I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Я уверена, что, если мы будем работать вместе, у нас все получится! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся рассказать, что им известно о понятии «последовательность». Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вам известно о числовых последовательностях? Формулирует учебную задачу: – Изучить числовые последовательности | Выступают перед классом или в группах. – Я знаю… – Я слышал… – Нам рассказывали… – Я выполнял… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляют числовые последовательности – научиться приводить примеры числовых последовательностей | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Есть ли у меня желание узнавать что-то новое? – Что меня заинтересовало в теме урока? – При каких условиях урок будет для меня полезным? – Какова моя цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – С какими объектами удобней работать, если они пронумерованы? Организует поиск и анализ информации о понятиях «последовательность», «член последовательности», «n-й член последовательности», «числовая последовательность» Предлагает проанализировать примеры числовых последовательностей. Объясняет обучающимся, что последовательности бывают конечными и бесконечными. Для обозначения членов последовательности используют буквы с индексами: Индекс указывает порядковый номер члена последовательности. Последовательности можно задавать с помощью формул. Например, формула задает последовательность натуральных нечетных чисел: 1, 3, 5, 7, 9, … . Организует анализ информации. Организует анализ решения задания. Отвечает на вопросы обучающихся. Задание. Последовательность задана формулой n-го члена Является ли членом этой последовательности число: 1) 19; 2) В случае утвердительного ответа укажите номер этого члена | Принимают участие в обсуждении решения задачи. Выделяют объекты, которые удобно пронумеровать для работы с ними: дни недели, подъезды дома, квартиры дома, вагоны поезда и т.д. Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность. Работают с разными источниками информации. Объект исследования | Найденная информация | Вопросы для дополнительных исследований | Последовательность | Объекты, которые пронумерованы подряд натуральными числами 1, 2, 3, …, n, …, образуют последовательности | Как…? | Член последовательности | Объекты, образующие последовательности | Почему…? | n-й член последовательности | Если член последовательности имеет номер n, то его называют n-м членом последовательности | Что…? | Числовая последовательность | Если членами последовательности являются числа, то такую последовательность называют числовой | Каким образом…? | Анализируют примеры числовых последовательностей. Пример последовательности | Название последовательности | Мне непонятно… | 1, 2, 3, 4, 5, … | Последовательность натуральных чисел | | 2, 4, 6, 8, 10, … | Последовательность четных чисел | | 0,3; 0,33; 0,333; … | Последовательность десятичных приближений дроби | | 19, 38, 57, 76, 95 | Последовательность двузначных чисел, кратных 19 | | –1, –2, –3, –4, –5, … | Последовательность отрицательных целых чисел | | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Анализируют информацию. Информация | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Формулу, выражающую член последовательности через один или несколько предыдущих членов, называют рекуррентной формулой | Каким образом…? | Зачем…? | Условия, определяющие первый или несколько первых членов, называют начальными условиями | Что…? | Зачем…? | Способ задания последовательности с помощью начальных условий и рекуррентной формулы называют рекуррентным способом задания последовательности | Почему…? | Как…? | Анализируют предложенное решение задания. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения задания. Решение | Комментарий ученика. Вопросы учителю | 1) Если число 19 является членом данной последовательности, то существует такое натуральное значение n, при котором выполняется равенство Отсюда Следовательно, число 19 является шестым членом последовательности | Зачем…? | 2) Имеем: Так как число не является натуральным, то число не является членом данной последовательности | Каким образом…? | Ответ: 1) является, 2) не является | Как…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на составление лучшего вопроса по материалу, который был изучен на уроке | Придумывают вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. Совместно с учителем определяют лучший вопрос. Примеры вопросов: – Почему не каждую последовательность можно назвать числовой? – Какие существуют способы задания последовательностей? | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 692) Запишите в порядке возрастания пять первых членов последовательности: 1) двузначных чисел, кратных числу 4; 2) неправильных обыкновенных дробей с числителем 11; 3) натуральных чисел, дающих при делении на 8 остаток 5. Укажите, конечными или бесконечными являются эти последовательности. 2. (№ 694) Найдите четыре первых члена последовательности заданной формулой n-го члена: 1) 2) | Решения. 1. 1) 12, 16, 20, 24 28 – конечная последовательность. 2) конечная последовательность. 3) 13, 21, 29, 37, 45 – конечная последовательность. 2. 1) 2) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Можно ли сказать, что я понимаю, что собой представляет числовая последовательность? – Есть ли у меня желание рассказать о числовых последовательностях своим друзьям? – Доволен ли я своей работой на уроке? – Получил ли я удовольствие от процесса познания нового? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |