СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Четыре сюжета мировой литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Четыре сюжета мировой литературы»

Четыре сюжета  мировой литературы

Четыре сюжета мировой литературы

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899-1986)

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899-1986)

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899-1986)  

Начиная с 1960-х гг. Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:

1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей

1956 — Государственная премия Аргентины по литературе

1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины

1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)

1966 — Мадоннина, Милан

1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию

1971 — Литературная Иерусалимская премия

1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика)

1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы

1979 — Всемирная премия фентези (англ. World Fantasy Award for Life Achievement)

1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука

1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре

1981 — Премия Итальянской рес­публики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика)

1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда

1985 — Премия Этрурии

1999 — Национальная премия литературных критиков США (англ. National Book Critics Circle Award)

Он избирается членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.

Четыре цикла (Х.Л. Борхес )

Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе , который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borgh brittened and brent to brondes and askes» *1 ; Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.

Вторая, связанная с первой, — о возвращении . Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история — о поиске . Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

Последняя история — о самоубийстве бога . Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.

  • Примечания
  • *Эта строка на средневековом английском языке значит приблизительно следующее: «Крепость, павшая и стертая до пламени и пепла». Она — из замечательной аллитерационной поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», которая сохраняет первобытную музыку саксонской речи, хотя и создана через несколько веков после завоевания Англии под предводительством Вильяльма Незаконнорожденного.
четыре сюжета 1. Взятие священного города (Гомер «Илиада») 2. Возвращение (Гомер «Одиссея») 3. Поиск мистического артефакта (миф об аргонавтах) 4. Самоубийство Бога (распятие Христа)

четыре сюжета

1. Взятие священного города (Гомер «Илиада»)

2. Возвращение (Гомер «Одиссея»)

3. Поиск мистического артефакта (миф об аргонавтах)

4. Самоубийство Бога (распятие Христа)

четыре сюжета как ступени инициации 1. Взятие 2. Возвращение 3. Поиск 4. Самоубийство 1. Поиск 2. Взятие 3. Самоубийство 4. Возвращение

четыре сюжета как ступени инициации

  • 1. Взятие
  • 2. Возвращение
  • 3. Поиск
  • 4. Самоубийство
  • 1. Поиск
  • 2. Взятие
  • 3. Самоубийство
  • 4. Возвращение
Обряд инициации (посвящения) 1. Поиск (подготовка, обучение неофита) 2. Взятие (поглощение животным, дом в виде животного) 3. Самоубийство (временная смерть неофита – переход в мир мертвых) 4. Возвращение (включение в коллектив получившего знание неофита)

Обряд инициации (посвящения)

1. Поиск (подготовка, обучение неофита)

2. Взятие (поглощение животным, дом в виде животного)

3. Самоубийство (временная смерть неофита – переход в мир мертвых)

4. Возвращение (включение в коллектив получившего знание неофита)

Четыре героя мировой литературы  («вечные» образы) Дон Кихот Гамлет Дон Жуан Фауст

Четыре героя мировой литературы («вечные» образы)

Дон Кихот

Гамлет

Дон Жуан

Фауст

Поиск мистического артефакта М.С. Сервантес «Дон Кихот» (поиск Софии)

Поиск мистического артефакта

М.С. Сервантес

«Дон Кихот»

(поиск Софии)

Взятие священного города Ж.-Б. Мольер «Дон Жуан» (завоевание женщины)

Взятие священного города

Ж.-Б. Мольер

«Дон Жуан»

(завоевание женщины)

Самоубийство Бога У. Шекспир «Гамлет» (стремление к смерти как инициация героя)

Самоубийство Бога

У. Шекспир

«Гамлет»

(стремление к смерти как инициация героя)

Возвращение И.В. Гете «Фауст» (воскрешение к жизни вечной)

Возвращение

И.В. Гете

«Фауст»

(воскрешение к жизни вечной)

Карл Густав Юнг (1875- 1961)

Карл Густав Юнг (1875- 1961)

К.Г. Юнг (1875- 1961) швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

К.Г. Юнг (1875- 1961)

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

Индивидуация –  процесс перевода содержания коллективного бессознательного в сферу рационального человек Статусы (социальная структура) Архетипы (структура сознания) симметрия

Индивидуация – процесс перевода содержания коллективного бессознательного в сферу рационального

человек

Статусы

(социальная структура)

Архетипы

(структура сознания)

симметрия

Поиск (жизненный путь) Персона («маска») - это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми Тень - Этот архетип являет собой сущность противоположную персоне, то есть ту сторону личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, аморальные страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое. В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы. Анима (Анимус) - архетипы мужчин и женщин. Юнг признает андрогинную природу людей, и таким образом Анима - это не просто женский архетип, а внутренний образ женского начала в мужчине, Анимус – мужское начало в женщине.

Поиск (жизненный путь)

  • Персона («маска») - это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми
  • Тень - Этот архетип являет собой сущность противоположную персоне, то есть ту сторону личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, аморальные страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое. В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы.
  • Анима (Анимус) - архетипы мужчин и женщин. Юнг признает андрогинную природу людей, и таким образом Анима - это не просто женский архетип, а внутренний образ женского начала в мужчине, Анимус – мужское начало в женщине.
Взятие Самость - центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности , а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека

Взятие

Самость - центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности , а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека

Самоубийство Бога Мудрец . Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний .

Самоубийство Бога

Мудрец . Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний .

Возвращение Бог - высший этап психической деятельности, на котором человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и окружающей действительности.

Возвращение

Бог - высший этап психической деятельности, на котором человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и окружающей действительности.

Клод Леви-Стросс (1908-2009)  (основатель структурной антропологии) Архаический человек – наиболее полноценный человек (чистая матрица нашего сознания) Архаическое общество Современное общество родственные связи, социум текст

Клод Леви-Стросс (1908-2009) (основатель структурной антропологии)

Архаический человек – наиболее полноценный человек (чистая матрица нашего сознания)

Архаическое общество

Современное общество

родственные связи, социум

текст

Четыре цикла

Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе , который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл , знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена , ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь , укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: «The borgh brittened and brent to brondes and askes» *1 ; Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом , принявшим образ лебедя.

Вторая, связанная с первой, — о возвращении . Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история — о поиске . Можно считать ее вариантом предыдущей . Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга , который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

Последняя история — о самоубийстве бога . Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.

Почему у Борхеса такая последовательность сюжетов? Почему третий сюжет является вариантом второго?

Почему у Борхеса такая последовательность сюжетов?

Почему третий сюжет является вариантом второго?

Числовая символика 4  – важнейшее мистическое число, означающее абсолютное всемогущество, вездесущность, всецелостность, власть над временем и пространством. В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами – земля, вода, воздух и огонь. 3  - священное число, наполненное массой мистических и эзотерических смыслов почти во всех мировых культурах (тело, дух, душа)  1  (4-3) - важнейшее мистическое число, символ начала, единства и цельности, воплощение божественной сущности и аллегория космической оси. Во всех мировых религиях единица олицетворяет Бога. 7  (4+3) – семь дней творения, семь чудес света, семь чакр, тайна за семью печатями, символ земного существования, космического порядка и завершенности цикла. 12  (4x3) – 12 месяцев, 12 апостолов Христа, 12 основных богов у Одина – символ иерархического устройства мироздания

Числовая символика

4 важнейшее мистическое число, означающее абсолютное всемогущество, вездесущность, всецелостность, власть над временем и пространством. В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами – земля, вода, воздух и огонь.

3 - священное число, наполненное массой мистических и эзотерических смыслов почти во всех мировых культурах (тело, дух, душа)

1 (4-3) - важнейшее мистическое число, символ начала, единства и цельности, воплощение божественной сущности и аллегория космической оси. Во всех мировых религиях единица олицетворяет Бога.

7 (4+3) – семь дней творения, семь чудес света, семь чакр, тайна за семью печатями, символ земного существования, космического порядка и завершенности цикла.

12 (4x3) – 12 месяцев, 12 апостолов Христа, 12 основных богов у Одина – символ иерархического устройства мироздания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!