СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока "Двенадцать" (11 класс).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству Блока - усвоение учениками нового материала: "Поэма А. Блока "Двенадцать" о противоречиях времени". Цель урока: познакомить учащихся с жанровым своеобразием произведения, определить роль образов - символов и художественных деталей, показать контрастное изображение двух миров и переустройства жизни в начале 20 века.

Тип урока: урок-обзор произведения.

Тема урока: «Двенадцать» -  поэма о противоречиях времени».

Цели урока:

Обучающие:  Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы.

  • выявить жанровое своеобразие поэмы;
  • создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.
  • определить роль образов – символов      и художественных деталей;
  • показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
  •  

Развивающие:

  • развивать связную монологическую речь учащихся;
  • развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: 

содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов,  прививать интерес к настоящему и будущему страны;

Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы.

М е т о д и ч е с к и е  п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы,  исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме  “Двенадцать”, план анализа художественного  произведения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Блока «Двенадцать».

           Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”.

     Поэма была написана в одном вдохновенном порыве в течение нескольких дней  января 1918 года.

     В поэме отразились совершенно конкретные события тех дней.  Позади четыре года войны, октябрьский переворот, приход к власти большевиков, разгон Учредительного собрания.

       Пейзаж зимнего метельного Петрограда, рвущийся на ветру лозунг «Вся власть Учредительному Собранию!», буржуй, спрятавший свой нос в воротник, барынька в каракуле,  красногвардейский патруль из двенадцати человек, лихач, катающий Ваньку с Катькой - все выхвачено из пестрого потока взбудораженной революцией жизни.

     Для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся  впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время Блок создал поэму «Двенадцать».

2. Аналитическая работа по главам.

- Какие образы появляются в первой главе?

- Как обрисовал эти образы автор?

- В чем символика такого изображения?

 1.Символы  поэмы.

      Чтобы верно прочитать поэму, нужно понять ее своеобразный язык, построенный на символах. Полны глубокого смысла первые строчки:  «Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек». Пейзаж поэмы  Блока переживает духовное состояние мира в контрастных  красках: «черное» и «белое».В этих красках отражается предельное напряжение противоположных сил, их острое противоречие.

     Эти сдвинутые, столкнувшиеся силы «черного» и «белого», взорванные «ветром» революции,  раскололи, разрушили все вокруг: «На ногах не стоит человек».

          Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.

Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.

       «Ветер» в поэме - символ всплеска народных  душевных сил,, могучий поток, вдруг вырвавшийся на волю, безудержный вихрь , мыслей, чувств, надежд. Это радость и злоба, любовь и ненависть - вместе, это жажда справедливой, чистой, новой жизни, вступившей в борьбу с накопившимися привычками старой жизни.

 Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12) Я штыком пощекочу! Старый мир, как пёс паршивый, Провались – поколочу!

Пёс голодный – пёс безродный… Позади – голодный пёс ( гл.12)

      Для Блока  революция становится испытанием и преображением человека, тем «моментом истины», когда в его душе сталкиваются «безобразное» и «прекрасное» и исход столкновения определяет судьбу человека.

    Но у Блока эти образы-символы нельзя определять однозначно. Они и то и другое вместе, слитно или переплетаются. Это глубокое противоречие в человеческой  душе ,источник ее энергии и развития.

3.  Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

     Глава2.

 - Кто главный герой поэмы?

- Почему главный герой не один человек, а коллектив?

- В чем символика числа красноармейцев?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).

       Символичным в поэме “Двенадцать” является её название.  Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого Все двенадцать вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

4.  Система образов. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа)

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1 глава.

1.Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.

Образное сравнение.

2. Речевая характеристика:

…длинные волосы И говорит вполголоса: – Предатели! – Погибла Россия! Должно быть, писатель – Вития.

3. Хлёсткий эпитет и оксюморон

… долгополый Сторонкой за сугроб… Что нынче невесёлый Товарищ поп?

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава.

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

Главы 3-7.

- В чем значение этих глав?

- Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник?

-   Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7).

-Ванька (Гл. 4)

 . Ванька (гл.4) Он в шинелишке солдатской, С физьономией дурацкой Крутит, крутит чёрный ус…

-   Катька: Запрокинулась лицом, ( гл. 4) Зубы блещут жемчугом… Ах ты, Катя, моя. Катя, Толстоморденькая…

Её образ жизни: … у ней керенки в чулке, ( гл. 2) … с офицерами блудила, (гл. 5) … в кружевном белье ходила.

Притягательное обаяние: (гл.7) удали бедовой В огненных её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча

- Как изображены Петруха и его товарищи? (Главы 3-7)

- Кто такая Катька?

- Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке  с Катькой и при дальнейщем их столкновении?

Символом чего является женский образ Катьки в поэме?

- Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?

- Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

 

4.  Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”.  Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу! Лежи ты, падаль на снегу! Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Чёрная злоба, святая злоба… И как святотатство звучит в строках: (гл. 2) Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь – В кондовую В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого Все двенадцать вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.

Много споров вызывает образ Иисуса Христа поэме.

“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Образ надежды  на лучшую жизнь людей, не потерявших веру в добро.

..Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс.

Впереди — с кровавым флагом,

    И за вьюгой неведим,

    И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

    В белом венчике из роз —

    Впереди  Иисус Христос.

Контрастность и пестрота поэмы обнажает в сложнопереплетенном виде  потиворечия эпохи, пестроту исторического времени.

    5.  Поведение итога урока. Обобщающее слово учителя.

Александр Блок изображает  Россию в переломный исторический момент.  Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода нового, персонажи поэмы выражают свое отношение к событиям и определяют свое место в ситуации исходя из системы ценностей и духовного мира. Мы видим непонимание смысла  событий, растерянность, обывательски-пошлую жизнь и готовность приспособиться  к новым условиям. Убитая Катька становится символом и жертвой новому и неизбежному. В этом хаосе побеждает гармония, начало света, величественного покоя, нравственное прозрение.

      Эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.

Домашнее задание.

Написать сочинение -рассуждение « Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока "Двенадцать" (11 класс).»

​Автор методической разработки – Богданова Лиана Петровна, учитель русского языка и литературы БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии.

Аннотация: Урок по творчеству Блока - усвоение учениками нового материала: "Поэма А. Блока "Двенадцать" о противоречиях времени".
Цель урока: познакомить учащихся с жанровым своеобразием произведения, определить роль образов - символов и художественных деталей, показать контрастное изображение двух миров и переустройства жизни в начале 20 века.

Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока "Двенадцать" (11 класс).

Тип урока: урок-обзор произведения.

Тема урока: «Двенадцать» - поэма о противоречиях времени».

Цели урока:

Обучающие: : Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы.

  • выявить жанровое своеобразие поэмы;

  • создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.

  • определить роль образов – символов      и художественных деталей;

  • показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;

Развивающие:

  • развивать связную монологическую речь учащихся;

  • развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, прививать интерес к настоящему и будущему страны;

Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы.

М е т о д и ч е с к и е  п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы,  исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме  “Двенадцать”, план анализа художественного  произведения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Блока «Двенадцать».

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”.

Поэма была написана в одном вдохновенном порыве в течение нескольких дней января 1918 года.

В поэме отразились совершенно конкретные события тех дней. Позади четыре года войны, октябрьский переворот, приход к власти большевиков, разгон Учредительного собрания.

Пейзаж зимнего метельного Петрограда, рвущийся на ветру лозунг «Вся власть Учредительному Собранию!», буржуй, спрятавший свой нос в воротник, барынька в каракуле, красногвардейский патруль из двенадцати человек, лихач, катающий Ваньку с Катькой - все выхвачено из пестрого потока взбудораженной революцией жизни.

Для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время Блок создал поэму «Двенадцать».

2. Аналитическая работа по главам.

- Какие образы появляются в первой главе?

- Как обрисовал эти образы автор?

- В чем символика такого изображения?

1.Символы поэмы.

Чтобы верно прочитать поэму, нужно понять ее своеобразный язык, построенный на символах. Полны глубокого смысла первые строчки: «Черный вечер. Белый снег. На ногах не стоит человек». Пейзаж поэмы Блока переживает духовное состояние мира в контрастных красках: «черное» и «белое».В этих красках отражается предельное напряжение противоположных сил, их острое противоречие.

Эти сдвинутые, столкнувшиеся силы «черного» и «белого», взорванные «ветром» революции, раскололи, разрушили все вокруг: «На ногах не стоит человек».

Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.

Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.

«Ветер» в поэме - символ всплеска народных душевных сил,, могучий поток, вдруг вырвавшийся на волю, безудержный вихрь , мыслей, чувств, надежд. Это радость и злоба, любовь и ненависть - вместе, это жажда справедливой, чистой, новой жизни, вступившей в борьбу с накопившимися привычками старой жизни.

 Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12)
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!

Пёс голодный – пёс безродный…
Позади – голодный пёс ( гл.12)

Для Блока революция становится испытанием и преображением человека, тем «моментом истины», когда в его душе сталкиваются «безобразное» и «прекрасное» и исход столкновения определяет судьбу человека.

Но у Блока эти образы-символы нельзя определять однозначно. Они и то и другое вместе, слитно или переплетаются. Это глубокое противоречие в человеческой душе ,источник ее энергии и развития.

3.  Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Глава2.

- Кто главный герой поэмы?

- Почему главный герой не один человек, а коллектив?

- В чем символика числа красноармейцев?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

4. Система образов. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа)

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1 глава.

1.Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

Образное сравнение.

2. Речевая характеристика:

…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.

3. Хлёсткий эпитет и оксюморон

… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава.

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

Главы 3-7.

- В чем значение этих глав?

- Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник?

- Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7).

-Ванька (Гл. 4)

. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…

- Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…

Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.

Притягательное обаяние: (гл.7)
удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча

- Как изображены Петруха и его товарищи? (Главы 3-7)

- Кто такая Катька?

- Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейщем их столкновении?

Символом чего является женский образ Катьки в поэме?

- Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?

- Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?


4. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.

Много споров вызывает образ Иисуса Христа поэме.

“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Образ надежды на лучшую жизнь людей, не потерявших веру в добро.

..Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс.

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой неведим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди Иисус Христос.

Контрастность и пестрота поэмы обнажает в сложнопереплетенном виде потиворечия эпохи, пестроту исторического времени.

5. Поведение итога урока. Обобщающее слово учителя.

Александр Блок изображает Россию в переломный исторический момент. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода нового, персонажи поэмы выражают свое отношение к событиям и определяют свое место в ситуации исходя из системы ценностей и духовного мира. Мы видим непонимание смысла событий, растерянность, обывательски-пошлую жизнь и готовность приспособиться к новым условиям. Убитая Катька становится символом и жертвой новому и неизбежному. В этом хаосе побеждает гармония, начало света, величественного покоя, нравственное прозрение.

 Эта поэма – своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.

Домашнее задание.

Написать сочинение -рассуждение « Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!