СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны» .

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны» .»

«Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны» .

Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.

Задачи:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России.

Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;

Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности

3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества!

3. Умение работать в паре

3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП

4. Умение контролировать результат своей  деятельности

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды


5. Умение грамотно излагать свои мысли

5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.


6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений



Планируемые результаты:

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:  географические исследования по картам атласа, самостоятельная работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е. 2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.

Ход урока

1 Орг. Момент

Здраувствуйте .Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Мы с вами закончили изучение раздела что изучает география России. Давайте повторим

Где расположена крайняя южная точка- на юго-западнее горы Базардюзю- на границе Дагестана и Азербайджана. Где находится крайняя западная точка России расположена в Калининградской области на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря .Где расположена крайняя северная точка России на материке находится далеко за полярным кругом на мысе Челюскин,Мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа .Где находится крайняя восточная точка России на материке находится на мысе Дежнёва — Остров Ратманова в Беринговом проливе расположен еще восточнее 

Со сколькими государствами граничит россия-18

Россия на востоке граничит со следующими странами США через Беренгов пролив (Аляска), по морю граничит с Японией (Курильские острова), Северной Кореей, Китаем, Монголией.

С каким государством Россия имеет самую длинную границу- Казахстаном

Самые высокие горы- Кавказ Горы которые разделяют территории России на 2 части_ Уральские

Какие равнины расположены на территории России. В Каких природных зонах расположена Россия . Площадь России сколько км? Территория Росии Большая,

По территории Россия занимает 1 место в мире а по численности стоит ли на 1 месте? Конечно затрудняемся ответить и так сегодня мы с вами переходим к новому разделу которая называется Численность России и так тема нашего урока «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».1-3 слайд

Таким образом, география населения отвечает на 3 главных вопроса:

1. Где живут люди?

2. Кто они?

3. Как они живут?

Наука, изучающая население называется демография. Запишите это определение.

Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении. Слайд 4

Численность населения – количество людей в определенное время в данном месте. Численность населения узнают по переписям.

  • В экономически развитых странах мира переписи населения проводятс один раз в 5 лет.1897 г. – первая перепись населения в Российской империи.2002 г. – первая перепись населения в РФ. 1 октября 2010 года – последняя перепись нселения в РФ (142,8 млн. чел..

  • После пресоединения Крыма численность населения составляет- 146 519 759 примерно 146,6 млн человек. 5 слайд

  • Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

  • Обучающиеся: На 1 января 2016 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США. 4 слайд

  • Учитель: В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Почему происходит резкое снижение численности населения. Какие факторы влияют? Слайд 6

  • ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС (зима) резкое снижение численности населения в стране

  • ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

  • Многочисленные войны (из 8 веков своего существования более 400 лет Россия воевала).

  • Коллективизация и репрессии в стране.

  • Миграции (недовольство существующим режимом).

  • «Утечка умов».

  • Некачественное питание.

  • Стрессы.

  • Вредные привычки.

  • Низкий уровень жизни в стране.

  • Занятость женщин в материальном производстве.

  • Высокая младенческая смертность.

  • Низкая продолжительность жизни в стране.

  • Аварии

  • От чего же зависит численность населения? Слайд 8-10

  • Численность населения зависит от количества родившихся и умерших, которые определяются в человек на 1000 населения, то есть в 1000 доле или в ‰. Слайд 11

  • Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

  • Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

  • Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.

  • Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью.

  • Естественный прирост определяется по формуле:

  • Е. п. = Р-С; 12 слайд

  • Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.

  • Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

  • Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста получила название естественного движения населения.

Численность населения увеличивается когда рождаемость превышает над смертностью .А также численность увеличивается за счет людей, которые перезезжают в нашу страну. таким образом за счет иммигрантов. Слайд 14

Физминутка для глаз слайд14

Давайте посмотрим на презентацию и выпишем названия субъектов где больше рождаемость и смертность А теперь определим естественный прирост населения в этих субъектах слайды 15-17

Самая высокая рождаемость в республике Чечня.и Ингушитии.Ннизкий показатель рождаемости наблюдается в Краснодарском крае Псковской области смертность превышает над смертностью. Слайд 18-20

Такое резкое уменьшение численности населения называют демографическим кризисом.

Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

А теперь. 1 группа определяет естественный прирост Лениногорскогого района , а другая группа Села Каркали Лениногорского района .

ОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и

естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.

Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения

населения.

• ВОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и

естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.

Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения

населения.

• ВОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и

естественного прироста, которые обеспечивают смену поколен

Воспроизводство населения- это смена поколений 21 -22слайд

Учитель: . Для того чтобы повысить и повлиять на численность населения в нашей стране – проводится  демографическая политикаВ нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам? 23 слайд

Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинс


ких услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».

Учитель: Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

  • сокращение уровня смертности;

  • сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

  • повышение уровня рождаемости;

  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

Домашнее задание: § 34, стр.179 задание №2,4 выполнить письменно в тетради

Рефлексия.

Прочитав фразу, закончите её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…


Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение российского народа – главная задача на будущее»




















































Скачать

© 2019, 975 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!