СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Численность населения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме:"Численность населения"

Просмотр содержимого документа
«Численность населения»

Тема урока: «Численность населения России».

Подготовил учитель географии МБОУ Мало-Вяземской cош Швец Ттьяна Владимировна

Цели урока:

образовательные:

  1. Ввести основные демографические термины и понятия.

  2. Выявить причины , влияющие на численность населения страны.

  3. Объяснить какие меры предпринимает государство для решения демографических проблем.

развивающие:

  1. Формировать ключевые компетенции учащихся по анализу статистических таблиц, графиков и диаграмм.

воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство сопричастности к демографическим проблемам современной России.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя (с элементами беседы).

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела географии. Какую часть географии мы изучили?

Изучение населения всегда начинается с определения его численности, т.е. количества людей, проживающих в стране.

Запишите тему урока в тетрадь. СЛАЙД №1

А задачи у нас сегодня такие. СЛАЙД №2


  1. Изучение нового материала.

    1. Численность населения.

Учитель: По численности населения Российская империя и СССР в течение ХIX-XX вв. была одной из самых многолюдных стран мира. До распада СССР (1991г.) численность населения страны была ниже, чем в Китае и Индии. Сейчас ситуация изменилась. СЛАЙД №3

Задание№1 (работа со слайдом №3)

Рассмотрите данные таблицы и определите:

  • Численность населения России

  • Место России в мире

  • Запишите данные в тетради.

??? Вопрос: Как можно получить достоверные сведения о численности населения??


На прошлом уроке группа учащихся получила задание подготовить краткие сообщения об истории переписи в России (выступления с сообщениями в помощь – СЛАЙД №4)


Обратите внимание на данные последних переписей.

??? Как изменяется численность населения современной России? (СЛАЙДЫ №5,6 КАРТИНКИ!!)

??? Каковы цели переписи? После ответа - СЛАЙД №7


    1. Процессы, влияющие на численность.

??? Как вы думаете, какие процессы влияют на численность?

Правильно!

Численность населения зависит от рождаемости и смертности СЛАЙД №8

Запишите эти определения в тетрадь.

??? А как, на ваш взгляд будет меняться численность населения при разном соотношении рождаемости и смертности.

Действительно, если РС, то численность населения растет и тогда мы говорим о естественном приросте, а если наоборот – то о естественной убыли. СЛАЙД №9 (запишите определение в тетрадь).


Совокупность процессов Р, С и ЕП получили название – ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СЛАЙД №10 (Посмотрите, какие ещё процессы влияют на численность) Вывод - СЛАЙД №11


Численность населения никогда не стоит на месте, она постоянно меняется. Перед вами таблица - СЛАЙД №12 (Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения по годам). Поверим - СЛАЙД №13

(??? С какого периода в России начинается резкое снижение ЕП?)


Такое заметное снижение численности получило название – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС - СЛАЙД №14 (Противоположный процесс называется – ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ). Запишите определения в тетрадь.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №15






    1. Демографические кризисы в России. (Работа с учебником стр. 248, рис.169)

??? Как изменялась численность населения в России в период с 1700 по 2000гг?

??? В какие исторические периоды «кривая численности» резко меняла ход?

??? Какие события происходили в это время в нашей стране?


Учитель рассказывает о демографических кризисах, используя:


СЛАЙД №16: Первый демографический кризис пришелся на годы ПМВ 1914-1918гг. и Гражданской войны 1918-1921гг. в ходе военных действий Россия потеряла около 7 млн. человек, а вместе с мирным населением около 15 млн. Гражданское население гибло от голода, эпидемии тифа, испанки.


СЛАЙД №17: следующий демографический кризис случился в 30-е гг., в период индустриализации и коллективизации. В 1933г. разразился массовый голод. Люди гибли не только от голода, но и высылались на север – в Сибирь, плюс репрессии. Общие потери – 5-6 млн. чел.


СЛАЙД №18: Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с ВОВ. Мужчины детородного возраста ушли на фронт, многие не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое, по сравнению с довоенным 40-м годом. Общие людские потери в годы войны – 27млн. чел.


СЛАЙД №19: Современный демографический кризис связан с неуклонным снижением рождаемости. О причинах снижения мы поговорим на следующем уроке.


Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо также учитывать скрытые потери, т.е. число не родившихся детей – это т.н. «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ЭХО ВОЙНЫ».


Задание№2 – работа с учебником, стр.249, рис.170. По рисунку определите:

  • Гипотетическую численность

  • Фактическую численность

  • Почему реальная численность отличается от предполагаемой.


Демографы подсчитали, что при нормальном демографическом развитии без потерь от войн, голода и т.д. численность населения России к 1995г. была бы 270 млн. чел, против фактической 145. Это значит, что с лица Земли исчезла целая страна с численностью населения, равная современной Японии.





    1. Демографические меры, предпринимаемые государством. СЛАЙД №20

Правительством РФ была принята «Концепция демографического развития РФ до 2025г.» Благодаря ей в 2006 – 2007гг. впервые отмечено увеличение рождаемости.

Среди мер: единовременное пособие по случаю рождения ребенка, ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет,

«материнский капитал»,

предоставление льготного жилья молодым семьям,

отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и т.д.


  1. Закрепление. СЛАЙД №21

Итак, мы с вами говорили о численности населения России, которая на сегодня составляет по предварительным данным около 142,9 млн.чел. Из-за низкой рождаемости эта цифра постепенно снижается. Сейчас от каждого зависит, как сложится демографическая ситуация.


  1. Домашнее задание. СЛАЙД №22