СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чемпионат любителей литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встреча любителей кроссвордов. Участвует  2- 3 команды  знатоков  литературы.У каждой  команды  на столе  лежат  отпечатанные  пустые  кроссворды, которые  необходимо заполнить (это  делают  члены  команды  все  вместе).  На справочный стол кладутся словари, имеющиеся в наличии в кабинете литературы или в библиотеке; ими пользуются все желающие. Соревнование идёт на время и точность ответов. Жюри подводит итоги.

Просмотр содержимого документа
«Чемпионат любителей литературы»

 Чемпионат кроссвордистов по литературе   Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 92 г. Барабинска Новосибирской области Полесская Ирина Юрьевна   

Чемпионат кроссвордистов по литературе Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 92 г. Барабинска Новосибирской области Полесская Ирина Юрьевна  

Встреча любителей кроссвордов. Участвует 2- 3 команды знатоков литературы.У каждой команды на столе лежат отпечатанные пустые кроссворды, которые необходимо заполнить (это делают члены команды все вместе). На справочный стол кладутся словари, имеющиеся в наличии в кабинете литературы или в библиотеке; ими пользуются все желающие. Соревнование идёт на время и точность ответов. Жюри подводит итоги.
  • Встреча любителей кроссвордов. Участвует 2- 3 команды знатоков литературы.У каждой команды на столе лежат отпечатанные пустые кроссворды, которые необходимо заполнить (это делают члены команды все вместе). На справочный стол кладутся словари, имеющиеся в наличии в кабинете литературы или в библиотеке; ими пользуются все желающие. Соревнование идёт на время и точность ответов. Жюри подводит итоги.
Литературная лесенка 1 2 3 1 4 2 5 3 6 4 5 7 8 6 7 9 10 8 13

Литературная лесенка

1

2

3

1

4

2

5

3

6

4

5

7

8

6

7

9

10

8

13

1.Торжественное стихотворение, написанное возвышенным слогом 2.Горькое раздумье Лермонтова о судьбе своего поколения (название произведения) 3. «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом» (жанр) 4.Жанр эпоса , небольшой рассказ поучительного характера Развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная — в эпических, особенно драматическом жанрах. 6.Художественный приём, преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придаёт фразе особую выразительность 7. Художественный приём, который использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении» Бородино»: « Звучал булат. Картечь визжала…» 8.Название этого литературного направления происходит от латинского слова, которое переводится на русский язык как «образцовый»; для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

1.Торжественное стихотворение, написанное возвышенным слогом

2.Горькое раздумье Лермонтова о судьбе своего поколения (название произведения)

3. «Кукушка и петух», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом» (жанр)

4.Жанр эпоса , небольшой рассказ поучительного характера

  • Развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная — в эпических, особенно драматическом жанрах.

6.Художественный приём, преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придаёт фразе особую выразительность

7. Художественный приём, который использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении» Бородино»: « Звучал булат. Картечь визжала…»

8.Название этого литературного направления происходит от латинского слова, которое переводится на русский язык как «образцовый»; для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

Проверка о д д а у б м п а м р с а н и и о я н т н з к в в о ч л л у е 1 а о а р 2 к с о 3 с г 1 4 и с п 2 и 5 и я 3 ц 6 с 4 ь 7 и 5 з 8 6 м 9 7 10 8 13

Проверка

о

д

д

а

у

б

м

п

а

м

р

с

а

н

и

и

о

я

н

т

н

з

к

в

в

о

ч

л

л

у

е

1

а

о

а

р

2

к

с

о

3

с

г

1

4

и

с

п

2

и

5

и

я

3

ц

6

с

4

ь

7

и

5

з

8

6

м

9

7

10

8

13

По вертикали:   1.Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой»   2.Стихотворный размер:  Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний первый гром…  Ф.Тютчев

По вертикали: 1.Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» 2.Стихотворный размер: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром… Ф.Тютчев

По горизонтали: Как троп используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.  2. Вид тропа, противоположный гиперболе 3 . Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова 4. Один из видов звукописи, повторение одинаковых гласных звуков , преимущественно ударных 5. Стихотворный размер: Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов

По горизонтали:

  • Как троп используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

2. Вид тропа, противоположный гиперболе

3 . Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова

4. Один из видов звукописи, повторение одинаковых гласных звуков , преимущественно ударных

5. Стихотворный размер:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов

Кроссворд «Теория литературы»                 4   1   1   3   5 2       2          

Кроссворд «Теория литературы»

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

1

 

3

 

5

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Проверка По вертикали: 1.Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). 2.Стихотворный размер:  Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром…  Ф.Тютчев ( ямб)

Проверка

По вертикали:

1.Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).

2.Стихотворный размер:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром…

Ф.Тютчев ( ямб)

По горизонтали: 1. Как троп используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. (аллегория) 2.Вид тропа, противоположный гиперболе ( литота ) 3 Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова ( акмеизм) 4. Один из видов звукописи, повторение одинаковых гласных звуков , преимущественно ударных (ассонанс) 5. Стихотворный размер: Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов ( дактиль )

По горизонтали:

1. Как троп используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. (аллегория)

2.Вид тропа, противоположный гиперболе ( литота )

3 Течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова ( акмеизм)

4. Один из видов звукописи, повторение одинаковых гласных звуков , преимущественно ударных (ассонанс)

5. Стихотворный размер:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

Н.А. Некрасов ( дактиль )

Кроссворд «Знаешь ли ты литературу ?»            2.           5. 1.   1.     4. 3.   6.                  

Кроссворд «Знаешь ли ты литературу ?»

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

5.

1.

 

1.

 

 

4.

3.

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По вертикали  1. Герой романа Ф.М. Достоевского  « Преступление и наказание» 2. «..Я писал её очень горячо, чуть не со слезами…» ,- Признавался по поводу этой повести И.С. Тургенев

По вертикали

1. Герой романа Ф.М. Достоевского

« Преступление и наказание»

2. «..Я писал её очень горячо, чуть не со слезами…» ,-

Признавался по поводу этой повести И.С. Тургенев

По горизонтали: 1. Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя -…., Я – бренная пена морская. Цветаева М.И. 2.Критик Юрий Манн так сказал об этом герое: « Ему принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.» 3.Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Кому посвящено ?

По горизонтали:

1. Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя -….,

Я – бренная пена морская. Цветаева М.И.

2.Критик Юрий Манн так сказал об этом герое: « Ему принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.»

3.Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Кому посвящено ?

4.  Портрет писателя работы Л.В.Туржанского 5.Словарь стихотворения: Я, зов, сыграть, губы, ноктюрн ,вы, флейта, труба, а, мочь, на, новые, водосточная, картина, будни, краска, скулы, стакан, студень, косые, смазать, сразу, жестяные, блюдо, океан, чешуя, рыба, мочь, из, плеснуть, показать, прочесть. Автор этого стихотворения? 5. В романе главный герой предстаёт перед нами в критический момент своей жизни. Он является в дом своего врага под видом француза – учителя

4.

Портрет писателя работы Л.В.Туржанского

5.Словарь стихотворения:

Я, зов, сыграть, губы, ноктюрн ,вы, флейта, труба, а, мочь, на, новые, водосточная, картина, будни, краска, скулы, стакан, студень, косые, смазать, сразу, жестяные, блюдо, океан, чешуя, рыба, мочь, из, плеснуть, показать, прочесть.

Автор этого стихотворения?

5. В романе главный герой предстаёт перед нами в критический момент своей жизни. Он является в дом своего врага под видом француза – учителя

По вертикали:  1. Раскольников Ася  По горизонтали: 1. Марина 2. Хлестаков 3. Блок Проверка 4. И.А. Бунин 5. В.В. Маяковский 5. Дубровский

По вертикали:

1. Раскольников

  • Ася

По горизонтали:

1. Марина

2. Хлестаков

3. Блок

Проверка

4. И.А. Бунин

5. В.В. Маяковский

5. Дубровский

Кроссворд « Знаешь ли ты творчество А.А. Ахматовой?»   В предложенных стихотворениях пропущено слово, его нужно восстановить.

Кроссворд « Знаешь ли ты творчество А.А. Ахматовой?»

В предложенных стихотворениях пропущено слово, его нужно восстановить.

Количество * обозначает количество букв «Белая стая» Думали: *****мы, нет у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день Поминальным днем,– Начали песни слагать О великой щедрости божьей Да о нашем бывшем богатстве. 1915 год. 1.

Количество * обозначает количество букв

«Белая стая»

Думали: *****мы, нет у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем,–

Начали песни слагать

О великой щедрости божьей

Да о нашем бывшем богатстве.

1915 год.

1.

2. Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный ****, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».

2.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный ****,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать *********? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба... Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон – смерть .  3.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать *********?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть .

3.

Александру Блоку Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень.***********. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом... Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! У него глаза такие, Что запомнить каждый должен; Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. Но запомнится беседа, Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы. 4.

Александру Блоку

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень.***********.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен;

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

4.

Проверяем! 1. Нищие 2.Стыд 3.Ленинград 4. Воскресенье

Проверяем!

  • 1. Нищие
  • 2.Стыд
  • 3.Ленинград
  • 4. Воскресенье
Подведение итогов  Рефлексия   Я сегодня узнал… Я научился … Я смог…..

Подведение итогов Рефлексия

Я сегодня узнал…

Я научился …

Я смог…..

Список используемой литературы : Демиденко Е. Задания для научно – творческих работ учащихся на уроках литературы// Литература, 1999, № 43 Звонарёва Л. Рассказы о писателях// Литературная учёба.2001, № 2 .История русской литературы: 20 век: Серебряный век,- М, 1995Эткинд Е. Русская поэзия 20 века как единый процесс( Вопросы литературы.- 1988, № 10) Литература: Справ. материалы:Кн. Для учащихся-М, Просвещение, 1989

Список используемой литературы :

  • Демиденко Е. Задания для научно – творческих работ учащихся на уроках литературы// Литература, 1999, № 43
  • Звонарёва Л. Рассказы о писателях// Литературная учёба.2001, № 2
  • .История русской литературы: 20 век: Серебряный век,- М, 1995Эткинд Е.
  • Русская поэзия 20 века как единый процесс( Вопросы литературы.- 1988, № 10)
  • Литература: Справ. материалы:Кн. Для учащихся-М, Просвещение, 1989
Ссылки на иллюстрации  Фото Тургенева  https://yandex.ru/images/search?text=ася%20тургенев%20фото&img_url=https%3A%2F%2Ftd-shkola.ru%2Fupload%2Fiblock%2F4d2%2Fturgenev-i.-asya.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=65  Фото Тургенев И С «Ася»  https://yandex.ru/images/search?text=ася%20тургенев%20фото&img_url=https%3A%2F%2Ftd-shkola.ru%2Fupload%2Fiblock%2F4d2%2Fturgenev-i.-asya.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=65   Фото А Ахматовой  https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=фото%20ахматова%20и%20блок&l10n=ru&lr=65  Фото А А Ахматовой  https://yandex.ru/images/search?text=ахматова%20фото&stype=image&lr=65&noreask=1&source=wiz

Ссылки на иллюстрации Фото Тургенева https://yandex.ru/images/search?text=ася%20тургенев%20фото&img_url=https%3A%2F%2Ftd-shkola.ru%2Fupload%2Fiblock%2F4d2%2Fturgenev-i.-asya.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=65 Фото Тургенев И С «Ася» https://yandex.ru/images/search?text=ася%20тургенев%20фото&img_url=https%3A%2F%2Ftd-shkola.ru%2Fupload%2Fiblock%2F4d2%2Fturgenev-i.-asya.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=65 Фото А Ахматовой https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=фото%20ахматова%20и%20блок&l10n=ru&lr=65 Фото А А Ахматовой https://yandex.ru/images/search?text=ахматова%20фото&stype=image&lr=65&noreask=1&source=wiz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!