"Человек-Сын своего времени" (урок по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен"

Категория: Литература

Обучающиеся учатся определять главную тему, общую цель текста;

предвосхищать содержание плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, выполнять смысловое свертывание и развертывание при помощи таблицы,

учатся  планировать  собственную деятельность.

 

Просмотр содержимого документа
«"Человек-Сын своего времени" (урок по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен"»

Учитель: Егорова Марина Николаевна, первая квалификационная категория,

Тема В.М.Шукшин «Экзамен» «Человек — сын времени и сын своей страны».


Предмет Литература

Класс 6

Цели: Создать условия для достижения планируемых результатов:

Предметные:

знать, что такое тема, идея произведения , ключевые слова

Метапредметные :

УУД СЧ и РТ.

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт,

сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте выделять не только главную, но и избыточную информацию;

выполнять смысловое свертывание и развертывание при помощи таблицы

Регулятивные:

- планировать собственную деятельность, давать оценку качества и уровня усвоения.

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

Извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

логические – анализ объектов с целью выделения признаков

общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

применять полученные знания.

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные :

Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение героям рассказа. Осознают связь поколений.

Тип урока : комбинированный.

Необходимое оборудование: рассказ «Экзамен», карточки

Методы и формы обучения : беседа, рассказ, , практическое задание, анализ текста

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, в парах, групповая.



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.


Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми, добрыми чувствами.

С биографией и творчеством известного писателя, актера, кинорежиссера, В.М.Шукшина, мы познакомимся в старших классах, а сегодня обратимся к анализу его рассказа “Экзамен”, который вы прочитали дома.

Приветствие учителя

Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.


- волевая саморегуляция;

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация учебной деятельности Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.

Ребята. У нас сегодня урок, тема которого: “Человек – сын времени и ……”. Что заметили?



Объясняют, высказывают предположения.



-умение высказывать своё предположение,

умение оформлять свои -мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.


Целеполагание


Перед нами стоит цель .Определить тему урока
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Определяют свои цели урока.



,


Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Актуализация знаний


Что поможет нам достичь цели

Каков сюжет рассказа?



Блиц - разминка на знание текста


Ключевые слова.



Знание сюжета, темы и идеи произведения.

Внешне прост: студент не знает ответа, профессор ставит “плохо”.


(см. приложение)

Определяют, записывают в тетрадь: профессор, студент, экзамен , «Слово», плен совесть, история, русский человек, стыдно

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.


Выявление затруднений и пути построения из затруднений


Организация групп

1 группа

Когда и кому из героев рассказа стыдно и за что? Найдите в тексте эти эпизоды, кратко сформулируйте ответ. Составить схему, в которой связующим звеном будет слово “стыдно”.

2 группа. Составить кластер, используя ключевые слова


3группа работает с текстом и отвечает на вопросы



Составляют таблицу (см. приложение)


Составляют кластер (см. приложение)


(см. приложение)

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Этап реализации


.




Какие выводы


(Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Консультирует, советует, помогает

Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности)

Отчёт групп о проделанной работе.



Профессор Григорьев чувствует себя частью истории, участником событий времен князя Игоря, представляет его автора, который очень похож на студента Николая. А вот у студента такого ощущения нет.



Предъявляют результаты самостоятельной работы в парах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.



Почему? Давайте начертим подобие ленты времени, отметив даты: создание “Слова…”, XIX, XX, XXI век. Другой вектор соответствует обществу, людям, которые живут в данное время. Сплошная линия, соединяющая два эти векторы, означает понимание, принятие “Слова…”. Оно было близко и понятно современникам, служа страстным призывом объединиться и защитить Русь. Обращаясь к “Слову…” во время военного лихолетья 1812 года, русское общество находило в нем уверенность в могуществе русского народа, веру в славное будущее России. Это обозначено на рисунке сплошной линией. Но в веке двадцатом оно, близкое и понятное профессору Григорьеву (сплошная линия), бесконечно далеко от студента Николая (пунктирная линия).

Почему?


Какова позиция автора?


Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать фрески в давно заброшенных церквях? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца?


Не знает, не читал, не может понять..

НО пережил и прочувствовал то, что пережил князь Игорь. Это бесконечно радует профессора – “Это хорошо, что вы меня понимаете. “Слово” надо, конечно, прочитать. И не раз”.



Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы. Мы умели жить. Помни это”.

Человек живее не только во времени, но и в стране




Без знаний истории у человека нет будущего.

Знать своё прошлое, историю государства необходимо, чтобы стать настоящим гражданином.





умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания





Рефлексия


Тема нашего урока?



Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?




Человек — сын времени и сын своей страны

Записали тему

Высказывание по модели:

А) У меня в душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)…

В) На уроке мне удалось…

Г) Если бы…, то…


Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Приложение.

Блиц-разминка на знание текста.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учеников

- Как держит студент билет?

- “билет мелко вздрагивал”

- Почему профессор называет студентов “черти полосатые”?

- видит, что не готовы, но хотят получить положительную отметку (Шукшин использует простонародную лексику).

- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь?

- студент, так как он сам был в плену

- Почему меняется отношение профессора к студенту?

-воевал за русскую землю

- Почему профессор называет учебу нелегким трудом?

- не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков

- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был?

- чувствует связь поколений

- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)?

- земля одна – русская

- Как вы думали, при первом прочтении, что поставил профессор студенту?

- “3” - (пожалея)

- “4” - (стал симпатичен)

- “5” - (за то, что воевал)

- Почему профессору был не важен II вопрос билета?

- как для русского человека знания I вопроса вполне достаточно

- Почему студент боялся открыть зачетку?

- было бы стыдно, даже, если “3”

- Почему именно “2” поставил профессор?

- избавил от стыда студента


кластер:

профессор

студент

экзамен

«Слово»,

«Слово»,

история,

плен

стыдно

русский человек

,


Когда и кому из героев рассказа стыдно и за что? Найдите в тексте эти эпизоды, кратко сформулируйте ответ. Составим схему, в которой связующим звеном будет слово “стыдно”.

Студент Николай.

слово

Профессор Григорьев


стыдно


Рассказывал неинтересно, плохо.


Ягодки заочного обучения”.


стыдно


Опустил голову, молчал.


Человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение.


стыдно


Ставьте мне “двойку”.


Что вовлек себя и парня в эту школьную игру.


стыдно


Хотел, но не мог понять слов профессора.


Мне кажется, что я бывал там когда – то… давным – давно… Во времена Игоря.


стыдно


Не прочитано произведение.


Надо вернуться к “Слову о полку Игореве”.


стыдно


Получить “хорошо” и “отлично” за плен, побег, жизнь.


“Это все… очень русские штучки. А вы еще “Слово…” не хотите читать”.


Вопросы

- Кто лучше понимает, что такое плен и что чувствовал князь Игорь?

- студент, так как он сам был в плену

- Почему меняется отношение профессора к студенту?

- воевал за русскую землю

- Почему профессор называет учебу нелегким трудом? -

не только отстоять свободу Родины, но и сохранить об этом память для потомков

- Почему профессор вспоминает про Подол, хотя никогда там не был?

- чувствует связь поколений

- Почему профессор так серьезно относится к войне (хотя сам не воевал)?

- земля одна – русская









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей