Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Метод: словесный Прием: мотивации к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность Организует мотивацию через вопрос: Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке у нас все получилось? Просит открыть тетради и записать число, классная работа. | Приветствуют учителя Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга) Пишут в тетрадях число, классная работа | Ф | Тетрадь | Самоконтроль, педагогический контроль | | | Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к предмету, понимают его важность |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подведение детей к формулированию темы. | Методы: словесный, практический, наглядный | Проводит минутку чистописания. Просит записать сочетание: //ед//мн//ед//мн// Организует игру «Правда, неправда». (если утверждение верно – дети хлопают, если неверно – топают) 1. Имя существительное обозначает предмет. 2. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто» и «Что делает?» Скажите, правильный ответ. 3. Имена существительные бывают собственные и чужие. 4. Скажи какие бывают имена существительные. 5. Название спектакля «Лебединое озеро» – это имя собственное. 6. Москва – это имя нарицательное. Что называют нарицательные имена существительные? 7. Книга это множественное число. 8. Карандаш – это единственное число. Предлагает посмотреть на картинки на доске и записать животных, которых можно встретить в лесу. (крокодил, ворона, лягушка, собака, медведь, лиса, жираф, волк, коза, заяц, белка) Слова какой части речи вы записали? В каком числе стоят имена существительные? Предлагает образовать множественное число данных существительных. Организует затруднение. Предлагает прочитать группы имен существительных и образовать: Форму ед. ч.: Ножницы, клещи, коньки, брюки. Форму мн. ч.: Сахар, грусть, соль, молоко. | Записывают. Участвуют в игре. (правда-хлопок) (нет – топот, имя существительное отвечает на вопросы кто и что) (нет - топот) (собственные и нарицательные) (да – хлопок) (нет – топот) (любой предмет, явление чувство) (нет – топот) (да – хлопок) Записывают слова. (медведь, лиса, волк, заяц, белка) (имена существительные) (ед. ч.) (медведь - медведи, лиса – лисы, волк – волки, заяц – зайцы, белка – белки) Пытаются выполнить задание. | Ф | Тетрадь, презентация | Педагогический контроль | | К - слушать и понимать речь других; уважительно вести диалог с товарищами, стремиться учитывать разные мнения; П- обосновывать свои суждения, делать несложные обобщения, уметь ориентироваться в своей системе знаний. | Сформировать учебно-познавательный интерес и внутреннюю потребность к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
3.Выявление места и причины затрудннения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Метод: словесный | Организует беседу. Что вы заметили? У вас получилось образовать формы ед. и мн. числа данных имен существительных? Каких знаний нам не хватает? | Участвуют в беседе, формулируют затруднение. | Ф | | Педагогический контроль | | П. Проверяют имеющиеся знания; логический анализ объектов с целью выделения признаков. Р – выделять известные и неизвестные знания и умения. | |
4.Этап построения выхода из затруденения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Методы: словесный | Предлагает сформулировать тему урока. Выдвигает гипотезу: «есть имена существительные, которые употребляются только в ед. или мн. числе» Гипотеза – утверждение, которое требует доказательства. В конце урока мы с вами проверим, верна ли оказалась наша гипотеза. | Формулируют тему урока. (тема: число имен существительных) Слушают учителя. | Ф | | Педагогический контроль | | Р: самостоятельно формулировать тему К: умение работать с информацией. | |
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач. | Методы: словесный, наглядный, практический | Предлагает открыть учебник на стр. 64 и прочитать правило. Организует беседу. Так всё же почему одни существительные изменяются в числе, а другие существуют только в одном числе, как вы считаете? Давайте посмотрим на слова «Ручка» и «Молоко», можем мы посчитать, сколько ручек? А можем мы так же как ручки посчитать молоко? Какой мы можем сделать из этого вывод? А теперь сравните слова «Карандаши» и «Брюки», мы определили, что оба слова находятся во множественном числе, но карандаши мы можем посчитать? А можем мы посчитать брюки? Но слово «Брюки» называет 1 предмет, тогда почему мы определили, что это множественное число? Говорят, что в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов. Давайте это проверим. Из скольких одинаковых элементов состоят брюки? Из скольких одинаковых элементов состоят очки? Значит наши предположения о том, что в форме множественного числа находятся существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов, оказались верными. Давайте вспомним и попробуем назвать слова, которые употребляются только в единственном или множественном числе. Предлагает выполнить упражнение №111. Предлагает обменяться работами с соседом по парте и проверить друг друга. ФИЗМИНУТКА | Читают правило, участвуют в беседе, выполняют упражнение. (можем) (нет, только в пакетах или литрах) (форму только единственного числа имеют такие имена существительные, количество которых мы посчитать не можем) (да) (да, если их несколько) (по вопросу «они» или по окончанию –и) (из 2-х) (из 4, 2 линзы и 2 душки) (ед. ч.: небо, кофе, эскимо, пальто, кино, здоровье, посуда, кафе, любовь) (мн. ч.: обои, каникулы, сутки, макароны, шахматы, весы) А) Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы. Б) Солнце, сахар, молоко, метро, творог. В) Санки, ножницы, очки, весы. ФИЗМИНУТКА | Ф И | Учебник, тетрадь, презентация | Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль | | К: уважительно вести диалог с товарищами и учителем, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения | Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Методы: словесный, наглядный, практический | Предлагает выполнить упражнение №112. Обращает внимание на слово «топор», предлагает отдельно его выписать и выделить орфограмму. | Выполняют упражнение. (Без топора (ед. ч.) по дрова (мн. ч.) не ходят. Так говорят, чтобы подчеркнуть, что надо готовиться к делу. Крепкую дружбу (ед. ч.) и топором (ед. ч.) не разрубишь. Если дружба настоящая, её ничем не разрушишь) | Ф | Учебник, тетрадь | Педагогический контроль, самоконтроль | П: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | | Формировать умение правильно применять соответствующие знания. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения. Развивать умение самооценивания. | Метод: практический | Предлагает выполнить упражнение №66 в ТПО. | Выполняют задание. | И | Тетрадь, презентация | Самоконтроль, педагогический контроль | | Р: адекватно оценивают правильность своих учебных действий. | Способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия | Методы: словесный, практический | Предлагает выполнить упражнение №113. | Выполняют упражнение. | Ф И | Учебник | Педагогический контроль | | К: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подведение итогов урока. | Методы: словесный, наглядный | Предлагает вспомнить гипотезу и оценить ее правильность. Что вы сегодня узнали нового? Приведите примеры имен существительных, которые употребляются только в ед. или мн. числе. Проводит рефлексию. Кто доволен своей работой на уроке поднимите руку и покажите 5 пальчиков, у кого были ошибки или затруднения – загниет несколько пальчиков. | Вспоминают гипотезу. Приводят примеры. Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф И | Презентация | Самоконтроль, педагогический контроль | | Р: фиксировать оценку удовлетворения своей работой в конце урока | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач. |