Выполните тестовое задание
- 1. Позитивные чувства в отношении между людьми чаще всего вызывают :
- Антипатию
- Негатив
- Симпатию
- Отрицание
- 2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:
- Дружба
- Знакомство
- Приятельство
- Товарищество
- 3. Из двух суждений о стереотипах и межличностных отношениях:
- Стереотипы дают упрощенное или обобщенное представление о человеке или группе
- Попав в плен стереотипа, легко заблудиться:
- Верно только а
- Верно только б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
- 4. Из двух суждений об антипатии:
- Обычно антипатия - следствие отрицательных чувств
- Антипатия противоположна симпатии:
- Верно только а
- Верно только б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
В1:Установите соответствие между видами отношений и их примерами. К каждой позиции из 1 столбика подберите примеры из 2 столбика
Вид отношений
Пример
А. Личные
Б. Официальные
- Отношения директора и учителя
- Отношения между 2 братьями
- Разговор друзей на улице
- Обращение адвоката к судье
Дополните схему:
Межличностные отношения
?
Приятельство
Товарищество
Дружба
С Древнейших времён человек объединяется в группы.
- Зачем люди объединялись в группы?
- Что давала человеку группа?
Какие бывают группы
Прочитать с. 58-59 попробовать сформулировать, что такое группа
- Что такое группа? По каким критериям она формируется?
- Группа – объединение людей, у которых есть общее дело и общая цель.
Каждая группа имеет свои правила. У членов группы могут быть условные знаки принадлежности к группе.
ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Какие бывают группы?
- Среди групп можно выделить те, которые выбираешь ты (кружок, спортивная секция, друзья), и в которых ты оказываешься не по своему выбору (семья, школьный класс).
Прочитать п.2 с.59 и выполнить задание ГРУППЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
ЗАДАНИЕ: прочитайте п.2 и выделите в тексте предложения, в которых содержатся критерии, по которым человек выбирает себе группу
- 1.встречаться и разговаривать
- 2.общие интересы и полезные дела
- 3.комфортно
- 4.многому научиться и научить
ЗАДАНИЕ: стр. 66 задания 2, 3
СЕМЬЯ
ЖИТЕЛИ
населённого пункта
КЛАСС
Участником каких групп одновременно ты являешься?
ГРУППА
НАРОД
КРУЖОК, СЕКЦИЯ
КОЛЛЕГИ по работе
Человек в группе — а в разных группах тем более! — может играть разные роли.
И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны.
3. Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. (рабочая тетрадь стр. 7, №3)
ученик
директор
учитель
школа
секретарь
гардеробщица
повар
Внук (внучка)
Сын (дочь)
Брат (сестра)
семья
Племянник (племянница)
Бабушка (дедушка)
Мама (папа)
У каждой группы есть общее дело, общая цель и общие интересы.
Задание. Подумай и скажи, какое общее дело
у ………..:
- Членов семьи,
- Туристов,
- Учащихся,
- Футболистов,
- Театрального коллектива,
- Врачей.
Выводы
- Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья»
- Групп, объединяющих людей множество.
- У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.
- Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.
Но в каждой группе есть человек, который руководит группой, как вы его назовете - ЛИДЕР
Как вы думаете кто такой лидер? Лидер
- Кому верит большинство людей
- Кто умеет организовывать людей
- Вырвавшийся вперед на соревнованиях
- Руководитель государства
- Кто имеет популярность в какой-то группе
- Кто успешен в жизни
Кто может быть лидером?
- Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.
Задание
- Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы.
- Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой.
- Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.
Предполагаемые ответы
- 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим…
- Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать.
- Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда».
Отрицательно – Гитлер, Наполеон
Типы лидеров и их функции:
Тип лидера
Сущность
Эмоциональный лидер
Играет основную роль в межличностных отношениях, от которых зависит психологический климат в классе, преобладающий тип взаимоотношений одноклассников, принятые нравственные ценности. Чаще всего не испытывает потребности в управлении классом.
Деловой лидер
Играет главную роль в решении поставленных перед классом задач – учебных, трудовых, спортивных, творческих. Стремится к достижению цели, не считаясь с чувствами и настроениями членов группы, он легко может вызвать конфликт. Испытывает потребность в управлении классом.
Абсолютный лидер
Ученик класса, который успешен во всех областях жизни класса.
Нормы
- В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других.
- Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы».
Что такое групповые нормы? Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.
Поощрения и наказания
Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры.
Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки социальных норм.
санкции
отрицательные
положительные
Похвала, благодарность, одобрение, грамота, ценный подарок, премия, медаль …
Выговор, осуждение, усмешка, лишение премии, увольнение, штраф, лишение звания…
КАЖДАЯ ГРУППА ИМЕЕТ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:
1. Внешние (особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.) ).
2. Имеет свои законы, правила, ритуалы.
3. Имеет свои санкции (различные способы порицания (наказания) и поощрения
(поддержки)).
- Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.
- - Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то
- . что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.
- - мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.
- Степень влияния бывает разной, больше или меньше.
- - Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.
- Ответы сводятся к следующему:
- От личных качеств человека и от состава группы.
- - Разным бывает не только степень влияния но и его результат
- ( положительный и отрицательный).
Выводы
- За нарушение правил человека могут исключить из группы.
- Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
- Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
- Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.