Тема урока: «Численность населения России».
Подготовил учитель географии МБОУ Мало-Вяземской cош Швец Ттьяна Владимировна
Цели урока:
образовательные:
Ввести основные демографические термины и понятия.
Выявить причины , влияющие на численность населения страны.
Объяснить какие меры предпринимает государство для решения демографических проблем.
развивающие:
Формировать ключевые компетенции учащихся по анализу статистических таблиц, графиков и диаграмм.
воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к демографическим проблемам современной России.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя (с элементами беседы).
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Какую часть географии мы изучили?

Изучение населения всегда начинается с определения его численности, т.е. количества людей, проживающих в стране.
Запишите тему урока в тетрадь. СЛАЙД №1
А задачи у нас сегодня такие. СЛАЙД №2
Изучение нового материала.
Численность населения.
Учитель: По численности населения Российская империя и СССР в течение ХIX-XX вв. была одной из самых многолюдных стран мира. До распада СССР (1991г.) численность населения страны была ниже, чем в Китае и Индии. Сейчас ситуация изменилась. СЛАЙД №3
Задание№1 (работа со слайдом №3)
Рассмотрите данные таблицы и определите:
??? Вопрос: Как можно получить достоверные сведения о численности населения??
На прошлом уроке группа учащихся получила задание подготовить краткие сообщения об истории переписи в России (выступления с сообщениями в помощь – СЛАЙД №4)
Обратите внимание на данные последних переписей.
??? Как изменяется численность населения современной России? (СЛАЙДЫ №5,6 КАРТИНКИ!!)
??? Каковы цели переписи? После ответа - СЛАЙД №7
Процессы, влияющие на численность.
??? Как вы думаете, какие процессы влияют на численность?
Правильно!
Численность населения зависит от рождаемости и смертности СЛАЙД №8
Запишите эти определения в тетрадь.
??? А как, на ваш взгляд будет меняться численность населения при разном соотношении рождаемости и смертности.
Действительно, если РС, то численность населения растет и тогда мы говорим о естественном приросте, а если наоборот – то о естественной убыли. СЛАЙД №9 (запишите определение в тетрадь).
Совокупность процессов Р, С и ЕП получили название – ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СЛАЙД №10 (Посмотрите, какие ещё процессы влияют на численность) Вывод - СЛАЙД №11
Численность населения никогда не стоит на месте, она постоянно меняется. Перед вами таблица - СЛАЙД №12 (Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения по годам). Поверим - СЛАЙД №13
(??? С какого периода в России начинается резкое снижение ЕП?)
Такое заметное снижение численности получило название – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС - СЛАЙД №14 (Противоположный процесс называется – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ). Запишите определения в тетрадь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №15
Демографические кризисы в России. (Работа с учебником стр. 248, рис.169)
??? Как изменялась численность населения в России в период с 1700 по 2000гг?
??? В какие исторические периоды «кривая численности» резко меняла ход?
??? Какие события происходили в это время в нашей стране?
Учитель рассказывает о демографических кризисах, используя:
СЛАЙД №16: Первый демографический кризис пришелся на годы ПМВ 1914-1918гг. и Гражданской войны 1918-1921гг. в ходе военных действий Россия потеряла около 7 млн. человек, а вместе с мирным населением около 15 млн. Гражданское население гибло от голода, эпидемии тифа, испанки.
СЛАЙД №17: следующий демографический кризис случился в 30-е гг., в период индустриализации и коллективизации. В 1933г. разразился массовый голод. Люди гибли не только от голода, но и высылались на север – в Сибирь, плюс репрессии. Общие потери – 5-6 млн. чел.
СЛАЙД №18: Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с ВОВ. Мужчины детородного возраста ушли на фронт, многие не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое, по сравнению с довоенным 40-м годом. Общие людские потери в годы войны – 27млн. чел.
СЛАЙД №19: Современный демографический кризис связан с неуклонным снижением рождаемости. О причинах снижения мы поговорим на следующем уроке.
Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо также учитывать скрытые потери, т.е. число не родившихся детей – это т.н. «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ЭХО ВОЙНЫ».
Задание№2 – работа с учебником, стр.249, рис.170. По рисунку определите:
Демографы подсчитали, что при нормальном демографическом развитии без потерь от войн, голода и т.д. численность населения России к 1995г. была бы 270 млн. чел, против фактической 145. Это значит, что с лица Земли исчезла целая страна с численностью населения, равная современной Японии.
Демографические меры, предпринимаемые государством. СЛАЙД №20
Правительством РФ была принята «Концепция демографического развития РФ до 2025г.» Благодаря ей в 2006 – 2007гг. впервые отмечено увеличение рождаемости.
Среди мер: единовременное пособие по случаю рождения ребенка, ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет,
«материнский капитал»,
предоставление льготного жилья молодым семьям,
отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и т.д.
Закрепление. СЛАЙД №21
Итак, мы с вами говорили о численности населения России, которая на сегодня составляет по предварительным данным около 142,9 млн.чел. Из-за низкой рождаемости эта цифра постепенно снижается. Сейчас от каждого зависит, как сложится демографическая ситуация.
Домашнее задание. СЛАЙД №22