухлой рыбой, и возвестил, что Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепь и овладеет всем миром. но тем не менее дело свое сделал и смутил совершенно купцов. Долго еще, во время даже самых прибыточных сделок, купцы, отправляясь в трактир запивать их чаем, поговаривали об антихристе. |
ДЬЯВОЛ, 1. В религиозных представлениях: злой дух, черт; см. также Вельзевул, демон, Люцифер, Мефистофель, сатана1, шайтан1. 2. В составе некоторых выражений употребляется в функции бранного слова или междометия. Что за д.? (выражение недоумения или досады, раздражения). Д.! Опять всё запуталось! (выражение досады). Сущий д. (о человеке). Дьяволёнок — 1) маленький д.; 2) перен. чертенок, сорванец (Не мальчишка, а дьяволенок). Дьявольщина (разг.) — о невероятном и обычно неприятном стечении обстоятельств. Дявольский — 1) относящийся к дьяволу 1; 2) перен. исключительный по своим отрицательным или положительным свойствам (дьявольский холод, дьявольская выносливость) . Ср. антихрист, сатана2, шайтан2.
АНТИХРИСТ, 1. с прописной буквы. В христианской мифологии: враг Христа, который должен явиться перед «концом света». 2. устар. прост. Употребляется как бранное слово. Ах ты а.!
Но если вспомнить, что Наполеон пришёл к власти в результате восстания парижан 31 мая — 2 июня 1793 (Великая Французская революция), то тогда очевидным станет отождествление Чичикова и Наполеона. Последний закрепил политическую победу новой буржуазии, капиталом, возникшим в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции, над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789. Да и в Россию-то Наполеон вторгся, прикрываясь идеалами буржуазной революции.
Тогда станет понятен страх чиновников, предчувствующих, что с такими, как Чичиков, приходит новое время, новые отношения, новые законы. Жизнь рано или поздно изменится, потому что овладеет всем миром зарождающийся капитализм.
Не случайно и сопоставление Чичикова с Копейкиным. Помните совет отца: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой, эта вещь надежнее всего на свете». Копейкин (в истории героя слышится, кроме сострадания к маленьким и обездоленным людям, ещё и память о мятежниках 25 года, среди которых были не только дворяне-декабристы, но и солдаты, и офицеры, вышедшие из разночинцев и мещан) – маленький человек с большой силой и воли и мужества. «Вот он, сударь мой, едет на фельдъегере, да, едучи на фельдъегере, в некотором роде, так сказать, рассуждает сам себе: "Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе, - хорошо, говорит, я, говорит, найду средства!"… Итак, куда делся Копейкин, неизвестно; но не прошло, можете представить себе, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, судырь мой, не кто другой..."»
Но если маленькие люди захотят, они всего добьются и всё «прошибут». Копейкин тоже подтачивает основы крепостных законов, законов изжившего строя, но по-своему, так, как привык русский народ: через своеобразный бунт – разбой на дорогах.
Вопрос:
Объединяющее начало образов есть - все они подрывают крепостное право. Но можно ли их всех поставить на один уровень, на одну ступень?
Каково отношение автора к таким «борцам» против крепостного права?
Чичикова, безнравственного подлеца, Гоголь разоблачает, Наполеона открыто осуждает, сравнивая его с антихристом. Копейкина, конечно же, понимает и сочувствует ему, но всё-таки сомневается в его силе (с одной стороны, преувеличенной страхом чиновников, с другой – представленной в искалеченном теле) и методах.
Гоголь, наверное, ни в одном из персонажей не видит настоящую силу, способную разрушить сложившуюся систему. Скорее сама система себя разрушит, что и показал писатель в произведении.
Так как есть ещё одна деталь, которая роднит этих героев: каждый из них ищет только личную выгоду, думает только о себе – Чичиков желает разбогатеть, Наполеон – прославиться и стать властителем мира, Копейкин – найти средства к существованию. Никто из них не думает о народе и России.
Но поставить всех на одну ступень нельзя, да и не получится, потому что все они люди разного времени, положения, взглядов, национальности.
Вопрос:
Как Н.В. Гоголь относится к процессам, описанным в поэме: разрушение крепостного права и зарождение буржуазно-капиталистических отношений.
Отношение писателя к крепостному праву и крепостникам однозначно негативное, это видно из отношения Гоголя к помещикам и чиновникам губернского города - мёртвые души.
Если принять во внимание сравнение Чичикова – человека, осуществляющего приёмы буржуазно-капиталистических отношений, - с чертом, Наполеона – с антихристом, то отношение Гоголя к зарождающимся отношениям тоже очевидно - отрицательное.
Может быть, поэтому автор спрашивает: «Чего ждёте от меня?» Может быть, поэтому вопросом, обращённым к России, заканчивается поэма: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ». А дальше Н.В.Гоголь пишет: «Не даёт ответа».
Вопрос: Так куда же несётся Русь? Что будет с ней?
Домашнее задание:
1. Ответить на поставленные вопросы, самостоятельно выявив отношение Н.В.Гоголя к России и народу по тексту поэмы.