Урок по творчеству Блока - усвоение учениками нового материала: "Поэма А. Блока "Двенадцать" о противоречиях времени".
Цель урока: познакомить учащихся с жанровым своеобразием произведения, определить роль образов - символов и художественных деталей, показать контрастное изображение двух миров и переустройства жизни в начале 20 века.
Тип урока: урок-обзор произведения.
Тема урока: «Двенадцать» - поэма о противоречиях времени».
Цели урока:
Обучающие: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения.
Познакомить учащихся с историей создания поэмы.
- выявить жанровое своеобразие поэмы;
- создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.
- определить роль образов – символов и художественных деталей;
- показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
-
Развивающие:
- развивать связную монологическую речь учащихся;
- развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, прививать интерес к настоящему и будущему страны;
Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы.
М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.
О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Блока «Двенадцать».
Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”.
Поэма была написана в одном вдохновенном порыве в течение нескольких дней января 1918 года.
В поэме отразились совершенно конкретные события тех дней. Позади четыре года войны, октябрьский переворот, приход к власти большевиков, разгон Учредительного собрания.
Пейзаж зимнего метельного Петрограда, рвущийся на ветру лозунг «Вся власть Учредительному Собранию!», буржуй, спрятавший свой нос в воротник, барынька в каракуле, красногвардейский патруль из двенадцати человек, лихач, катающий Ваньку с Катькой - все выхвачено из пестрого потока взбудораженной революцией жизни.
Для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время Блок создал поэму «Двенадцать».
2. Аналитическая работа по главам.
- Какие образы появляются в первой главе?
- Как обрисовал эти образы автор?
- В чем символика такого изображения?
1.Символы поэмы.
Чтобы верно прочитать поэму, нужно понять ее своеобразный язык, построенный на символах. Полны глубокого смысла первые строчки: «Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек». Пейзаж поэмы Блока переживает духовное состояние мира в контрастных красках: «черное» и «белое».В этих красках отражается предельное напряжение противоположных сил, их острое противоречие.
Эти сдвинутые, столкнувшиеся силы «черного» и «белого», взорванные «ветром» революции, раскололи, разрушили все вокруг: «На ногах не стоит человек».
Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.
Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.
«Ветер» в поэме - символ всплеска народных душевных сил,, могучий поток, вдруг вырвавшийся на волю, безудержный вихрь , мыслей, чувств, надежд. Это радость и злоба, любовь и ненависть - вместе, это жажда справедливой, чистой, новой жизни, вступившей в борьбу с накопившимися привычками старой жизни.
Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.
Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12)
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!
|
Пёс голодный – пёс безродный…
Позади – голодный пёс ( гл.12)
|
Для Блока революция становится испытанием и преображением человека, тем «моментом истины», когда в его душе сталкиваются «безобразное» и «прекрасное» и исход столкновения определяет судьбу человека.
Но у Блока эти образы-символы нельзя определять однозначно. Они и то и другое вместе, слитно или переплетаются. Это глубокое противоречие в человеческой душе ,источник ее энергии и развития.
3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?
Глава2.
- Кто главный герой поэмы?
- Почему главный герой не один человек, а коллектив?
- В чем символика числа красноармейцев?
Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.
4. Система образов. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа)
Аналитическое чтение глав поэмы.
– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1 глава.
1.Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
Образное сравнение.
2. Речевая характеристика:
…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.
|
3. Хлёсткий эпитет и оксюморон
… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?
|
(Вития – оратор, красноречивый человек)
2 глава.
4. Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.
Главы 3-7.
- В чем значение этих глав?
- Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник?
- Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7).
-Ванька (Гл. 4)
. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…
- Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…
|
Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.
|
Притягательное обаяние: (гл.7)
…удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча
- Как изображены Петруха и его товарищи? (Главы 3-7)
- Кто такая Катька?
- Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейщем их столкновении?
Символом чего является женский образ Катьки в поэме?
- Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?
- Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?
|
|
4. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.
Много споров вызывает образ Иисуса Христа поэме.
“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Образ надежды на лучшую жизнь людей, не потерявших веру в добро.
..Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди Иисус Христос.
Контрастность и пестрота поэмы обнажает в сложнопереплетенном виде потиворечия эпохи, пестроту исторического времени.
5. Поведение итога урока. Обобщающее слово учителя.
Александр Блок изображает Россию в переломный исторический момент. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода нового, персонажи поэмы выражают свое отношение к событиям и определяют свое место в ситуации исходя из системы ценностей и духовного мира. Мы видим непонимание смысла событий, растерянность, обывательски-пошлую жизнь и готовность приспособиться к новым условиям. Убитая Катька становится символом и жертвой новому и неизбежному. В этом хаосе побеждает гармония, начало света, величественного покоя, нравственное прозрение.
Эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
Домашнее задание.
Написать сочинение -рассуждение « Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока "Двенадцать" (11 класс).»
Автор методической разработки – Богданова Лиана Петровна, учитель русского языка и литературы БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии.
Аннотация: Урок по творчеству Блока - усвоение учениками нового материала: "Поэма А. Блока "Двенадцать" о противоречиях времени".
Цель урока: познакомить учащихся с жанровым своеобразием произведения, определить роль образов - символов и художественных деталей, показать контрастное изображение двух миров и переустройства жизни в начале 20 века.
Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока "Двенадцать" (11 класс).
Тип урока: урок-обзор произведения.
Тема урока: «Двенадцать» - поэма о противоречиях времени».
Цели урока:
Обучающие: : Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения.
Познакомить учащихся с историей создания поэмы.
выявить жанровое своеобразие поэмы;
создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.
определить роль образов – символов и художественных деталей;
показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
Развивающие:
развивать связную монологическую речь учащихся;
развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, прививать интерес к настоящему и будущему страны;
Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы.
М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.
О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Блока «Двенадцать».
Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”.
Поэма была написана в одном вдохновенном порыве в течение нескольких дней января 1918 года.
В поэме отразились совершенно конкретные события тех дней. Позади четыре года войны, октябрьский переворот, приход к власти большевиков, разгон Учредительного собрания.
Пейзаж зимнего метельного Петрограда, рвущийся на ветру лозунг «Вся власть Учредительному Собранию!», буржуй, спрятавший свой нос в воротник, барынька в каракуле, красногвардейский патруль из двенадцати человек, лихач, катающий Ваньку с Катькой - все выхвачено из пестрого потока взбудораженной революцией жизни.
Для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время Блок создал поэму «Двенадцать».
2. Аналитическая работа по главам.
- Какие образы появляются в первой главе?
- Как обрисовал эти образы автор?
- В чем символика такого изображения?
1.Символы поэмы.
Чтобы верно прочитать поэму, нужно понять ее своеобразный язык, построенный на символах. Полны глубокого смысла первые строчки: «Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек». Пейзаж поэмы Блока переживает духовное состояние мира в контрастных красках: «черное» и «белое».В этих красках отражается предельное напряжение противоположных сил, их острое противоречие.
Эти сдвинутые, столкнувшиеся силы «черного» и «белого», взорванные «ветром» революции, раскололи, разрушили все вокруг: «На ногах не стоит человек».
Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.
Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.
«Ветер» в поэме - символ всплеска народных душевных сил,, могучий поток, вдруг вырвавшийся на волю, безудержный вихрь , мыслей, чувств, надежд. Это радость и злоба, любовь и ненависть - вместе, это жажда справедливой, чистой, новой жизни, вступившей в борьбу с накопившимися привычками старой жизни.
Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.
Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12) Я штыком пощекочу! Старый мир, как пёс паршивый, Провались – поколочу! | Пёс голодный – пёс безродный… Позади – голодный пёс ( гл.12) |
Для Блока революция становится испытанием и преображением человека, тем «моментом истины», когда в его душе сталкиваются «безобразное» и «прекрасное» и исход столкновения определяет судьбу человека.
Но у Блока эти образы-символы нельзя определять однозначно. Они и то и другое вместе, слитно или переплетаются. Это глубокое противоречие в человеческой душе ,источник ее энергии и развития.
3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?
Глава2.
- Кто главный герой поэмы?
- Почему главный герой не один человек, а коллектив?
- В чем символика числа красноармейцев?
Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).
Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.
4. Система образов. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа)
Аналитическое чтение глав поэмы.
– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.
Герои обрисованы лаконично и выразительно.
1 глава.
1.Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
Образное сравнение.
2. Речевая характеристика: …длинные волосы И говорит вполголоса: – Предатели! – Погибла Россия! Должно быть, писатель – Вития. | 3. Хлёсткий эпитет и оксюморон … долгополый Сторонкой за сугроб… Что нынче невесёлый Товарищ поп? |
(Вития – оратор, красноречивый человек)
2 глава.
4. Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.
Главы 3-7.
- В чем значение этих глав?
- Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник?
- Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7).
-Ванька (Гл. 4)
. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…
- Катька: Запрокинулась лицом, ( гл. 4) Зубы блещут жемчугом… Ах ты, Катя, моя. Катя, Толстоморденькая… | Её образ жизни: … у ней керенки в чулке, ( гл. 2) … с офицерами блудила, (гл. 5) … в кружевном белье ходила. |
Притягательное обаяние: (гл.7) …удали бедовой В огненных её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча - Как изображены Петруха и его товарищи? (Главы 3-7) - Кто такая Катька? - Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейщем их столкновении? Символом чего является женский образ Катьки в поэме? - Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки? - Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы? | |
4. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:
…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.
Много споров вызывает образ Иисуса Христа поэме.
“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Образ надежды на лучшую жизнь людей, не потерявших веру в добро.
..Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди Иисус Христос.
Контрастность и пестрота поэмы обнажает в сложнопереплетенном виде потиворечия эпохи, пестроту исторического времени.
5. Поведение итога урока. Обобщающее слово учителя.
Александр Блок изображает Россию в переломный исторический момент. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода нового, персонажи поэмы выражают свое отношение к событиям и определяют свое место в ситуации исходя из системы ценностей и духовного мира. Мы видим непонимание смысла событий, растерянность, обывательски-пошлую жизнь и готовность приспособиться к новым условиям. Убитая Катька становится символом и жертвой новому и неизбежному. В этом хаосе побеждает гармония, начало света, величественного покоя, нравственное прозрение.
Эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
Домашнее задание.
Написать сочинение -рассуждение « Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».