ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА
КЛАСС: 4
ДАТА:
ТЕМА: ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000: ЧТЕНИЕ, ЗАПИСЬ, СРАВНЕНИЕ.
Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «последующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Индивидуальная работа у доски
— Вычисли удобным способом.
654 + 26 + 46 ((654 + 46) +26 = 726
365 + 37 + 163 + 135 ((365 + 135) + (37 +163) = 700)
89 + 123 + 211 + 30 ((89 + 211) + 123 + 30 = 453Устный счет
— Сосчитайте мишек.
— Сколько мишек вы насчитали? (10.)
— Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (1 десяток.)
— В двух коробках? (2 десятка.)
— Сколько это мишек? (20.)
— Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40, ... 100.)
— Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)
— В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне мишек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2 сотни, или 200.)
— В 3 города? (3 сотни, или 300.)
— Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 городов. (100, 200, 300, 400, ... 1000.)
— В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитошка» — 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)
— Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42 — 4 десятка и 2 единицы, 24 — 2 десятка и 4 единицы.)
— Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)
2) Постановка цели и задач урока.
— Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? (Вставлять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложности, проверять себя, оценивать свои успехи.)
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы должны научиться?
— Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде разрядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычислений и т. д.)
— Почему же авторы учебника написали, что мы этому научимся? (Мы будем учиться решать более трудные примеры.)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотрите рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)
НАУЧИТЬСЯ...
ПОВТОРИТЬ...
УЗНАТЬ...
ВСПОМНИТЬ...
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)
3) Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику
— Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число — 1. Каждое следующее больше на 1.)
— Что такое десяток? (10 единиц.)
— Что такое сотня? (10 десятков.)
— Что такое тысяча? (10 сотен.)
№ 1 (с. 4).
— Прочитайте.
— Кто может записать это число?
(Желающий ученик записывает на доске.)
— Кто записал бы так же?
— У кого другой вариант записи? Докажите.
№ 2 (с. 4).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? Как вы это понимаете?
(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй — предыдущее число, третий — следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
№ 3 (с. 4).
— Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)
— Второго разряда? (Десятки.)
— Третьего разряда? (Сотни.)
(Чтение чисел, записанных в таблице.)
— Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)
— Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 — десятки, 840 — единицы, 400 — десятки и единицы, 590 — единицы.)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
4) Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику
№ 4 (с. 5).
(Фронтальная работа с объяснением способа решения.)
Решение
999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно назвать следующее число, за числом 999 идет число 1000.
900 – 1 = 899, так как запись «– 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899.
570 + 30 – 330=270
570 + 30 = 600
600 – 330 = 600 – 300 – 30 = 300 – 30 = 270
И т. д.
№ 5 (с. 5).
— Прочитайте.
— Как вы понимаете задачу?
— Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)
Решение: 19 – 9 = 10 (д.).
Ответ: в классе 10 девочек.
— Что значит «составить задачи, обратные данной»?
— Составьте и решите задачи, обратные данной.
Решение: 9 + 10 = 19 (чел.). Решение: 19 – 10 = 9 (м.).
19 − 9 = 10 (д.) Ответ: 10 девочек в классе.
Обратная задача 1: В классе 19 человек, из них 10 девочек. Сколько в этом классе мальчиков?19 − 10 = 9 (м.) Ответ: 9 мальчиков в классе.
Обратная задача 2: В классе 10 девочек и 9 мальчиков. Сколько всего учеников в классе?10 + 9 = 19 (уч.) Ответ: 19 учеников в классе.
№ 8 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, решивших задачу разными способами, записывают решение на доске и объясняют способ решения.)
Всего – 180 стр.
Прочитал – 52 стр. и 28 стр.
Осталось – ? стр.
1 способ:
1) 52 + 28 = 80 (стр.) – прочитал всего.
2) 180 − 80 = 100 (стр.)
Ответ: 100 страниц осталось прочитать.
2 способ:
1) 180 − 52 = 128 (стр.) – осталось прочитать после первого дня.
2) 128 − 28 = 100 (стр.)
Ответ: 100 страниц осталось прочитать.
5) Первичное закрепление.
№ 7 (с. 5).
290 + 70 = 360 680 + 50 = 730
140 ∙ 6 = 840 260 ∙ 3 = 780
480 : 6 = 80 360 : 9 = 40
Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
№ 10 (с. 5).
(Самостоятельное выполнение.)
1) 200 ∙ 2 = 400 (г) – собачка тяжелее белочки.
2) 100 ∙ 3 = 300 (г) – мишка тяжелее собачки.
3) 400 + 300 = 700 (г) – мишка тяжелее белочки.
Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.
Домашнее задание:
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие были затруднения?
-Над чем вам нужно поработать?
-Оцените свою работу. Закончите предложения:
-сегодня я узнал…
-было трудно…
-я понял, что…
-я научился…