СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок проводился во время районного семинара по теме "Современные средства оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования".

Просмотр содержимого документа
«"Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро"»

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» .

Цели урока:

Обучающие:

  • Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу, анализу сюжетно – композиционных особенностей, проблемно - тематического своеобразия произведения.

  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;

  • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Развитие  логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

  • Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка задач.

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

–Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы отправляемся по тайге по затесям героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро. А свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка за сегодняшний урок.

Подпишите свой лист. (Ф.И.)

- Кстати, что такое «затеси»? Напишите ответ. (Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям)

Словарная работа. Что такое затеси?

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

 3)  Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы.

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

    Действительно, это тайга.

      Вторая часть “ребуса”:

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем тему урока в маршрутный лист.

«Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро».

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненные ситуации: сколько погибает людей в тайге, и не от голода, нет! Человек поддаётся страху, панике, который сковывает его и лишает сил, то есть возможности выжить. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.  “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?

  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?

  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

 Задание «Блиц-опрос» (однозначные ответы на вопросы, в именительном падеже) (10 баллов)

1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»? (Оно небольшое)

2) Кем был отец Васютки? (рыбак)

3) Чем снабжал Васютка рыбаков? (Орехи)

4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге? ( Хотел убить глухаря)

5) Сколько ночей провел в тайге? (3)

6) К какой крупной реке вышел? ( Енисей)

7) Кто спас Васютку? («Бот Игарец»)

8) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год? (Ружьё)

9) Время года и погода, когда заблудился Васютка? (Осень, дождь)

10) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился? ( Муха, попавшая в паутину)

Самопроверка

 (ответы на доске) и

самооценка

9-10 правильных ответов    «  

7-8 правильных ответов      «4» 

5-6  правильных ответов     «                       



     Изучение нового материала

Составление кластера

В любом кластере есть отправная точка. Нашей отправной точкой будет главный герой Васютка. Мы с вами выделим основные части рассказа, связанные с главным героем.



1. Поход в тайгу за орехами

2.Погоня за глухарем

3.Васютка заблудился.

4.1 ночь в тайге

5.1 день в тайге

6.Добыча утки.

7.Выход к озеру

8.2 ночь в тайге.

9.2 день в тайге.

10.3 ночь в тайге.

11.3 день в тайге.

12. Выход к Енисею

Композиция рассказа

Экспозиция:

1.Рассуждения об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригады Шадрина.

Завязка.

Поход Васютки в тайгу.

Развитие действий.

1.Потеря затесей.

2.Страх и отчаяние героя.

3.Действия по спасению.

4. Выход к реке.

Кульминация.

Появление бота и возвращение домой.

Развязка.

1. Васютка дома.

2. Путь к озеру и его освоение.

Эпилог.

Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»



- Но сначала необходимо узнать о местности, где происходит действие рассказа.  Слово предоставляется «географу». Сообщение


4.Анализ прочитанного.

1). Назовите героев рассказа “Васюткино озеро”

(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)

2). Что беспокоило рыбаков?

(Нет рыбы) ( Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведётся бригадами. Бригада либо движется по реке вниз  по течению и ловит сетями, либо живёт на одном месте и ведёт промысел паромами и перемётами. В ловушки попадалась ценная рыба – осётр, стерлядь, налим.



3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил

4) Давайте вспомним, как это было. Будьте внимательны. Прочитать по ролям сцену «Васютка собирается в тайгу»,стр.1146-147) 


5). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.)

6). Каков старинный порядок ?

“Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.

7) Что взял с собой Васютка? Зачем?Какие оплошности допустил В., чем пренебрег, собираясь в тайгу? Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?

8)Что же нужно помнить идущему в лес? Дома вы подготовили памятку идущему в лес, давайте послушаем.

 Советы идущему в лес.

1.       Продумай тщательно маршрут.

2.      Не забудь взять компас.

3.      Возьми спички для костра.

4.      Одежда должна быть тёплой.

5.      Приготовь запас еды ( соль, хлеб, сухари)


Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.

  2. Прекрати бесполезное движение,

  3. Осмотри место, где находишься.

  4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

  5. Разожги костер, приготовь пищу.

  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.



9). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

(Следил за пометками на деревьях. Зачитать. С.147).

10) Как случилось, что не раз бывавший в лесу  мальчик Васютка  заблудился?

 

( Васютка заблудился, потому что погнался за глухарём и сбился с дороги.

Он нарушил законы тайги). Как обычно проходит охота на глухаря? …глухаря часто берут с собакой…”) О чем говорит поведение Васютки? (В нем проснулся охотничий азарт.

11)“.. где же затеси?...” (стр.150) Найдите описание тайги, как рисует её автор. Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)


Васютка. Где же затеси? Пора уж им быть.

Выразит. чтение. «Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».

Васютка поворачивает назад, приглядывается.

Васютка. Фу ты! Где же затеси? Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак…


12) Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса) (чтение наизусть отрывка, стр. 151-152)

( Автор как бы сравнивает Васютку с попавшей  в паутину мухой). 

13) Почему это открытие было настолько простым и потрясающим?

(Мальчик  не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто).


  Физминутка 1 мин.

Все ребята дружно встали             Выпрямиться.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,     Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.  Прогнуться назад, руки                    положить за голову.

Как пружинки мы присели   Присесть.

И тихонько разом сели.                 Выпрямиться и сесть.


14) Итак, Васютка заблудился в огромной тайге.   Что такое тайга?  Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, послушайте, ребята, завораживающее описание тайги:  (СЛАЙД)

 

« Тайга – самый огромный на земле лес.  Царство колючей хвои.  Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не  слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, рапрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи- то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут  тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.»  / Николай Сладков /

 

 Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая – то опасность таится в этом описании. Вы почувствовали это, ребята?

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

 

15) Работа с ассоциограммой

 

 

Ребята!  Перед вами  - ассоциограмма.

 

Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?

 

 

ЛЕС  

                                                            Испугаюсь

 

Позову на помощь                      Разожгу костёр

                                                            Заплачу

 

 

 

  -  Хорошо. А как  же повёл себя Васютка?

 16) - Попытаемся  понять Васютку. Прочитаем монолог «А я заблудился». Стр. 156.(Целовальников)


17) - Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 152) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)



18) - Что он сделал в первую очередь?

Итак, надо “взять себя в руки”;

  • развести огонь;

  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

  • запастись на ночь дровами;

  • хочется плакать, но надо приготовить еду;

  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

19) В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

20). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Чтение текста.стр. 166(Виноходова)

21)Почему отражение в Енисее удивило Васютку?(стр.166-внизу)

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

22) Каким  предстал перед вами Васютка?

( Любознательный, непоседливый, азартный, способный к размышлению, наблюдательный)

  23) Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/

( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро.)

24) - Правильно, он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?

 ( Он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

25)-Правильно, ребята.  Как вы определите идею произведения?

( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию).

Составление синквейна (3 балла)

- А вот теперь, проанализировав поведение и характер героя, я хочу проверить, как вы поняли, какой Васютка?

- посередине листа запишите имя нашего героя.

- Далее запишите два прилагательных, которые бы вы отнесли к Васютке.

- Затем запишите три глагола, которые также характеризуют мальчика.

-А теперь запишите выражение из 4 слов – ваше отношение к герою.

- И последняя строка – одно слово – ваш вывод!

- Кто желает зачитать, что получилось?




Васютка


храбрый, выносливый


шёл, искал, верил


хочу быть похожим на героя


молодец (зависть, гордость)


зачитывают



 



Рефлексия

Прием «Дерево предсказаний».

-А сейчас вы должны написать на листочках, чему вас научил этот рассказ? Как вы воспользуетесь этими знаниями в жизни?

V. Подведение итогов урока.



Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Васютке помогли знания природы . Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Выводы по результатам исследования:

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

  3. Знание законов природы помогает человеку выжить

  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

-Выставление оценок.

Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились?

- Что тебе было интересным?

Посмотрите внимательно на ваши оценки. Поставьте себе за урок оценку

Назовите одного самого активного ученика, который сегодня очень хорошо отвечал. Поставьте, пожалуйста, ему отметку.

Нарисуйте, пожалуйста, своё настроение фломастерами

Домашнее задание на выбор

1) нарисовать иллюстрацию к рассказу,

                                             2) написать сочинение «Как я однажды…»













































Маршрутный лист

Ф.И. …………………. …………………………………… ………… .

Рассматриваемые вопросы на уроке

Моё выполнение задания

Моя оценка

Оценка учителя

1

Что такое затеси?

Напишите ответ.




2

Тема урока




3

Попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока: (отметьте нужный вариант)

  • Природа – друг или враг?

  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?

  • Какие уроки дает природа герою и читателю?





4

 Задание «Блиц-опрос» (однозначные ответы на вопросы, в именительном падеже) (10 баллов)

1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»?

2) Кем был отец Васютки?

3) Чем снабжал Васютка рыбаков?

4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге?

5) Сколько ночей провел в тайге?

6) К какой крупной реке вышел?

7) Кто спас Васютку?

8) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год?

9) Время года и погода, когда заблудился Васютка?

10) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился?







5

Выделить основные части рассказа, связанные с главным героем (расставить правильно последовательность частей):

Васютка заблудился

Поход в тайгу за орехами

Выход к Енисею

Выход к озеру

3 ночь в тайге

Погоня за глухарем

1 ночь в тайге

1 день в тайге

Добыча утки

3 день в тайге

2 ночь в тайге.

2 день в тайге.









6

Местность, где происходит действие рассказа.  Сообщение о природе Заполярья




7

Анализ прочитанного.

1). Назовите героев рассказа “Васюткино озеро”

2). Что беспокоило рыбаков?

3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

4) Давайте вспомним, как это было. Будьте внимательны. Прочитать по ролям сцену «Васютка собирается в тайгу»,стр.1146-147) 

5). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

6). Каков старинный порядок ?

7) Что взял с собой Васютка? Зачем?Какие оплошности допустил В., чем пренебрег, собираясь в тайгу? Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?

8)Что же нужно помнить идущему в лес? Прочитайте памятку идущему в лес и «Если ты заблудился».

9). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

10) Как случилось, что не раз бывавший в лесу  мальчик Васютка  заблудился? О чем говорит поведение Васютки?

11)“.. где же затеси?...” (стр.150) Найдите описание тайги, как рисует её автор. Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)

12) Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором ?(чтение наизусть отрывка, стр. 151-152)

13) Почему это открытие было настолько простым и потрясающим?












Физминутка 1 мин.






14) Итак, Васютка заблудился в огромной тайге.   Что такое тайга? (Показ слайдов)






15) Работа с ассоциограммой

 

 

Ребята!  Перед вами  - ассоциограмма.

 

Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу? Подчеркните ваш ответ

 

 

ЛЕС  

                                                            Испугаюсь

 

Позову на помощь                    Разожгу костёр

                                                            Заплачу

 

 





16

  А как  же повёл себя Васютка? Монолог Васютки «А я заблудился»






17) - Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 152)





18) - Что он сделал в первую очередь?






19) В чём увидел мальчик своё спасение?






20). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Чтение монолога (стр.166)






21)Почему отражение в Енисее удивило Васютку?






22) Каким  предстал перед вами Васютка?






  23) Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/






24)Он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?






25)Как вы определите идею произведения?




26

Составление синквейна (3 балла)

- А вот теперь, проанализировав поведение и характер героя, я хочу проверить, как вы поняли, какой Васютка?

- посередине листа запишите имя нашего героя.

- Далее запишите два прилагательных, которые бы вы отнесли к Васютке.

- Затем запишите три глагола, которые также характеризуют мальчика.

-А теперь запишите выражение из 4 слов – ваше отношение к герою.

- И последняя строка – одно слово – ваш вывод!





27

Рефлексия

Прием «Дерево предсказаний».

-А сейчас вы должны написать, чему вас научил этот рассказ? Как вы воспользуетесь этими знаниями в жизни?






Выставление оценок. Посмотрите внимательно на ваши оценки. Поставьте себе за урок оценку





Назовите одного самого активного ученика, который сегодня очень хорошо отвечал. Поставьте, пожалуйста, ему отметку.





Нарисуйте, пожалуйста, своё настроение фломастерами




















Спасибо за урок!












































Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся  с биографией  В.П. Астафьева, пробудить интерес к его  личности и творчеству;

  • Продолжать работу по обучению аналитическому пересказу, анализу сюжетно – композиционных особенностей, проблемно - тематического своеобразия произведения.

  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.

Развивающие:

  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;

  • Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;

  • Развитие  логического мышления, всех видов памяти, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

  • Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

  • Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!