РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Учитель ______________
Дата _________________
Урок №
Тема: Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму единственного числа.
Цель: формировать умения определять число имён существительных, изменять их по числам.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится: распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); распознавать число имён существительных, определять имена существительные, имеющие форму одного числа.;
Оборудование: карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
ж жж жи жу жук чижи
III. Актуализация знаний
1). Словарный диктант
Вместе, лягушка, интересный, вокруг, герой, компьютер, желать, быстро, килограмм, четыре.
-Над словами надписать части речи.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. (карточки)
Реки, река, мост, мосты, лес, леса.
— Разделите их на две группы.
(1) Река, мост, лес;
2) реки, мосты, леса.)
— По какому признаку вы разделили слова на группы?
(В первой группе имена существительные обозначают один предмет,
а во второй группе — несколько предметов.)
— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?
(В единственном числе.)
— В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов?
(Во множественном числе.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1). Наблюдения над изменением имён существительных по числам (предметы)
(Учитель показывает один предмет (например, карандаш), учащиеся
записывают. Затем показывает несколько этих же предметов, учащиеся
записывают.)
— Сравните записанные слова. Чем они похожи?
(Обозначают одинаковые предметы.)
— Чем отличаются эти слова друг от друга?
(Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания.)
2). Упр. 28 (с. 20).
- Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
- Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свой ответ.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Как изменяются имена существительные?
(По числам.)
- Что обозначают имена существительные в единственном числе?
(Один предмет.)
- Что обозначают имена существительные во множественном числе?
(Несколько предметов.)
- Что изменяется у существительного при изменении по числам?
(Окончание.)
- Приведите примеры.
3). Упр. 29 (с. 21). - (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие изменения произошли со словами?
- Прочитайте распространённое предложение.
4). Упр. 31 (с.21)
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1). Упр. 33 (с. 22).
- Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них?
(Они не изменяются по числам.)
- Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.
VII. Рефлексия
— Прочитайте строки из стихотворения «Тараканище» К.И. Чуковского.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба на метле.
— Выпишите сначала имена существительные, которые употреблены в единственном числе, а затем — во множественном. Выделите окончания.
— Как изменяются имена существительные?
(По числам.)
— Что изменяется у существительного при изменении по числам?
(Окончание.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличаются имена существительные -в единственном числе от имён существительных во множественное, числе?
IX. Домашнее задание
Упр. 30 (с. 21).
Приложение
река
реки
мост
мосты
лес
леса
8