Методы работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
О.В.Тимохина, г. Воронеж
учитель физической культуры
КОУ ВО «ВЦППРК»
"Через оздоровление тела к оздоровлению души".
Оздоровительная йоги для обучающихся
с расстройством аутистического спектра
Наш Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции является площадкой по апробации образовательного стандарта в обучении детей с РАС. Проведение уроков физической культуры, с этой категорией обучающихся, требует от учителя поиска и применения особых методических приёмов и методик восстановления здоровья для нормализации учебной деятельности, способствующие сформированию мотивации для занятий физическими упражнениями, овладение основными навыками и умениями, навыками самоконтроля и самооценки. Учащиеся с РАС отнесены к специальной медицинской группе. У этих детей наблюдаются: слишком острое или, наоборот, притупление сенсорного восприятия, повышенная утомляемость и повышенная возбудимость, поэтому они быстро устают и нуждаются в частом отдыхе. Им трудно сдерживать свои эмоции: они могут бурно реагировать на незначительное замечание, быть резкими и грубыми, но обычно быстро успокаиваются или не реагируют на замечание, возникает ипохондрический синдром. Выдержка и ожидание даются им с большим трудом. Повышенная возбудимость отмечается со стороны всех анализаторов: обычный шум цвет раздражают, обычные звуки кажутся чересчур громкими, утомляет даже обычный разговор. Для детей с РАС так же характерны: судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного желудка, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функции поджелудочной железы и др. Поэтому к специальным задачам физической культуры учащихся с РАС относятся:
-воспитание адекватных психо-эмоциональных реакций и мотивации к физической деятельности;
-нормализация соотношения нервных процессов возбуждения и торможения;
-формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;
-улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
-нормализация мышечного тонуса
-развитие координации движений;
-формирование правильной осанки
-стимуляция опорной функции стоп, ходьбы;
-развитие психической сферы и речи;
-развитие пространственной ориентации и точности движений.
Для реализации данных задач в нашем центре в адаптированную программу по физической культуре внесены занятия оздоровительной йогой.
В своей книге «Простая йога» А.Липень дает такое определение: «Слово «йога» происходит от санкритского корня «юдж» и содержит в себе глубокий смысл и множество значений. Чаще всего оно используется в значении «связывать», «укреплять», «применять», а также как «союз», «единение», «гармония». Йога предполагает дисциплину интеллекта, ума, эмоций и воли, уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее проявлениях.
Йога-это наука, которая на протяжении тысяч лет изучает различные проявления природы, человеческого ума и сознания для поддержания здоровья и достижения гармонии и целостности существования.
Это глубокие определения, для нас же главным является научить детей управлять своими эмоциями, т.к. в нашем случае эмоции детей с РАС являются источником их многих серьезных проблем со здоровьем, в том числе и физическим.
Для того чтобы бабочка научилась летать, ей необходимо покинуть кокон. Другими словами, мир намного больше и шире, чем мы думаем и чем мы можем себе это представить. Избавляясь от созданных нами самими ограничений, человек становится свободным и движется по жизни дальше.
У детей именно такое восприятие жизни, для них нет ограничений. Они воспринимают мир как один организм, в котором все наполнено жизнью. Для них каждый день наполнен новыми открытиями, они не знают понятия прошлого и будущего, и поэтому не беспокоятся по этому поводу. Особенность же детей с РАС заключается, в том что вместо того чтобы расправить крылья и полететь, они боятся покинуть кокон. Мир вокруг им кажется чужим, он вызывает страх и непонимание. Поэтому для них очень важно ближайшее к ним окружение. Для сенсорного и эмоционального комфорта при обучении детей с РАС необходимо отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса, упорядоченность и предсказуемость происходящего.
Присутствующие на уроке вместе с детьми мамы и тьютеры учатся вместе превращать полученные знания в игру. Положительным моментом применения йоги на уроке физической культуры является привлечение к занятиям родителей, которые находятся с данный момент с ребенком. Учитель помогает акцентировать внимание родителей на спокойствие, терпеливое и последовательное общение их с проблемным ребенком. Подчеркивая необходимость особого, индивидуального подхода в обучении каждого отдельно взятого ученика. Ребенок чувствует заботу о нем, а пример, мамы помогает в освоении сложных упражнений. Дети, чувствуя взаимосвязь, все делают с радостью, выкладываются на сто процентов, а если что-то не удается, то не сожалеют об этом, а старательно исправляют ошибки.
На уроке важно учитывать, что дети с РАС очень быстро утомляются, поэтому следует строить урок с вовлечение их в занятия, позволяющие отдохнуть и, при возможности, включиться в общее взаимодействие с классом.
На уроках я рассказываю о важности единения человека и природы, как нужно слушать свое тело и изучать возможности ума. Для этого используются картинки или фотографии с различными животными и предметами, для того чтобы у детей возникли ассоциации.
Для этого мной успешно применяются инновационные технологии: мультимедийный проектор и магнитофон. Через проектор на экран выводится упражнения, картинки и видеоролик с упражнениями.
Нужно обратить внимание детей на то, что делают звери, чтобы быть сильными и выносливыми, хорошо лазить по деревьям, быстро бегать, затаиться при необходимости и стать незаметными. Таким образом, в комплексе для урока рассказывается история превращения одного животного в другое или в предмет. Так лучше запоминаются упражнения, и улучшается эмоциональный фон урока. Учащиеся с интересом ждут продолжения истории и легко воспроизводят комплекс на самостоятельных занятиях. Уникальные лечебные позы-движения для позвоночника не только снимают напряжение и боль с позвоночника, но и восстанавливают симметрию позвоночника, возвращают жизненные силы и способствуют оздоровлению всех жизненно важных органов, которые с ним непосредственно связаны.
В своей работе я пользуюсь диском "Оздоровительная йога для детей" А.Липень. Он позволяет мне контролировать правильность выполнения детьми асанов в йоге. Для того чтобы, подготовить детей к работе с диском, упражнения из комплекса показываются и выполняются на протяжении предыдущих показу уроках.
Урок йоги состоит из трех частей: разминка - используются динамические упражнения, направленные на разогрев основных мышц, суставов и связок; основная часть - упражнения на укрепление основных групп мышц, асаны для растяжки позвоночника и спины, укрепления и растягивания мышц грудной
клетки, рук и плеч и т.д.
Важно после сильных пригибаний позвоночника выполнять упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения помогают успокоить нервную систему и ум ребенка, они направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета. Релаксационная гимнастика выполняется под мелодичную музыку со звуками природы, пением птиц, журчание ручья или рассказ учителя о путешествие в сказочную страну для гармонизации и расслабления после нагрузки; заключительная часть - постепенный переход организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. В этой части применяются игры на внимание.
В занятия йогой включен комплекс упражнений для интеграции тела и ума. Он дает возможность детям культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении.
Упражнения из йоги помогают детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, адаптировать его к среде, которая уважает различия во мнениях и образе жизни. Применение сюжетно-ролевых элементов на уроках физической культуры способствуют развитию социально-бытовых навыков и вовлечению детей с РАС в групповую игровую деятельность.
Список используемой литературы
О. Никольская, Фомина Т, Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М. «Чистые пруды» 2006г.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.
Зайцев Д.В. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями. Соц. Ис. 2004г.,№7,стр.129;
Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 1966г.
Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К.
Программа по физической культуре для специальной медицинской группы. Москва. «Глобус»,2010.
Липень А . «Детская оздоровительная йога». «Питер», 2009.
Просмотр содержимого документа
«"Через "Оздоровление тела к оздоровлению души". Оздоровительная йоги для обучающихся с расстройством аутистического спектра»
О.В.Тимохина, г. Воронеж
учитель физической культуры
КОУ ВО «ЦППРК»
Применение оздоровительной йоги в обучающихся
с расстройством аутистического спектра
Внедрение нового образовательного стандарта в обучении детей с РАС, требует от учителя физической культуры применения особых методических приёмов для нормализации учебной деятельности, способствовать сформированию мотивации для занятий физическими упражнениями, овладение основными навыками и умениями, навыками самоконтроля и самооценки. Учащиеся с РАС отнесены к специальной медицинской группе. У этих детей наблюдаются: слишком острое или, наоборот, притупление сенсорного восприятия, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного желудка, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функции поджелудочной железы и др. Поэтому к специальным задачам физической культуры учащихся с РАС относятся:
-воспитание адекватных психо-эмоциональных реакций и мотивации к физической деятельности;
-нормализация соотношения нервных процессов возбуждения и торможения;
-формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;
-улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
-нормализация мышечного тонуса
-развитие координации движений;
-формирование правильной осанки
-стимуляция опорной функции стоп, ходьбы;
-развитие психической сферы и речи;
-развитие пространственной ориентации и точности движений.
Для решения данных задач в нашем центре в программу по физической культуре внесены занятия оздоровительной йогой.
В своей книге «Простая йога» А.Липень дает такое определение: «Слово «йога» происходит от санкритского корня «юдж» и содержит в себе глубокий смысл и множество значений. Чаще всего оно используется в значении «связывать», «укреплять», «применять», а также как «союз», «единение», «гармония». Йога предполагает дисциплину интеллекта, ума, эмоций и воли, уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее проявлениях.
Йога-это наука, которая на протяжении тысяч лет изучает различные проявления природы, человеческого ума и сознания для поддержания здоровья и достижения гармонии и целостности существования.
Это глубокие определения, для нас же главным является научить детей управлять своими эмоциями, т.к. в нашем случае эмоции детей с РАС являются источником их многих серьезных проблем со здоровьем, в том числе и физическим.
Для того чтобы бабочка научилась летать, ей необходимо покинуть кокон. Другими словами, мир намного больше и шире, чем мы думаем и чем мы можем себе это представить. Избавляясь от созданных нами самими ограничений, человек становится свободным и движется по жизни дальше.
У детей именно такое восприятие жизни, для них нет ограничений. Они воспринимают мир как один организм, в котором все наполнено жизнью. Для них каждый день наполнен новыми открытиями, они не знают понятия прошлого и будущего, и поэтому не беспокоятся по этому поводу. Особенность же детей с РАС заключается, в том что вместо того чтобы расправить крылья и полететь, они боятся покинуть кокон. Мир вокруг им кажется чужим, он вызывает страх и непонимание. Поэтому для них очень важно ближайшее к ним окружение. Для сенсорного и эмоционального комфорта при обучении детей с РАС необходимо отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса, упорядоченность и предсказуемость происходящего.
Присутствующие на уроке вместе с детьми мамы и тьютеры учатся вместе превращать полученные знания в игру. Дети, чувствуя взаимосвязь, все делают с радостью, выкладываются на сто процентов, а если что-то не удается, то не сожалеют об этом, а старательно исправляют ошибки.
На уроке важно учитывать, что дети с РАС очень быстро утомляются, поэтому следует строить урок с вовлечение их в занятия, позволяющие отдохнуть и, при возможности, включиться в общее взаимодействие с классом.
На уроках я рассказываю о важности единения человека и природы, как нужно слушать свое тело и изучать возможности ума. Для этого используются картинки или фотографии с различными животными и предметами, для того чтобы у детей возникли ассоциации. Для этого
мной успешно применяются инновационные технологии: мультимедийный проектор и магнитофон. Через проектор на экран выводится упражнения, картинки и видеоролик с упражнениями.
Нужно обратить внимание детей на то, что делают звери, чтобы быть сильными и выносливыми, хорошо лазить по деревьям, быстро бегать, затаиться при необходимости и стать незаметными. Таким образом, в комплексе для урока рассказывается история превращения одного животного в другое или в предмет. Так лучше запоминаются упражнения, и улучшается эмоциональный фон урока. Учащиеся с интересом ждут продолжения истории и легко воспроизводят комплекс на самостоятельных занятиях.
В своей работе я пользуюсь диском "Оздоровительная йога для детей" А.Липень. Он позволяет мне контролировать правильность выполнения детьми асанов в йоге. Для того чтобы, подготовить детей к работе с диском, упражнения из комплекса показываются и выполняются на протяжении предыдущих показу уроках.
Урок йоги состоит из трех частей: разминка - используются динамические упражнения, направленные на разогрев основных мышц, суставов и связок; основная часть - упражнения на укрепление основных групп мышц, асаны для растяжки позвоночника и спины, укрепления и растягивания мышц грудной клетки, рук и плеч и т.д. Важно после сильных пригибаний позвоночника выполнять упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения помогают успокоить нервную систему и ум ребенка, они направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета. Релаксационная гимнастика выполняется под мелодичную музыку со звуками природы, пением птиц, журчание ручья или рассказ учителя о путешествие в сказочную страну для гармонизации и расслабления после нагрузки; заключительная часть - постепенный переход организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. В этой части применяются игры на внимание.
В занятия йогой включен комплекс упражнений для интеграции тела и ума. Он дает возможность детям культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении. Упражнения из йоги помогают детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, адаптировать его к среде, которая уважает различия во мнениях и образе жизни. Применение сюжетно-ролевых элементов на уроках физической культуры способствуют развитию социально-бытовых навыков и вовлечению детей с РАС в групповую игровую деятельность.





Список используемой литературы
О. Никольская, Фомина Т, Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М. «Чистые пруды» 2006г.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.
Зайцев Д.В. интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями. Соц. Ис. 2004г.,№7,стр.129;
Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 1966г.
Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К.
Программа по физической культуре для специальной медицинской группы. Москва. «Глобус»,2010.
Липень А . «Детская оздоровительная йога». «Питер», 2009.