Урок №11-12
Обществознание, 10
Человек в системе социальных связей
Д.З.: § 7, ?? (с.76), задания (с.76-77)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.
2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.
3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования.
Понятия, термины
- нравы;
- обычаи;
- традиции;
- самосознание;
- человек, индивид, личность; социализация;
- самопознание;
- самореализация;
- самовоспитание;
- самообразование;
- свобода;
- ответственность.
Знать и уметь
- Знать связь свободы и необходимости.
- Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке.
- Выделять основные признаки понятия «личность».
Изучение нового материала
- Человек в системе социальных связей.
- Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
- Самосознание и самореализация.
- Социальное поведение.
- Единство свободы и ответственности личности.
Актуализация проблемы
- Что значит быть личностью?
- Чем определяется мера социальной ответственности личности?
- Как обрести свободу, живя в обществе?
Генрих Гейне назвал человека “аристократом среди животных”. Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?
Раскройте смысл высказывания Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть”.
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое
Социальное
Человек - это биологическое существо, т.к. он живёт, как всё живое на земле. Каждая его клетка растёт, развивается, умирает. Человек-это часть природы.
Человек - это социальное существо, т.к. он полностью зависит от общества, политики.
Он не может жить отдельно от мира.
Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”.
Биологическое в человеке
Социальное в человеке
- Наличие кровеносной системы.
- Инстинкт самосохранения.
- Способность создавать орудия труда.
- Обмен веществ между организмом и природой.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Умение говорить.
- Субъект познания и изменения мира.
- Пищевой инстинкт.
- Строение клеточной и мышечной системы.
- Творческая деятельность.
Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”.
Биологическое в человеке
Социальное в человеке
1,2,4,8,9
3,5,6,7,10
- Наличие кровеносной системы.
- Инстинкт самосохранения.
- Способность создавать орудия труда.
- Обмен веществ между организмом и природой.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Умение говорить.
- Субъект познания и изменения мира.
- Пищевой инстинкт.
- Строение клеточной и мышечной системы.
- Творческая деятельность.
Личность и социализация
- Личность
- Личность
- Социализация
индивидуальность
индивидуальность
“ Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но ещё вовсе не сам шедевр”. (В. Гаврилов)
Человек
Индивид
Личность
Социализация
Феральные люди???
Стадии социализации
- Адаптация - это приспособление к окружающей среде
- Индивидуализация - это осознание собственного Я
- Интеграция - это когда он занимает своё место в обществе
- Трудовая - это стадия, когда человек работает
- Послетрудовая - пенсия
Свобода
Свобода - это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом.
Золотое правило свободы :
Свобода одного человека начинается там, где начинается свобода другого человека.
Ответственность
- Ответственность - это обратная сторона свободы, осознание себя как причина совершаемых поступков.
Существует три фактора формирования личности :
- Деятельность
- Общение
- Творчество
Контрольные вопросы
Проверь себя
1. Какое суждение верно?
Ответ: ___________
Проверь себя
2. Какое высказывание верно?
Ответ: ___________
Проверь себя
Работа в группах. Выполните следующее задание.
Ниже приводится ряд суждений о человеке. Если бы вам пришлось составить последовательный рассказ о человеке, как бы вы расположили приведенные суждения в виде пунктов плана такого рассказа? Почему именно в таком порядке?
А) “Мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”;
Б) “единственное животное, для которого собственное существование является проблемой; ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти”;
В) “некая целостность способностей”;
Г) “это то, что все мы знаем”;
Д) “это то, что он хочет, умноженное на то, что он может”;
Е) “это животное, которое сеет хлеб, откладывает деньги и знает, что впереди у него старость и смерть”.
Проверь себя
Работа с высказываниями, работа в парах.
- Раскройте смысл высказываний: “Человек – раб, потому что свобода трудна, быть рабом легче”. Н.А. Бердяев
- “ Личности присуща неукротимая страсть, которая полыхает в ней, как божественный огонь. Она восстает и идет наперекор всякий раз, как почует угрозу порабощения, вступая в борьбу не столько за собственную жизнь, сколько за свое достоинство”. Эммануель Мунье
- “ Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри”.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /