Просмотр содержимого документа
«Чиликский миссионерский стан»
Чиликский миссионерский стан
В конце 1900 г. по ходатайству Преосвященнейшего Владимира Православным Миссионерским Обществом было разрешено открыть 1-ый миссионерский стан в Уральской области. Стан был приурочен к Чиликскому базару, который являлся рассадником мусульманства.
Заведующим станом, законоучителем был назначен свящ. Георгий Крашенников. Школа при стане была открыта с 9 января 1901 г., учителем состоял Симеон Никифоров. Сразу возникла необходимость постройки храмов именно на базарных площадях и отведения земли для новокрещенных киргиз. Кроме бесед с частными лицами, по большей части, родителями учеников русско-киргизской миссионерской школы, учителя с заведующим станом навещали имеющееся при стане в татарской части медресе. Любознательные юноши внимательно выслушивали Евангельские сказания о Лице Господа Иисуса Христа. Ученики медресе не стеснялись и сами расспрашивать о вере христианской, задавали вопросы, обсуждали полученные ответы, со многим соглашались и многое отвергали. Они иногда сами посещали миссионерскую школу 1.
В Чиликской миссионерской школе к 20 декабря 1907 г. учащихся было 78 человек из них 22 киргизенка и 1 татарин, остальные русские. Киргизята жили в интернате, пользовались всем готовым. Беднейшим из них, на средства Миссионерского Комитета, выдавалось белье и одежда. Учащие, помимо преподавания, особенное внимание обращали на воспитание из школьников людей добрых навыков, поступков и дел. Помимо устных бесед с киргизятами о предметах, касающихся учебной жизни, в целях знакомства мусульман с верой Христовой с ними велись беседы на религиозные темы и на дом давались для чтения книжки религиозного содержания, изданные Миссионерским Обществом. Некоторые из взрослых инородцев желали основательно познакомиться с Евангелием, и чтобы желающие могли сопоставить учение Христово с учением Корана и разумно познать превосходство Евангелия, им из библиотеки выдавались для внеклассного чтения миссионерские выпуски. Многие из киргиз знали наизусть молитвы Православной Церкви, заучиваемые или во время утренней молитвы русских учеников, или в свободное время по русско-киргизскому молитвослову. Некоторые песнопения исполнялись на киргизском языке. Иногда за всенощным бдением читалось по-киргизски шестопсалмие. За богослужением иногда можно было видеть в церкви школьников киргизят. По воскресным и праздничным дням в школе устраивались религиозно-нравственные чтения. Лекторами постоянно являлись, учителя школы 2.
В Уральской области при Чиликском стане действовала миссионерская русско-казахская школа. Она была открыта даже раньше (8 января 1900 года), чем сам стан (8 ноября 1900 года). Сначала школа была одноклассной, а с 1904 года преобразована, в виду обширности школьного помещения, в двухклассную. При школе действовал интернат. В 1902 году в школе обучалось 42 человека, из них русских – 26, казахов – 12, мордвы – 2 и чуваш – 2. В 1905 году количество учеников возросло, прежде всего, благодаря повышению процента казахских учащихся. Всего учеников в 1905 году было 61, из них русских – 30, казахов – 30 и один из мордвы. Казахские учащиеся были мусульманского вероисповедования. Кроме положенной программы для одноклассной (затем – двухклассной) и церковноприходской школы в ней изучался казахский язык. Мусульмане-казахи изучали все предметы школы, кроме Закона Божьего, но они присутствовали на этих уроках как слушатели и писали переводы религиозного содержания с казахского на русский3.
Здания школ в станах и миссионерских приходах часто служили местом проведения народных религиозно-нравственных чтений. При их проведении, для большей эффективности воздействия на население, рассказы учителей сопровождали так называемые «туманные картины», говоря, современной терминологией – слайды, демонстрируемые через диапроектор. Действие таковых чтений на духовно разрозненную переселенческую массу из разных концов России признавалось «бесконечно благотворным». Также во всех станах и миссионерских приходах были заведены православные библиотеки, пополняемые изданиями Казанской духовной академии4.
1 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1900 г. С. 24-25.
2 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1908 г. С. 28.
3 Отчет о деятельности Оренбургского Епархиального Комитета Православного миссионерского общества за 1908 год. Оренбург, 1909. С. 26.
4 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 25а. Л. 56 об.