МБОУ – Медведовская СОШ им. Кремка И.В. Клинцовского района Брянской области
ПРОЕКТ
по математике
«Числа вокруг нас. Математический справочник «Наше село»
Подготовила
учитель начальных классов
Кондратенко Татьяна Валериевна
Цель проекта:
Изучить и исследовать числа, с которыми
мы встречаемся в жизни, узнать для чего они используются и что они означают
Задачи:
Изучить литературу по истории возникновения чисел
Рассмотреть виды чисел и способы их записи
Числа в повседневной жизни
Числа в народном творчестве
Провести путешествие за числами по селу
Сделать выводы
Понятие о числе зародилось в глубокой древности, когда человек научился считать предметы: два дерева, семь быков, пять рыб . Сначала счёт вели на пальцах. В разговорной речи мы до сих пор иногда слышим: «Дай пять!», то есть подай руку. А раньше говорили: «Дай пясть!» Пясть — это рука, а на руке пять пальцев.
Менялась жизнь человека. Люди приручили животных. Появились скотоводы и земледельцы. Увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Людям приходилось сталкиваться с большими числами. Нужно было придумать, как их записывать.
В разных странах и в разные времена числа записывались по-разному. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы.
Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д
У древних римлян были другие цифры. Их и сейчас можно увидеть и на циферблате часов. Римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Так выглядели древние китайские цифры.
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.
В ХV веке в европейских странах получили распространение специальные знаки, обозначающие числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Их изобрели индийцы, а в Европу они попали благодаря арабам, поэтому и получили название арабские цифры .
Числа, окружающие нас в повседневной жизни
Числа в народном творчестве
Числа встречаются в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках, загадках
Путешествие за числами по селу
В 26 км к юго-востоку от Клинцов расположено наше село Медведово .
Впервые упоминается как селище в 1620 году, как сельцо в 1625 году; бывшее владение рода Борозден (во второй половине XVIII века - главная усадьба Ивана Бороздны).
По описи 1638 года в нем значилось 13 домохозяйств.
В 1767 году по переписи значится храм с 2 престолами. По ведомости при храме - школа, двор для пономаря. Другой двор для священника Марка Деша.
В 1781 году, здесь уже - более ста дворов и хат.
Имелся и дом «о 16-ти покоях», в котором жил генеральный бончуковый Иван Бороздна, которому принадлежало имение.
В 1790 году числилось население- 470 мужчин и 467 женщин.
В 1798 году - иждивением Петра Ивановича Бороздны храм «довольно великолепный» 11 саженей от горнего места до западных дверей, освещённый в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В XIX веке в хуторе при селе действовал винокуренный завод; в конце XIX века была открыта земская школа.
В 1976 присоединено соседнее село Горчаки.
Близ села – древне - русское селище и курганный могильник ХI века.
Деревянная Троицкая церковь села Горчаки (1847, перестроена в начале ХХ века).
Максимальное число жителей 1350 человек было в 1850 году.
Выводы:
Как только человек рождается в его жизни уже появляются первые цифры: рост, вес. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке и шитье, приготовлении пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!