СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек.Сознание.Самосознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему:"Человек.Сознание.Самосознание."

Просмотр содержимого документа
«Человек.Сознание.Самосознание.»

Человек.  Сознание. Самосознание.       Подготовила студентка  Группы Ш-21  Христенко Татьяна

Человек. Сознание. Самосознание. Подготовила студентка Группы Ш-21 Христенко Татьяна

Курт Воннегут  «Наше сознание — это именно то живое, а быть может, и священное, что есть в каждом из нас. Всё остальное в нас — мёртвая механика.»

Курт Воннегут

«Наше сознание — это именно то живое, а быть может, и священное, что есть в каждом из нас. Всё остальное в нас — мёртвая механика.»

Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание

  • это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Важным элементом сознания является  внимание , способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности. Далее, следует назвать   память  - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства радости, удовольствия, горя, а также аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). Следует отметить и такой существенный компонент сознания, каким является  воля , представляющая собой осмысленное   устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
  • Важным элементом сознания является  внимание , способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности. Далее, следует назвать   память  - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства радости, удовольствия, горя, а также аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). Следует отметить и такой существенный компонент сознания, каким является  воля , представляющая собой осмысленное   устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Согласно материалистической теории марксизма для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека - его предметно-практическая деятельность - есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Люди начинают с производства, ибо только оно обеспечивает человеку удовлетворение его потребностей. Общественный труд формирует человеческое сознание. Животное «производит» лишь под властью непосредственной физической потребности. Его поведение носит инстинктивный характер, программа его поведения, в сущности, генетически заложена в нем.
  • Согласно материалистической теории марксизма для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека - его предметно-практическая деятельность - есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Люди начинают с производства, ибо только оно обеспечивает человеку удовлетворение его потребностей. Общественный труд формирует человеческое сознание. Животное «производит» лишь под властью непосредственной физической потребности. Его поведение носит инстинктивный характер, программа его поведения, в сущности, генетически заложена в нем.
Самосознание   это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание

  •   это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
  Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.  
  •   Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

 

С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собственного касания и локализует его на кончиках собственных . В том случае, если человек трогает предмет не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству - палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека любопытным образом переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.
  • С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собственного касания и локализует его на кончиках собственных . В том случае, если человек трогает предмет не рукой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к использованному средству - палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказывается на его периферии и переживается воспринимающим человеком как непосредственное продолжение его тела. В этом случае ощущение воздействия предмета на человека любопытным образом переживается человеком как локализованное уже не на кончиках его пальцев, а на конце палки или зонда.
Несмотря на огромные усилия, затраченные науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития. Важно отметить, что сознание, самосознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.
  • Несмотря на огромные усилия, затраченные науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития. Важно отметить, что сознание, самосознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Конечно, можно и нужно изучать каждый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть человека и его место в мире. В этом целом в качестве ведущего фактора на разных этапах развития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!