СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном»

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с именами существительными, употребляющимися только в одном числе: единственном или множественном.

Задачи:

Образовательные: познакомить с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе.

Развивающие: развивать связную устную и письменную речь, мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитательные: формировать познавательную активность обучающихся, воспитывать умение слушать друг друга.

Тип урока: открытие нового знания

УМК: «Школа России». Учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, 64-65 стр.

Оборудование: презентация, учебник, мультимедийная доска, компьютер, флешка, презентация, тетрадь, ТПО













Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Метод: словесный

Прием: мотивации к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность


Организует мотивацию через вопрос:

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке у нас все получилось?


Просит открыть тетради и записать число, классная работа.

Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.



(внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга)

Пишут в тетрадях число, классная работа

Ф



Тетрадь

Самоконтроль, педагогический контроль



Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к предмету, понимают его важность

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подведение детей к формулированию темы.

Методы: словесный, практический, наглядный

Проводит минутку чистописания. Просит записать сочетание:

//ед//мн//ед//мн//

Организует игру «Правда, неправда». (если утверждение верно – дети хлопают, если неверно – топают)

1. Имя существительное обозначает предмет.

2. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто» и «Что делает?» Скажите, правильный ответ.

3. Имена существительные бывают собственные и чужие.

4. Скажи какие бывают имена существительные.

5. Название спектакля «Лебединое озеро» – это имя собственное.

6. Москва – это имя нарицательное. Что называют нарицательные имена существительные?

7. Книга это множественное число.

8. Карандаш – это единственное число.


Предлагает посмотреть на картинки на доске и записать животных, которых можно встретить в лесу.

(крокодил, ворона, лягушка, собака, медведь, лиса, жираф, волк, коза, заяц, белка)

Слова какой части речи вы записали?

В каком числе стоят имена существительные?

Предлагает образовать множественное число данных существительных.

Организует затруднение.

Предлагает прочитать группы имен существительных и образовать:

Форму ед. ч.: Ножницы, клещи, коньки, брюки.

Форму мн. ч.: Сахар, грусть, соль, молоко.





Записывают.

Участвуют в игре.







(правда-хлопок)


(нет – топот, имя существительное отвечает на вопросы кто и что)

(нет - топот)

(собственные и нарицательные)

(да – хлопок)


(нет – топот)

(любой предмет, явление чувство)

(нет – топот)

(да – хлопок)




Записывают слова.


(медведь, лиса, волк, заяц, белка)



(имена существительные)


(ед. ч.)


(медведь - медведи, лиса – лисы, волк – волки, заяц – зайцы, белка – белки)



Пытаются выполнить задание.


Ф




























































Тетрадь, презентация

Педагогический контроль





























































К - слушать и понимать речь других; уважительно вести диалог с товарищами, стремиться учитывать разные мнения;

П- обосновывать свои суждения, делать несложные обобщения, уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Сформировать учебно-познавательный интерес и внутреннюю потребность к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;




3.Выявление места и причины затрудннения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей



Метод: словесный

Организует беседу.

Что вы заметили?

У вас получилось образовать формы ед. и мн. числа данных имен существительных?

Каких знаний нам не хватает?


Участвуют в беседе, формулируют затруднение.



Ф











Педагогический контроль


П.

Проверяют имеющиеся знания; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Р – выделять известные и неизвестные знания и умения.




4.Этап построения выхода из затруденения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Методы: словесный

Предлагает сформулировать тему урока.

Выдвигает гипотезу: «есть имена существительные, которые употребляются только в ед. или мн. числе»

Гипотеза – утверждение, которое требует доказательства.

В конце урока мы с вами проверим, верна ли оказалась наша гипотеза.

Формулируют тему урока.

(тема: число имен существительных)

Слушают учителя.


Ф


Педагогический контроль


Р: самостоятельно формулировать тему

К:

умение работать с информацией.




5.Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач.


Методы: словесный, наглядный, практический


Предлагает открыть учебник на стр. 64 и прочитать правило.

Организует беседу.

Так всё же почему одни существительные изменяются в числе, а другие существуют только в одном числе, как вы считаете?

Давайте посмотрим на слова «Ручка» и «Молоко», можем мы посчитать, сколько ручек?


А можем мы так же как ручки посчитать молоко?


Какой мы можем сделать из этого вывод?


А теперь сравните слова «Карандаши» и «Брюки», мы определили, что оба слова находятся во множественном числе, но карандаши мы можем посчитать?


А можем мы посчитать брюки?


Но слово «Брюки» называет 1 предмет, тогда почему мы определили, что это множественное число?

Говорят, что в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов. Давайте это проверим. 


Из скольких одинаковых элементов состоят брюки?


Из скольких одинаковых элементов состоят очки?


Значит наши предположения о том, что в форме множественного числа находятся существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов, оказались верными.

Давайте вспомним и попробуем назвать слова, которые употребляются только в единственном или множественном числе.


Предлагает выполнить упражнение №111.

Предлагает обменяться работами с соседом по парте и проверить друг друга.





ФИЗМИНУТКА

Читают правило, участвуют в беседе, выполняют упражнение.







(можем)



(нет, только в пакетах или литрах)


(форму только единственного числа имеют такие имена существительные, количество которых мы посчитать не можем)


(да)



(да, если их несколько)


(по вопросу «они» или по окончанию –и)










(из 2-х)



(из 4, 2 линзы и 2 душки)








(ед. ч.: небо, кофе, эскимо, пальто, кино, здоровье, посуда, кафе, любовь)

(мн. ч.: обои, каникулы, сутки, макароны, шахматы, весы)



А) Тетрадь, доска, торты, стаканы, банты, снежинка, гербы.

Б) Солнце, сахар, молоко, метро, творог.

В) Санки, ножницы, очки, весы.



ФИЗМИНУТКА


Ф

И

Учебник, тетрадь, презентация

Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль


К: уважительно вести диалог с товарищами и учителем, стремиться к тому,

чтобы учитывать разные мнения

Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений



6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


Методы: словесный, наглядный, практический

Предлагает выполнить упражнение №112.


Обращает внимание на слово «топор», предлагает отдельно его выписать и выделить орфограмму.

Выполняют упражнение.

(Без топора (ед. ч.) по дрова (мн. ч.) не ходят.

Так говорят, чтобы подчеркнуть, что надо готовиться к делу.


Крепкую дружбу (ед. ч.) и топором (ед. ч.) не разрубишь.

Если дружба настоящая, её ничем не разрушишь)


Ф


















Учебник, тетрадь

Педагогический контроль, самоконтроль

П: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Формировать умение правильно применять соответствующие знания.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения. Развивать умение самооценивания.

Метод: практический

Предлагает выполнить упражнение №66 в ТПО.



Выполняют задание.

И

Тетрадь, презентация

Самоконтроль, педагогический контроль





Р: адекватно оценивают правильность своих учебных действий.


Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.


8.Этап включения в систему знаний и повторения

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия


Методы: словесный, практический

Предлагает выполнить упражнение №113.

Выполняют упражнение.

Ф

И

Учебник

Педагогический контроль



К: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения


9.Этап рефлексии учебной деятельности

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подведение итогов урока.

Методы: словесный, наглядный

Предлагает вспомнить гипотезу и оценить ее правильность.

Что вы сегодня узнали нового?

Приведите примеры имен существительных, которые употребляются только в ед. или мн. числе.

Проводит рефлексию.

Кто доволен своей работой на уроке поднимите руку и покажите 5 пальчиков, у кого были ошибки или затруднения – загниет несколько пальчиков.

Вспоминают гипотезу.

Приводят примеры.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

И

Презентация

Самоконтроль, педагогический контроль






Р: фиксировать оценку удовлетворения своей работой в конце урока




Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.