2.Актуализация знаний | Повторить ранее изученный материал | Словесный: беседа | Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное» -Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки. -Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки. Имя существительное – это часть речи? (да) Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет) Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да) Имена существительные обозначают действие предмета? (нет) Имена существительные обозначают предмет? (да - Прочитайте. И сказал Гиппопотам Крокодилам и китам: «Кто злодея не боится И с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю...» К. Чуковский - Из какого произведения эти строки?(«Тараканище».) - Выпишите имена существительные и разделите их на две группы. - По какому признаку вы разделили слова на группы?(множественному и единственному числу) | Формулируют ответы на вопросы Читают, выполняют задание | Фронтальная Парная | | Наблюдение учителя | | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: Умение высказывать собственное мнение; Формулировать ответы на вопросы П: Проявлять познавательную инициативу | Формирование устойчивой положительной мотивации к занятию |
3.Целеполагание | Определить тему и цель занятия, составить план. | Частично-поисковый | – А как по-другому можно назвать?(не знаем) – Какая у нас возникла проблема?(мы не знаем, как по-другому назвать изменение единственного и множественного числа ) -Какую мы поставим цель нашего занятия? (узнать, как по-другому можно назвать ) А какая у нас будет тема урока? (Число имен существительных ) -Давайте составим план нашего урока: План: 1.познакомиться с числом имени существительного 2.Преобразовывать имена существительные из единственного числа, в множественное 3.Выделять окончания имен существительных 4.Применить полученные знания 5.Подвести итоги | Определяют цель и тему урока Составляют план урока | Фронтальная Фронтальная | | Контроль учителя: наблюдение | | Р: Принимать и сохранять учебную задачу; -Умение делать выводы. К: Умение высказывать собственное мнение; Формулировать ответы на вопросы П: Проявлять познавательную инициативу | Формирование устойчивой положительной мотивации к занятию |
4.Открытие новых знаний | Строить рассуждения в соответствии с возрастными нормами; планировать свои действия | Практический Словесный:беседа Словесный: Словесный:рассказ Практический | Прочитайте текст. В Москве много мост. По мост мчатся машины. Идут по ним пешеходы. Все мост очень красивы. -Подумайте и измените слово "мост", чтобы текст звучал красиво и правильно (Дети записывают текст.) В Москве много мостов. По мостам мчатся машины. Идут по ним пешеходы. Все мосты очень красивы. -Что изменилось в слове "мост"? Почему текст звучит красиво и правильно. -Изменились окончания. Слова в предложениях стали связаны по смыслу. - Сделайте вывод, для чего служит окончание? (-Для связи слов в предложении) - Сделайте вывод, для чего служит окончание? (-Для связи слов в предложении) -Вы заметили, что окончание это изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении. -Давайте прочтем правило на стр.80 Правильно ли мы с вами сказали? (Да) -Какой пункт плана мы с вами выполнили? -КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ В СЛОВЕ? - Как определить окончание в слове белка? ( Изменить форму слова (белкА – белкИ – белкУ) и нашли часть слова, которая меняется. Изменяемая часть слова – а- это окончание. -Объясните, как правильно определить окончание в слове друг другу. физкультминутка. Отдых для глаз, плеч и кистей рук. - Я буду произносить словосочетания в единственном числе, а вы изображать и произносить их во множественном числе: Чудесная встреча –… Чайная чашка –… Широкое море –… Живая рыба –… Откройте учебник на стр.79 и вы полним упражнение 142. -Прочитайте текст -Давайте прочитаем задание к этому тексту. -Ребята, выделенные слова имеют одно или несколько лексических значений? -Что обозначает это слово? (ответы детей) Осина Растёт по всей России. Доживает до 100 лет, достигая 25-39 м в высоту, имеет гладкий светло- оливковый ствол. Округлые листья почти всегда дрожат. Растут осинки на опушке леса. Они берут начало от корней больших осин, стоящих рядом. Очень любят зайцы и мыши горьковатую осиновую кору. Осиной кормятся лоси, олени, косули, бобры... Но не переводится это дерево в наших лесах, удерживая второе (после берёзы) место по площади. Осина никогда не пользовалась любовью людей. «Осина - не древесина», - говорили про неё. Действительно, осина, даже молодая, внутри бывает гнилой, даёт слишком мало тепла. Осина обладает уникальными свойствами, о которых узнали только тогда, когда изобрели спички (в 30-х годах XIX века). Древесина её великолепно режется и отлично пропитывается веществами, благодаря которым спичка не тлеет, а гаснет сразу (это очень важно для предупреждения пожаров). И поэтому нет древесины лучше для изготовления спичек, чем осиновая. -Выпишите выделенные слова, обозначая в них окончание. Физминутка Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка, Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _____________________________ собака - _____________________________ чёрное - _____________________________ первая - _____________________________ лестница - _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____________________________ дедушка - _____________________________ большая - _____________________________ четвёртое - _____________________________ мечтал - _____________________________ -После окончания сдайте мне ваши работы. -Интерактивная доска -Какой пункт плана мы с вами выполнили? | Читают текст и формулируют ответы на вопросы . Формулируют ответы на вопросы Выполняют разминку Выполняют упражнение 142 Слушают рассказ учителя Выполняют разминку Выполняют самостоятельную работу | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Учебник Слайд | Наблюдение учителя Наблюдение учителя | грамотно записывать предложения, дополнять предложения словами по смыслу. понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; | Р: Принимать и сохранять учебную задачу, умение прогнозировать предстоящую работу, ию. К: Допускать возможность существования у людей различных точек зрений, умение высказывать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы \Познавательные : Проявлять познавательную инициативу. П: Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); | формирование устойчивой положительной мотивации к занятию, проявлять интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия, развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; |