СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации разработка урока. Вначале вопросы для повторения. Урок с элементами практики.

Просмотр содержимого документа
«Человек в группе»

Выполните тестовое задание 1. Позитивные чувства в отношении между людьми чаще всего вызывают : Антипатию Негатив Симпатию Отрицание

Выполните тестовое задание

  • 1. Позитивные чувства в отношении между людьми чаще всего вызывают :
  • Антипатию
  • Негатив
  • Симпатию
  • Отрицание
2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений: Дружба Знакомство Приятельство Товарищество
  • 2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:
  • Дружба
  • Знакомство
  • Приятельство
  • Товарищество
3. Из двух суждений о стереотипах и межличностных отношениях: Стереотипы дают упрощенное или обобщенное представление о человеке или группе Попав в плен стереотипа, легко заблудиться: Верно только а Верно только б Верны оба суждения Оба суждения неверны
  • 3. Из двух суждений о стереотипах и межличностных отношениях:
  • Стереотипы дают упрощенное или обобщенное представление о человеке или группе
  • Попав в плен стереотипа, легко заблудиться:
  • Верно только а
  • Верно только б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны
4. Из двух суждений об антипатии: Обычно антипатия - следствие отрицательных чувств Антипатия противоположна симпатии: Верно только а Верно только б Верны оба суждения Оба суждения неверны
  • 4. Из двух суждений об антипатии:
  • Обычно антипатия - следствие отрицательных чувств
  • Антипатия противоположна симпатии:
  • Верно только а
  • Верно только б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны
В1:Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции из 1 столбика подберите примеры из 2 столбика Вид отношений Пример А. Личные Б. Официальные Отношения директора и учителя Отношения между 2 братьями Разговор друзей на улице Обращение адвоката к судье

В1:Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции из 1 столбика подберите примеры из 2 столбика

Вид отношений

Пример

А. Личные

Б. Официальные

  • Отношения директора и учителя
  • Отношения между 2 братьями
  • Разговор друзей на улице
  • Обращение адвоката к судье
Дополните схему: Межличностные отношения ? Приятельство Товарищество Дружба

Дополните схему:

Межличностные отношения

?

Приятельство

Товарищество

Дружба

С Древнейших времён человек объединяется в группы. Зачем люди объединялись в группы? Что давала человеку группа?

С Древнейших времён человек объединяется в группы.

  • Зачем люди объединялись в группы?
  • Что давала человеку группа?
Какие бывают группы Прочитать с. 58-59 попробовать сформулировать, что такое группа Что такое группа? По каким критериям она формируется? Группа – объединение людей, у которых есть общее дело и общая цель. Каждая группа имеет свои правила. У членов группы могут быть условные знаки принадлежности к группе.

Какие бывают группы

Прочитать с. 58-59 попробовать сформулировать, что такое группа

  • Что такое группа? По каким критериям она формируется?
  • Группа – объединение людей, у которых есть общее дело и общая цель.

Каждая группа имеет свои правила. У членов группы могут быть условные знаки принадлежности к группе.

ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Какие бывают группы? Среди групп можно выделить те, которые выбираешь ты (кружок, спортивная секция, друзья), и в которых ты оказываешься не по своему выбору (семья, школьный класс).

Какие бывают группы?

  • Среди групп можно выделить те, которые выбираешь ты (кружок, спортивная секция, друзья), и в которых ты оказываешься не по своему выбору (семья, школьный класс).
Прочитать п.2 с.59 и выполнить задание  ГРУППЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ ЗАДАНИЕ: прочитайте п.2 и выделите в тексте предложения, в которых содержатся критерии, по которым человек выбирает себе группу 1.встречаться и разговаривать 2.общие интересы и полезные дела 3.комфортно 4.многому научиться и научить ЗАДАНИЕ: стр. 66 задания 2, 3

Прочитать п.2 с.59 и выполнить задание ГРУППЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ЗАДАНИЕ: прочитайте п.2 и выделите в тексте предложения, в которых содержатся критерии, по которым человек выбирает себе группу

  • 1.встречаться и разговаривать
  • 2.общие интересы и полезные дела
  • 3.комфортно
  • 4.многому научиться и научить

ЗАДАНИЕ: стр. 66 задания 2, 3

СЕМЬЯ ЖИТЕЛИ населённого пункта КЛАСС Участником каких групп одновременно ты являешься? ГРУППА НАРОД КРУЖОК, СЕКЦИЯ КОЛЛЕГИ по работе

СЕМЬЯ

ЖИТЕЛИ

населённого пункта

КЛАСС

Участником каких групп одновременно ты являешься?

ГРУППА

НАРОД

КРУЖОК, СЕКЦИЯ

КОЛЛЕГИ по работе

Человек в группе — а в разных группах тем более! — может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возмож­ность показать себя с какой-то особой стороны.

Человек в группе — а в разных группах тем более! — может играть разные роли.

И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возмож­ность показать себя с какой-то особой стороны.

3. Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. (рабочая тетрадь стр. 7, №3) ученик директор учитель школа секретарь гардеробщица повар

3. Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. (рабочая тетрадь стр. 7, №3)

ученик

директор

учитель

школа

секретарь

гардеробщица

повар

Внук (внучка) Сын (дочь) Брат (сестра) семья Племянник (племянница) Бабушка (дедушка) Мама (папа)

Внук (внучка)

Сын (дочь)

Брат (сестра)

семья

Племянник (племянница)

Бабушка (дедушка)

Мама (папа)

У каждой группы есть общее дело, общая цель и общие интересы. Задание. Подумай и скажи, какое общее дело у ………..:  Членов семьи, Туристов, Учащихся, Футболистов, Театрального коллектива, Врачей.

У каждой группы есть общее дело, общая цель и общие интересы.

Задание. Подумай и скажи, какое общее дело

у ………..:

  • Членов семьи,
  • Туристов,
  • Учащихся,
  • Футболистов,
  • Театрального коллектива,
  • Врачей.
Выводы Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья» Групп, объединяющих людей множество. У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников. Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.

Выводы

  • Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья»
  • Групп, объединяющих людей множество.
  • У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.
  • Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.
Но в каждой группе есть человек, который руководит группой, как вы его назовете - ЛИДЕР

Но в каждой группе есть человек, который руководит группой, как вы его назовете - ЛИДЕР

Как вы думаете кто такой лидер?  Лидер Кому верит большинство людей Кто умеет организовывать людей Вырвавшийся вперед на соревнованиях Руководитель государства Кто имеет популярность в какой-то группе Кто успешен в жизни

Как вы думаете кто такой лидер? Лидер

  • Кому верит большинство людей
  • Кто умеет организовывать людей
  • Вырвавшийся вперед на соревнованиях
  • Руководитель государства
  • Кто имеет популярность в какой-то группе
  • Кто успешен в жизни
Кто может быть лидером? Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.

Кто может быть лидером?

  • Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.
Задание Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой. Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.

Задание

  • Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы.
  • Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой.
  • Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.

Предполагаемые ответы 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим… Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать. Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда». Отрицательно – Гитлер, Наполеон

Предполагаемые ответы

  • 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим…
  • Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать.
  • Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда».

Отрицательно – Гитлер, Наполеон

Типы лидеров и их функции: Тип лидера Сущность Эмоциональный лидер Играет основную роль в межличностных отношениях, от которых зависит психологический климат в классе, преобладающий тип взаимоотношений одноклассников, принятые нравственные ценности. Чаще всего не испытывает потребности в управлении классом. Деловой лидер Играет главную роль в решении поставленных перед классом задач – учебных, трудовых, спортивных, творческих. Стремится к достижению цели, не считаясь с чувствами и настроениями членов группы, он легко может вызвать конфликт. Испытывает потребность в управлении классом. Абсолютный лидер Ученик класса, который успешен во всех областях жизни класса.

Типы лидеров и их функции:

Тип лидера

Сущность

Эмоциональный лидер

Играет основную роль в межличностных отношениях, от которых зависит психологический климат в классе, преобладающий тип взаимоотношений одноклассников, принятые нравственные ценности. Чаще всего не испытывает потребности в управлении классом.

Деловой лидер

Играет главную роль в решении поставленных перед классом задач – учебных, трудовых, спортивных, творческих. Стремится к достижению цели, не считаясь с чувствами и настроениями членов группы, он легко может вызвать конфликт. Испытывает потребность в управлении классом.

Абсолютный лидер

Ученик класса, который успешен во всех областях жизни класса.

Нормы В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы».

Нормы

  • В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других.
  • Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы».
Что такое групповые нормы?   Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.

Что такое групповые нормы? Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.

Поощрения и наказания Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры. Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки социальных норм.

Поощрения и наказания

Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры.

Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки социальных норм.

санкции отрицательные положительные Похвала, благодарность, одобрение, грамота, ценный подарок, премия, медаль … Выговор, осуждение, усмешка, лишение премии, увольнение, штраф, лишение звания…

санкции

отрицательные

положительные

Похвала, благодарность, одобрение, грамота, ценный подарок, премия, медаль …

Выговор, осуждение, усмешка, лишение премии, увольнение, штраф, лишение звания…

КАЖДАЯ ГРУППА ИМЕЕТ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ: 1. Внешние (особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.) ). 2. Имеет свои законы, правила, ритуалы. 3. Имеет свои санкции (различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки)).

КАЖДАЯ ГРУППА ИМЕЕТ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:

1. Внешние (особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.) ).

2. Имеет свои законы, правила, ритуалы.

3. Имеет свои санкции (различные способы порицания (наказания) и поощрения

(поддержки)).

Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и  необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах. - Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то . что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы. - мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние. Степень влияния бывает разной, больше или меньше.     - Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния. Ответы сводятся к следующему: От личных качеств человека и от состава группы. - Разным бывает не только степень влияния но и его результат ( положительный и отрицательный).
  • Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и  необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.
  • - Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то
  • . что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.
  • - мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
  • Степень влияния бывает разной, больше или меньше.    
  • - Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.
  • Ответы сводятся к следующему:
  • От личных качеств человека и от состава группы.
  • - Разным бывает не только степень влияния но и его результат
  • ( положительный и отрицательный).
Выводы  За нарушение правил человека могут исключить из группы. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека. Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем. Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Выводы

  • За нарушение правил человека могут исключить из группы.
  • Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
  • Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
  • Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!