СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»»

МБОУ «Руссковская СШ» Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» Подготовила учитель русского языка и литературы Мартынова Алла Ивановна

МБОУ «Руссковская СШ»

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Подготовила учитель русского языка и литературы Мартынова Алла Ивановна

Тема урока

Тема урока

Тема? Цель? Проблема? ? ? ?

Тема? Цель? Проблема?

? ? ?

Что это? Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.  Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Что это?

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Тайга…тайга…тайга…

Тайга…тайга…тайга…

Кто это? Он маленький, как песчинка в океане. Он беззащитный и в то же время сильный. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.  Он совершает ошибку и исправляет ее.

Кто это?

  • Он маленький, как песчинка в океане.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.
Васютка

Васютка

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Тема урока:

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Эпиграф  Природа – это не только источник жизни. Она и воспитатель души.  В.П.Астафьев.

Эпиграф

Природа – это не только источник жизни. Она и воспитатель души.

В.П.Астафьев.

 Проблемные вопросы:  Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки даёт природа герою и читателю?

Проблемные вопросы:

Природа – друг или враг?

Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Какие уроки даёт природа герою и читателю?

Кедровка

Кедровка

 Глухарь

Глухарь

Какие сравнения встретились вам в тексте? Густая, как смоль, темень начала редеть. С высоты тайга казалась огромным тёмным морем. Голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Середина озера напоминала раскалённую печку. Будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья.

Какие сравнения встретились вам в тексте?

  • Густая, как смоль, темень начала редеть.
  • С высоты тайга казалась огромным тёмным морем.
  • Голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох.
  • Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.
  • Середина озера напоминала раскалённую печку.
  • Будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья.
Что описывает автор такими эпитетами?  молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая  небольшое, унылое, подёрнутое ряской  молочный, клейкий, неподвижный  далёкие, таинственные, мерцающие  раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Что описывает автор такими эпитетами?

  • молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
  • небольшое, унылое, подёрнутое ряской
  • молочный, клейкий, неподвижный
  • далёкие, таинственные, мерцающие
  • раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
Физминутка Мы классом по лесу гуляли И за природой наблюдали: Вот вверх на солнце посмотрели, Там на пенёчке посидели, За бабочками наблюдали, Нам птички крыльями махали. Мы мох погладили руками, Траву заметив под ногами. Вдруг ноги вязнут отчего-то: Знать впереди нас ждёт болото!

Физминутка

Мы классом по лесу гуляли

И за природой наблюдали:

Вот вверх на солнце посмотрели,

Там на пенёчке посидели,

За бабочками наблюдали,

Нам птички крыльями махали.

Мы мох погладили руками,

Траву заметив под ногами.

Вдруг ноги вязнут отчего-то:

Знать впереди нас ждёт болото!

Куда вышел по болоту герой рассказа?

Куда вышел по болоту герой рассказа?

Берег Енисея

Берег Енисея

Законы тайги «От затесей далеко не отходи – сгинешь». «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички» Надо беречь патроны «Тайга хлипких не любит!»

Законы тайги

  • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  • «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
  • Надо беречь патроны
  • «Тайга хлипких не любит!»
Тайны тайги   Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла. Заполярная тайга не страшна зверьми. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки. Трава растёт обычно возле больших водоёмов. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме. У костра заблудившегося скорей заметят. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг. Кровянистое небо – завтра ветер будет. Вызвездило – к холоду.

Тайны тайги

  • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  • Заполярная тайга не страшна зверьми.
  • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  • Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  • У костра заблудившегося скорей заметят.
  • С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  • Кровянистое небо – завтра ветер будет.
  • Вызвездило – к холоду.
Знания Васютки   Как определить стороны света Найти по типу леса реку Понять проточный характер озера Выбрать направление выхода из тайги Предсказать погоду на завтра

Знания Васютки

  • Как определить стороны света
  • Найти по типу леса реку
  • Понять проточный характер озера
  • Выбрать направление выхода из тайги
  • Предсказать погоду на завтра
Умения Васютки   Добывать кедровые орехи Пользоваться затесями Развести огонь Запастись дровами Подстрелить, разделать  и запечь птицу Подготовить ночлег Экономить патроны

Умения Васютки

  • Добывать кедровые орехи
  • Пользоваться затесями
  • Развести огонь
  • Запастись дровами
  • Подстрелить, разделать
  • и запечь птицу
  • Подготовить ночлег
  • Экономить патроны
Памятка « Советы идущему в лес»     Продумай тщательно маршрут. Возьми компас, спички, хлеб. Оденься потеплее. Предупреди взрослых.  

Памятка « Советы идущему в лес»

 

  • Продумай тщательно маршрут.
  • Возьми компас, спички, хлеб.
  • Оденься потеплее.
  • Предупреди взрослых.

 

Памятка « Если ты заблудился»   Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезное движение. Осмотри место, где находишься. Собери хворост, дрова для костра . Разожги костер, приготовь пищу. Подготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка « Если ты заблудился»

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение.
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра .
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Итоги урока Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Урок дал мне для жизни…  Своей работой на уроке я… Мое настроение…

Итоги урока

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Своей работой на уроке я…
  • Мое настроение…
Домашнее задание Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему.  Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Домашнее задание

  • Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему.
  • Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.