Организационный момент.
Активизация познавательной деятельности.
Игровой момент
Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Беседа. Вопрос.
Связь с пройденным материалом.
Фронтальный опрос
Игровой момент
Фронтальный опрос
Объяснение темы
Объяснение темы, цели и задач.
Контроль
Здоровьесберегающие действия.
Объяснение
Самостоятельная деятельность под руководством педагога.
Экспериментальная деятельность
Объяснение
Объяснение
Экспериментальная деятельность
Инструктаж по ТБ
По ходу выполнения практической работы учащимся задаются вопросы
Самостоятельная активная учебная деятельность под руководством педагога.
Релаксация
Рефлексия
|
Ход занятия
I этап. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности.
Приветствие.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
П этап. Установление связи с пройденным материалом. Фронтальный и индивидуальный опрос.
Сегодня мы с вами будем говорить о способах размножении цветковых растений.
- А что же такое размножение?
Слайд 1.
- (Размножение – это свойство живых организмов создавать себе подобных.)
- А какой вид размножения вы знаете? (семенной – размножение семенами)
- Загадки про бархатцы и ноготки (заранее дать двум ученикам, чтобы выучили)
Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не придут и к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во дворах -
Красотища! Просто "ах"!..(бархатцы)
Я совсем не царапучий, И не жгучий, не колючий. На ромашку я похож, Только жёлтый, ну и что ж? Вот когда я отцвету, Ноготками обрасту.(ноготки)
- Давайте вспомним, как же размножаются наши цветочки (семенами)
Предложить учащимся семена бархатцев, ноготков и петунии. (ребята должны узнать семена бархатцев и ноготков)
- А где же мы берем наши семена? (собираем на клумбе)
- Вегетативное размножение – это размножение вегетативными органами растений.
- А какие органы растений относятся к вегетативным? При помощи каких органов можно размножать растения? (лист, стебель, корень)
Ш этап. Объяснение нового материала.
Слайд 2.
- Но есть такие цветы, которые можно размножать не только семенным, но и вегетативным способом. К таким цветам относят петунию.
Слайд 3.
Петуния – это однолетнее растение, родиной которого является Южная Америка. Цветок высаживается на садовых участках, клумбах, в кашпо и может быть использован в качестве украшения балконов. (примеры: Слайд 4, 5, 6)
- Сегодня мы с вами будем размножать петунию черенкованием
Слайд 7. (запись в тетрадь тему урока)
Слайд 8 и 9.
- (Черенкование - размножение растений при помощи черенков, Черенок - это часть растения, способная укорениться и вырасти в новое растение.) (запись в тетрадь с приклеиванием картинок с изображением листового, стеблевого и корневого черенка. Стеблевой черенок подчеркнуть.)
Слайд 10. (Физкультминутка)
- Почему же мы не можем размножить петунию семенами? Спросите вы. Дело в том, что семена у петунии очень мелкие и вырастить рассаду, а затем пикировать её очень трудно.
Слайд 11. «Рассада петунии».
- А путём черенкования сделать это намного проще. Мы с вами будем черенковать петунию при помощи стеблевого черенка, которые я вам заранее приготовила.
- Как же это правильно сделать? Давайте подумаем вместе?
-
Слайд 12. «Последовательность черенкования петунии».
Учащиеся при помощи слайда и последовательности работы, написанной на листах, составляют план практической работы.
Последовательность работы:
- Засыпать дно стаканчика песком.
- Добавить земли до верхнего края стаканчика.
- Полить землю.
- Обмакнуть черенок в «Корневин».
- Стебель углубляют в землю.
- Поставить петунию в ящик.
Слайд 13.
(повторить последовательность)
Сегодня мы с вами будем экспериментировать. Эксперимент состоит в том, что мы должны будем посадить растения в пластиковые и торфяные горшочки. А затем, наблюдая за развитием петунии, выяснить в какую тару будем садить в следующем году наши цветы.
Что же это за торфяные горшочки?
Слайд 14.
Торфяные горшки производятся из экологически чистых материалов (торф, древесная масса, мел) и легко разлагаются в земле. Часто рекомендуют использовать торфяные горшки и стаканы на втором этапе, то есть для пересадки и для пикировки рассады, но не для посева семян.
Слайд 15.
Плюсы их в том, что они прочные, безопасные и не содержат токсичных веществ, стенки пористые, пропускают воздух и воду, не позволяет корням закисать. Рассада высаживается на постоянное место непосредственно в горшке, а значит корневая система не травмируется вообще. Рассада приживается почти на 100%. А торф, который разлагается впоследствии, служит дополнительным удобрением. Минус в том, что не все торфяные стаканчики отличаются хорошим качеством. Также они имеют склонность к размоканию, не дёшевы, могут покрыться плесенью и в торфяных ёмкостях почва быстрее теряет влагу, а значит нужно пристально следить за рассадой и не допускать пересыхания.
Несмотря на все минусы, мы сегодня будем использовать торфяные горшочки и, когда вы придёте осенью в школу, то выясним, в какую тару будем черенковать петунии в следующем году. Так как осенью закончится наш эксперимент, и мы увидим, какие петунии украшают наши клумбы, а какие нет.
Этапы эксперимента:
1. Черенкование петуний в пластиковые и торфяные горшочки.
2. Уход и наблюдение за развитием рассады.
3. Высадка рассады в открытый грунт.
4. Уход за петуниями на клумбе (полив, прополка, рыхление, удобрение).
5. Осмотр растений на клумбе осенью.
IV этап. Практическая работа. Закрепление материала.
После изложения нового материала учащимся предлагается с целью закрепления провести практическую работу по черенкованию петуний.
Перед тем как приступить к работе, напоминаю вам инструктаж по ТБ:
- Надеть фартук.
- Надеть защитные перчатки.
- Работать аккуратно, не рассыпая землю на пол.
- Не отвлекать товарищей разговорами от работы.
- Без разрешения учителя не приступать к работе.
- По окончании работы убрать рабочее место.
- Снять фартук и перчатки.
- Помыть руки с мылом.
Демонстрация черенкования растения.
Я считаю, что вы внимательно наблюдали, как я проводила черенкование петуний, поэтому предлагаю вам самостоятельно выполнить данную работу.
- Как вы считаете, что такое черенкование растений?
- Что такое черенок растения?
- С помощью каких черенков можно размножать растение?
- Мы сегодня размножаем петунию каким способом размножения?
- А с помощью какого черенка? Ответы учащихся.
Учащиеся приступают к черенкованию растений, которое проходит под индивидуальным контролем педагога по инструктивной карте, прикреплённой на доску.
Важно! Расставлять горшочки свободно, чтобы корни соседних растений не переплелись между собой и был свободный доступ воздуха.
После проведения практической работы учащиеся приводят в порядок свои рабочие места и моют руки с мылом. Педагог хвалит учащихся за проведенную работу.
V этап. Подведение итогов. Контроль полученных знаний.
Каждому обучающемуся раздаётся по одной операции по черенкованию петунии. Им нужно составить последовательность работы, которую они выполняли, прикрепляя на доску карточки.
Слайд 16.
Проверяем правильность выполненного задания, используя слайд.
Слайд 17.
Задание на внимание. Найди фотографию с изображением города Северска и назови месторасположение памятника. Назови название цветов.
Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Школьной клумбе» петунии.
На доске прикреплен лист зелёной бумаги («Школьная клумба»), а вокруг цветы петунии розового и голубого цвета. Какие же петунии ребята посадят на клумбу?
Рефлексия: «Школьная клумба»
- Розовая петуния – урок хороший.
- Голубая петуния – иногда на уроке мне было не интересно.
Слайд 18.
|