Поурочный план интегрированного урока по предметам русский язык и самопознание
Количество учащихся: 26
Тема: Чехов А.П. жизнь и творчество. Пьеса «Вишневый сад».
Цель урока: знакомство с биографией писателя, дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «Новой драмы», почувствовать художественное своеобразие пьесы.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания учащихся о жизни и творчестве Чехова А. П. В процессе анализа пьесы «Вишневый сад» помочь учащимся понять главную мысль пьесы, развивать умение анализировать произведения.
Развивающая: показать жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад»
Воспитательная: Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни, увлечь учащихся творчеством Чехова А. П.
Ценность: Истина
Качества: самоанализ, ищите знания, вера в себя.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма: работа в группах, парах, индивидуальная самостоятельная работа.
Методы: рассказ учителя, выборочный пересказ, анализ текста, углубление знаний по теории литературы, комментированное чтение.
Оборудования и средства: портрет А. П. Чехова, пьеса «Вишневый сад», интерактивная доска, слайды.
Этапы урока:
Организационный момент
Постановка цели урока
Объяснение нового материала
Проверка усвоенного
Закрепление
Домашнее задание
Ход урока
Ход урока
Организационный момент.
Позитивный настрой «Концентрация на свете» (Элемент урока «Самопознание»)
Пожалуйста , сядьте удобно, спину держите прямо. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается , лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становиться все сильнее и ярче . Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполнятся светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие и добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть все хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом. И в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче, и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое. Повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите : «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и покоя…
Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце . Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Сегодня на уроке мы будем использовать правило 5-Д
-Дисциплина
-Долг
-Доброта
- Дружба
-Доверие
Наш урок я хочу с чтения цитаты: « В человеке все должно быть прекрасно- и душа, и мысли, и одежда…» Ребята, кому принадлежат эти слова?
(предполагаемый ответ : это высказывание принадлежит А. П. Чехову). Правильно, ребята.
Тема нашего урока: Жизнь и творчество А. П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад».
Постановка цели урока. знакомство с биографией писателя, дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «Новой драмы», почувствовать художественное своеобразие пьесы.
Объяснение нового материала.
1. вопросно-ответная беседа.
а. что вы знаете о жизни А. П. Чехова?
б. какие произведения писателя вы читали? О чем они?
2. Опережающее задание.
Слово о Чехове ( сообщения заранее подготовленных учеников)
Учащиеся на ходу составляют хронологическую таблицу. ( слайды)
3. Анализ пьесы «Вишневый сад».
-
Проверка усвоенного. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: пераое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.
Закрепление.
- почему рассказ является страстным протестом против разрушения человеческой личности
- как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»
- как вы считаете, превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека?
Итог урока: бездуховная жизнь на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать, Старцев врастает всем своим существом в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уровнены между собой, как люди, у которых одинаково не удалась жизнь.
Домашнее задание:
Прочитать с. 214-237
написать сочинение - миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе Ионыч?»