Муниципальное общеобразовательное учреждение
Львовская школа № 4
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Тема урока: «Числовой биатлон. Системы счисления»
8 класс
Учитель: Лукьянова В.А.
2019 г.
Урок – соревнование
Тема: Числовой биатлон. Системы счисления.
Класс: 8
Цели:
Образовательная:
Отработать правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.
Развивающая:
Развивать познавательный интерес к предмету и самостоятельность учащихся.
Воспитательная:
Повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач и игрового изложения материала.
Программно-дидактическое обеспечение урока: презентация урока, раздаточный материал, файлы-задания.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Структура урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация
3. Входной контроль
4. Закрепление изученного материала – проведение игры.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
2. Мотивация
Учитель задает вопросы:
Какое важное событие произойдет в нашей стране зимой в 2011 г.? ( в Казахстане пройдут Зимние азиатские олимпийские игры - азиада.)
Перечислите зимние виды спорта?
Учитель. Сегодня мы проведем урок в форме соревнования под названием «Числовой биатлон». Каждый из вас будет спортсменом, участвующим в соревновании, а я буду вашим тренером.
Учитель рассказывается о биатлоне, в ходе совместной работы ученики перечисляют этапы соревнования.
Каждому ученику выдается маршрутный лист, который постепенно заполняется в ходе игры.
Маршрутный лист Фамилия, имя:
№ учебного элемента | Название | Количество заработанных баллов |
1 | «Допинг-контроль» | |
2 | «Лыжная гонка» | |
3 | «Стрельба из положения стоя» | |
4 | «Стрельба из положения лежа» | |
5 | «Предфивншная борьба» | |
Оцени свой результат: «б» — 48—40 баллов; «4» — 30—30 баллов: «3» — 29— 20 баллов; «2» — менее 20 баллов; | Итоговый результат: Место: |
3. Входной контроль
Учитель. Прежде чем мы перейдем к соревнованию, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок, т. е. проведем допинг-контроль.
Эпиграф данного этапа — слова Ф. Бэкона: «Мы столько можем, сколько знаем».
Учащиеся играют в игру «Да—нет» и ответы проверяют по ключу.
Цель: определить уровень знаний о системах счислении.
Ответьте на каждый вопрос «Да» или «Hem».
Согласны ли вы с утверждением, что:
1. Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
2. Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные полупозиционные.
3. Основанием двоичной системы счисления является число 4.
4. Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.
5. Алфавит десятичной системы счисления составляет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
6. Число 100101 записано в двоичной системе счисления.
7.Алфавит восьмеричной системы счисления состоит из цифр: 0, 1, 2, 3, 4, б, 6, 7.
Ключ к : 1 — да, 2 — нет, 3 — нет, 4 — нет, б — нет, 6 — да, 7 — да.
4. Закрепление изученного материала — проведение игры
Учитель. Перед стартом я, как тренер, дам некоторые советы по прохождению этапов соревнования.
Наставление тренера: учащиеся вместе с учителем вспоминают правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.
Этап 1 соревнования — «Лыжная гонка»
Эпиграф данного этапа — «Скорость нужна, а поспешка вредна» (русская народная пословица).
Учитель. Давайте посмотрим, какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы победить на соревнованиях.
Цель: закрепление правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Учащиеся работают по карточкам.
Переведите числа в лабиринте из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В таблице найдите букву, соответствующую получившемуся числу, и составьте слово в порядке движения по лабиринту.
Образец карточки.
4 -а | 24-м | 47-ю | 15 - с | 34-ё | 59-х |
5-о | 25-н | 49-э | 17-р | 35-ж | 62-ч |
7-е | 27-6 | 62 -ы | 19 -п | 38-з | 64 - ц |
9-и | 29-в | 53-ъ | 20-к | 42-й | 65 - ш |
11 -т | 31 -г -д | 54 - ь | 22-л | 43-я | 67 -щ |
14 - у | 33 - д | 58 - ф | | | |
Запишите ответ:
Ответ. Быстрота.
Примечание. В других карточках ответами будут слова «терпение», «ловкость», «упорство», «воля», «труд».
Этап 2 соревнования — «Стрельба из положения стоя»
Эпиграф данного этапа — «Каждый воин должен понимать свой маневр» (А. В. Суворов).
Цель: закрепление правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Учитель. Теперь проверим вашу меткость. Вы производите выстрелы по мишени.
Закрасьте круг цветом, соответствующим числу в нем (выбор кругов и количества кругов зависит от вас). Для этого переведите число в круге в двоичную систему счисления и определите цвет. Перечень цветов приведен ниже. Закраску произведи те на компьютере в специально приготовленном файле, созданном в графическом редакторе Paint.
Учащиеся работают по карточкам.
Образец карточки.
1011 – красный, 10101 – черный, 100100 – фиолетовый, 110000 – желтый, 110111 – синий, 1000101 – оранжевый, 1001001 – зеленый, 1011000 – голубой, 1100011 – серый.
Этап 3 соревнования — «Стрельба из положения лежа»
Эпиграф данного этапа — «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (И. Гёте).
Цель: совершенствование приемов перевода чисел из десятичную системы счисления в двоичную систему счисления.
Учитель. Теперь проверим вашу меткость. Вы производите выстрелы по мишени.
Впишите в пустые клетки по направлению стрелок двоичные числа, соответствующие указанным десятичным числам.
Учащиеся работают по карточкам.
Этап 4 соревнования — «Предфинипшая борьба»
Цель: совершенствование приемов перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
Эпиграф данного этапа — «Знание есть сила, сила есть знание» (Ф. Бэкон).
Учащиеся, работая в паре, располагают числа двоичной системы счисления, написанные на цветных карточках, в порядке возрастания и приклеивают их на лист бумаги, который затем вывешивают на доске. Если числа расположены верно, то должны получиться пять олимпийских колец.
5. Рефлексия
Определяются победители, которые награждаются грамотами.
Ответьте на вопросы устно:
• Достигли ли вы цели урока?
• Что помогало и что мешало успешному освоению материала?
Какое задание вам показалось самым трудным?
Если своей работой на уроке быя(а):
• Доволен (довольна), поднимите левую руку.
• Не совсем доволен (довольна), поднимите правую руку.
• Не доволен (довольна), поднимите обе рука.
Оцените свою работу на уроке:
«5» — 48—40 баллов; «4» — 39—30 баллов; «3» — 29—20 баллов; , «2» — менее 20 баллов.
6.Домашнее задание
В зависимости от оценки, полученной на уроке, учащиеся получают на дом то или иное задание, которое записывают в тетради.
Получено «3» или «2»:
Переведите числа из одной системы счисления в другую:
1710 = ?2,55,0=?2,64,0,?2,
1001012 = ?,0, 11101, - ?10, 1000010, - ?,„
Получено «4»:
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления:
1(1,11) 2(101,11) 3(101,1001) 4(1000,110) 5(101,11)
6(1010,110) 7(1001,1) 8(11,1) 9(1,11) 10(101,1001)
11 (101, 1010) 12 (1000, 1010) 13 (1000, 1001) 14 (101, 1001)
Получено «5»:
Чему равно число х в десятичной системе счисления, если:
х = 106+102-10,?
7. Подведение итогов урока
Цель: Подведение итогов урока.
Учитель заканчивает урок русской народной пословицей: «От знаний уйдешь -в хвосте пойдешь».