СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Через "Оздоровление тела к оздоровлению души". Оздоровительная йоги для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

  О.В.Тимохина, г. Воронеж

учитель физической культуры

                                                                      КОУ ВО «ВЦППРК»

"Через оздоровление тела к оздоровлению души".

Оздоровительная йоги для обучающихся

 с расстройством аутистического спектра

    Наш Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции является площадкой по апробации образовательного стандарта в обучении детей с РАС. Проведение уроков  физической культуры, с этой категорией обучающихся, требует от учителя поиска и применения  особых методических приёмов  и  методик восстановления здоровья для нормализации учебной деятельности, способствующие  сформированию мотивации для занятий физическими упражнениями, овладение основными навыками и умениями, навыками самоконтроля и самооценки. Учащиеся с РАС отнесены к специальной медицинской группе. У этих детей  наблюдаются:  слишком острое или, наоборот, притупление сенсорного восприятия, повышенная утомляемость и повышенная возбудимость, поэтому они быстро устают и нуждаются в частом отдыхе. Им трудно сдерживать свои эмоции: они могут бурно реагировать на незначительное замечание, быть резкими и грубыми, но обычно быстро успокаиваются или не реагируют на замечание, возникает ипохондрический синдром. Выдержка и ожидание даются им с большим трудом.  Повышенная возбудимость отмечается со стороны всех анализаторов: обычный шум цвет раздражают, обычные звуки кажутся чересчур громкими, утомляет даже обычный разговор. Для детей  с РАС так же характерны: судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного желудка, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функции поджелудочной железы и др.  Поэтому к  специальным задачам физической культуры учащихся с  РАС относятся:

 -воспитание адекватных психо-эмоциональных реакций и мотивации к физической деятельности;

     -нормализация соотношения нервных процессов возбуждения и торможения;

     -формирование вестибулярных и антигравитационных реакций,  статодинамической     устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;

     -улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

     -нормализация мышечного тонуса

    -развитие координации движений;

    -формирование правильной осанки

    -стимуляция  опорной функции стоп, ходьбы;

    -развитие психической сферы и речи;

    -развитие пространственной ориентации и точности движений.

 Для реализации данных задач в нашем центре в  адаптированную программу по физической культуре внесены занятия оздоровительной йогой.

    В своей книге «Простая йога» А.Липень дает такое определение: «Слово «йога» происходит от санкритского корня «юдж» и содержит в себе глубокий смысл и множество значений. Чаще всего оно используется в значении «связывать», «укреплять», «применять», а также как «союз», «единение», «гармония». Йога предполагает дисциплину интеллекта, ума, эмоций и воли, уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее проявлениях. 

   Йога-это наука, которая на протяжении тысяч лет изучает различные проявления природы, человеческого ума и сознания для поддержания  здоровья и достижения гармонии и целостности существования.

   Это глубокие определения, для нас же главным является научить   детей управлять своими эмоциями, т.к. в нашем случае эмоции детей с РАС являются источником их  многих серьезных проблем со здоровьем, в том числе и физическим.

   Для того чтобы бабочка научилась летать, ей необходимо покинуть кокон. Другими словами, мир намного больше и шире, чем мы думаем и чем мы можем себе это представить. Избавляясь от созданных нами самими ограничений, человек становится свободным и движется по жизни дальше.

У детей именно такое восприятие жизни, для них нет ограничений. Они воспринимают мир как один организм, в  котором все наполнено жизнью. Для них каждый день наполнен новыми открытиями, они не знают понятия прошлого и будущего, и поэтому не беспокоятся по этому поводу. Особенность  же детей с РАС заключается, в том что вместо того чтобы расправить крылья и полететь, они боятся покинуть кокон. Мир вокруг им кажется чужим, он вызывает страх и непонимание. Поэтому для них очень важно ближайшее к ним окружение. Для сенсорного и эмоционального комфорта при обучении детей с РАС необходимо отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса, упорядоченность и предсказуемость происходящего.

 Присутствующие на уроке вместе с детьми мамы и тьютеры учатся вместе превращать полученные знания в игру. Положительным моментом применения йоги на уроке физической культуры является привлечение к занятиям родителей, которые находятся с данный момент с ребенком. Учитель помогает акцентировать внимание родителей на спокойствие, терпеливое и последовательное общение их с проблемным ребенком. Подчеркивая необходимость особого, индивидуального подхода  в обучении каждого отдельно взятого ученика. Ребенок чувствует заботу о нем, а пример, мамы помогает в освоении сложных упражнений. Дети, чувствуя взаимосвязь, все делают с радостью, выкладываются на сто процентов, а если что-то не удается, то не сожалеют об этом, а старательно исправляют ошибки.

   На уроке важно учитывать, что дети с РАС очень быстро утомляются, поэтому следует строить урок с вовлечение их в занятия, позволяющие отдохнуть и, при возможности, включиться в общее взаимодействие с классом.

    На уроках я рассказываю о важности единения человека и природы, как нужно слушать свое тело и изучать возможности ума. Для этого используются картинки или фотографии с различными животными и предметами, для того чтобы у детей возникли ассоциации.

Для этого мной успешно применяются инновационные технологии: мультимедийный проектор и магнитофон. Через проектор на экран выводится упражнения, картинки и видеоролик с упражнениями.

 Нужно обратить внимание детей на то, что делают звери, чтобы быть сильными и выносливыми, хорошо лазить по деревьям, быстро бегать, затаиться при необходимости и стать незаметными. Таким образом, в комплексе для урока рассказывается история превращения одного животного в другое или в предмет. Так лучше запоминаются упражнения, и улучшается эмоциональный фон урока.  Учащиеся с интересом ждут продолжения истории и легко воспроизводят комплекс на самостоятельных занятиях. Уникальные лечебные позы-движения для позвоночника не только снимают напряжение и боль с позвоночника, но и восстанавливают симметрию позвоночника, возвращают жизненные силы и способствуют оздоровлению всех жизненно важных органов, которые с ним непосредственно связаны.

   В своей работе я пользуюсь диском "Оздоровительная йога для детей" А.Липень. Он позволяет мне контролировать правильность выполнения детьми асанов в йоге. Для того чтобы, подготовить  детей к работе  с диском, упражнения из комплекса показываются и выполняются  на протяжении предыдущих показу уроках.

    Урок йоги состоит из трех частей: разминка - используются динамические упражнения, направленные на разогрев основных мышц, суставов и связок; основная часть - упражнения на укрепление основных групп мышц, асаны для растяжки позвоночника и спины, укрепления и растягивания мышц грудной

 

клетки, рук и плеч и т.д.

Важно после сильных пригибаний позвоночника выполнять упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения помогают успокоить нервную систему и ум ребенка, они направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета. Релаксационная гимнастика выполняется под мелодичную музыку со звуками природы, пением птиц, журчание ручья или рассказ учителя о путешествие в сказочную страну для гармонизации и расслабления после нагрузки;  заключительная часть - постепенный переход организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. В этой части применяются игры на внимание.

   В занятия йогой включен комплекс упражнений для интеграции тела и ума. Он дает  возможность детям  культивировать эмоциональную энергию и    применять ее в жизнеутверждающем направлении. 

  Упражнения из йоги помогают детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, адаптировать его к среде, которая уважает  различия во мнениях и образе жизни. Применение сюжетно-ролевых элементов на уроках физической культуры способствуют развитию социально-бытовых навыков и  вовлечению детей с РАС в групповую игровую деятельность.

 

 

Список используемой литературы

О. Никольская, Фомина Т, Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М. «Чистые пруды» 2006г.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.

Зайцев Д.В. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями. Соц. Ис. 2004г.,№7,стр.129;

Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 1966г.

Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К.

Программа по физической культуре для  специальной медицинской группы. Москва. «Глобус»,2010.

Липень А . «Детская оздоровительная йога». «Питер», 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Через "Оздоровление тела к оздоровлению души". Оздоровительная йоги для обучающихся с расстройством аутистического спектра»

О.В.Тимохина, г. Воронеж

учитель физической культуры

КОУ ВО «ЦППРК»

Применение оздоровительной йоги в обучающихся

с расстройством аутистического спектра

Внедрение нового образовательного стандарта в обучении детей с РАС, требует от учителя физической культуры применения особых методических приёмов для нормализации учебной деятельности, способствовать сформированию мотивации для занятий физическими упражнениями, овладение основными навыками и умениями, навыками самоконтроля и самооценки. Учащиеся с РАС отнесены к специальной медицинской группе. У этих детей наблюдаются: слишком острое или, наоборот, притупление сенсорного восприятия, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного желудка, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функции поджелудочной железы и др. Поэтому к специальным задачам физической культуры учащихся с РАС относятся:

-воспитание адекватных психо-эмоциональных реакций и мотивации к физической деятельности;

-нормализация соотношения нервных процессов возбуждения и торможения;

-формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;

-улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

-нормализация мышечного тонуса

-развитие координации движений;

-формирование правильной осанки

-стимуляция опорной функции стоп, ходьбы;

-развитие психической сферы и речи;

-развитие пространственной ориентации и точности движений.

Для решения данных задач в нашем центре в программу по физической культуре внесены занятия оздоровительной йогой.

В своей книге «Простая йога» А.Липень дает такое определение: «Слово «йога» происходит от санкритского корня «юдж» и содержит в себе глубокий смысл и множество значений. Чаще всего оно используется в значении «связывать», «укреплять», «применять», а также как «союз», «единение», «гармония». Йога предполагает дисциплину интеллекта, ума, эмоций и воли, уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее проявлениях.

Йога-это наука, которая на протяжении тысяч лет изучает различные проявления природы, человеческого ума и сознания для поддержания здоровья и достижения гармонии и целостности существования.

Это глубокие определения, для нас же главным является научить детей управлять своими эмоциями, т.к. в нашем случае эмоции детей с РАС являются источником их многих серьезных проблем со здоровьем, в том числе и физическим.

Для того чтобы бабочка научилась летать, ей необходимо покинуть кокон. Другими словами, мир намного больше и шире, чем мы думаем и чем мы можем себе это представить. Избавляясь от созданных нами самими ограничений, человек становится свободным и движется по жизни дальше.

У детей именно такое восприятие жизни, для них нет ограничений. Они воспринимают мир как один организм, в котором все наполнено жизнью. Для них каждый день наполнен новыми открытиями, они не знают понятия прошлого и будущего, и поэтому не беспокоятся по этому поводу. Особенность же детей с РАС заключается, в том что вместо того чтобы расправить крылья и полететь, они боятся покинуть кокон. Мир вокруг им кажется чужим, он вызывает страх и непонимание. Поэтому для них очень важно ближайшее к ним окружение. Для сенсорного и эмоционального комфорта при обучении детей с РАС необходимо отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса, упорядоченность и предсказуемость происходящего.

Присутствующие на уроке вместе с детьми мамы и тьютеры учатся вместе превращать полученные знания в игру. Дети, чувствуя взаимосвязь, все делают с радостью, выкладываются на сто процентов, а если что-то не удается, то не сожалеют об этом, а старательно исправляют ошибки.

На уроке важно учитывать, что дети с РАС очень быстро утомляются, поэтому следует строить урок с вовлечение их в занятия, позволяющие отдохнуть и, при возможности, включиться в общее взаимодействие с классом.

На уроках я рассказываю о важности единения человека и природы, как нужно слушать свое тело и изучать возможности ума. Для этого используются картинки или фотографии с различными животными и предметами, для того чтобы у детей возникли ассоциации. Для этого

мной успешно применяются инновационные технологии: мультимедийный проектор и магнитофон. Через проектор на экран выводится упражнения, картинки и видеоролик с упражнениями.

Нужно обратить внимание детей на то, что делают звери, чтобы быть сильными и выносливыми, хорошо лазить по деревьям, быстро бегать, затаиться при необходимости и стать незаметными. Таким образом, в комплексе для урока рассказывается история превращения одного животного в другое или в предмет. Так лучше запоминаются упражнения, и улучшается эмоциональный фон урока. Учащиеся с интересом ждут продолжения истории и легко воспроизводят комплекс на самостоятельных занятиях.

В своей работе я пользуюсь диском "Оздоровительная йога для детей" А.Липень. Он позволяет мне контролировать правильность выполнения детьми асанов в йоге. Для того чтобы, подготовить детей к работе с диском, упражнения из комплекса показываются и выполняются на протяжении предыдущих показу уроках.

Урок йоги состоит из трех частей: разминка - используются динамические упражнения, направленные на разогрев основных мышц, суставов и связок; основная часть - упражнения на укрепление основных групп мышц, асаны для растяжки позвоночника и спины, укрепления и растягивания мышц грудной клетки, рук и плеч и т.д. Важно после сильных пригибаний позвоночника выполнять упражнение на расслабление. Дыхательные упражнения помогают успокоить нервную систему и ум ребенка, они направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета. Релаксационная гимнастика выполняется под мелодичную музыку со звуками природы, пением птиц, журчание ручья или рассказ учителя о путешествие в сказочную страну для гармонизации и расслабления после нагрузки; заключительная часть - постепенный переход организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. В этой части применяются игры на внимание.

В занятия йогой включен комплекс упражнений для интеграции тела и ума. Он дает возможность детям культивировать эмоциональную энергию и применять ее в жизнеутверждающем направлении. Упражнения из йоги помогают детям быть более сосредоточенными в повседневной жизни, позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, адаптировать его к среде, которая уважает различия во мнениях и образе жизни. Применение сюжетно-ролевых элементов на уроках физической культуры способствуют развитию социально-бытовых навыков и вовлечению детей с РАС в групповую игровую деятельность.







Список используемой литературы

О. Никольская, Фомина Т, Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М. «Чистые пруды» 2006г.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.

Зайцев Д.В. интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями. Соц. Ис. 2004г.,№7,стр.129;

Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. 1966г.

Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К.

Программа по физической культуре для специальной медицинской группы. Москва. «Глобус»,2010.

Липень А . «Детская оздоровительная йога». «Питер», 2009.