«Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны» .
Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.
Задачи:
Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России.
Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;
Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся | 1.Развивать познавательный интерес и творческие способности | 1.Умение работать с разными источниками географической информации |
2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала | 2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность | 2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности |
3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества! | 3. Умение работать в паре | 3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП |
4. Умение контролировать результат своей деятельности | 4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности | 4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды |
| 5. Умение грамотно излагать свои мысли | 5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями. |
| 6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | |
Планируемые результаты:
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности: географические исследования по картам атласа, самостоятельная работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.Учебник: География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е. 2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.
Ход урока
1 Орг. Момент
Здраувствуйте .Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Мы с вами закончили изучение раздела что изучает география России. Давайте повторим
Где расположена крайняя южная точка- на юго-западнее горы Базардюзю- на границе Дагестана и Азербайджана. Где находится крайняя западная точка России расположена в Калининградской области на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря .Где расположена крайняя северная точка России на материке находится далеко за полярным кругом на мысе Челюскин,Мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа .Где находится крайняя восточная точка России на материке находится на мысе Дежнёва — Остров Ратманова в Беринговом проливе расположен еще восточнее
Со сколькими государствами граничит россия-18
Россия на востоке граничит со следующими странами США через Беренгов пролив (Аляска), по морю граничит с Японией (Курильские острова), Северной Кореей, Китаем, Монголией.
С каким государством Россия имеет самую длинную границу- Казахстаном
Самые высокие горы- Кавказ Горы которые разделяют территории России на 2 части_ Уральские
Какие равнины расположены на территории России. В Каких природных зонах расположена Россия . Площадь России сколько км? Территория Росии Большая,
По территории Россия занимает 1 место в мире а по численности стоит ли на 1 месте? Конечно затрудняемся ответить и так сегодня мы с вами переходим к новому разделу которая называется Численность России и так тема нашего урока «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».1-3 слайд
Таким образом, география населения отвечает на 3 главных вопроса:
1. Где живут люди?
2. Кто они?
3. Как они живут?
Наука, изучающая население называется демография. Запишите это определение.
Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении. Слайд 4
Численность населения – количество людей в определенное время в данном месте. Численность населения узнают по переписям.
В экономически развитых странах мира переписи населения проводятс один раз в 5 лет.1897 г. – первая перепись населения в Российской империи.2002 г. – первая перепись населения в РФ. 1 октября 2010 года – последняя перепись нселения в РФ (142,8 млн. чел..
После пресоединения Крыма численность населения составляет- 146 519 759 примерно 146,6 млн человек. 5 слайд
Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?
Обучающиеся: На 1 января 2016 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США. 4 слайд
Учитель: В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Почему происходит резкое снижение численности населения. Какие факторы влияют? Слайд 6
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС (зима) – резкое снижение численности населения в стране
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:
Многочисленные войны (из 8 веков своего существования более 400 лет Россия воевала).
Коллективизация и репрессии в стране.
Миграции (недовольство существующим режимом).
«Утечка умов».
Некачественное питание.
Стрессы.
Вредные привычки.
Низкий уровень жизни в стране.
Занятость женщин в материальном производстве.
Высокая младенческая смертность.
Низкая продолжительность жизни в стране.
Аварии
От чего же зависит численность населения? Слайд 8-10
Численность населения зависит от количества родившихся и умерших, которые определяются в человек на 1000 населения, то есть в 1000 доле или в ‰. Слайд 11
Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.
Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.
Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.
Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью.
Естественный прирост определяется по формуле:
Е. п. = Р-С; 12 слайд
Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.
Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.
Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста получила название естественного движения населения.
Численность населения увеличивается когда рождаемость превышает над смертностью .А также численность увеличивается за счет людей, которые перезезжают в нашу страну. таким образом за счет иммигрантов. Слайд 14
Физминутка для глаз слайд14
Давайте посмотрим на презентацию и выпишем названия субъектов где больше рождаемость и смертность А теперь определим естественный прирост населения в этих субъектах слайды 15-17
Самая высокая рождаемость в республике Чечня.и Ингушитии.Ннизкий показатель рождаемости наблюдается в Краснодарском крае Псковской области смертность превышает над смертностью. Слайд 18-20
Такое резкое уменьшение численности населения называют демографическим кризисом.
Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.
А теперь. 1 группа определяет естественный прирост Лениногорскогого района , а другая группа Села Каркали Лениногорского района .
ОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и
естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.
Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.
Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения
населения.
• ВОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и
естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.
Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.
Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения
населения.
• ВОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и
естественного прироста, которые обеспечивают смену поколен
Воспроизводство населения- это смена поколений 21 -22слайд
Учитель: . Для того чтобы повысить и повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика. В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам? 23 слайд
Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинс
ких услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:
Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».
Учитель: Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:
сокращение уровня смертности;
сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.
Домашнее задание: § 34, стр.179 задание №2,4 выполнить письменно в тетради
Рефлексия.
Прочитав фразу, закончите её:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение российского народа – главная задача на будущее»