8 класс алгебра
Тема: Числовые промежутки.
Цели: Ввести понятие числовых промежутков и их изображение на координатной прямой; ввести соответствующие обозначения; рассмотреть правила изображения и записи числовых промежутков; развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы, умение обобщать изучены материал и выбирать рациональный способ решения; способствовать воспитанию внимательности, активности, дисциплинированности учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем урок алгебры. На парте лежат: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
-
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.
Задание
Найдите пересечение и объединение множеств А и В:
а) А ={1,5,6,7,10,12,14}, B={2,3,5,8,9,11,12}.
b) A= {А, Б, Г, Д, Е, Ж, К}, В={Б, В, Е, К, Л, М}.
с) A= {Оля, Петя, Юра, Лена, Вова}, В={Катя, Петя, Витя, Лена, Миша}.
d) А – множество отрицательных чисел, В – множество цифр.
Найдите пересечение и объединение множеств А, В, С.
А ={1,3,5,6,8,11}, B={2,5,7,11,12}, С ={1,5,6,9,11}.
Ответы
Найдите пересечение и объединение множеств А и В:
а) А∩В={5,12}, АUB={1,2,3,5,6,7,8,9,11,12,14}.
b) A∩В={Б,Е,К}, АUB = {А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,К,Л,М}.
с) A∩В= {Петя, Лена}, АUB ={Оля, Катя, Петя, Юра, Витя, Лена, Вова, Миша}.
d) А∩В – множество отрицательных чисел, АUB – множество цифр.
Найдите пересечение и объединение множеств А, В, С.
А∩В∩С= {5,11}, АUBUС = {1,2,3,5,6, 7, 8,9,11,12}.
3.Изучение нового материала
Начертим координатную прямую и отметим на ней точки с координатами — 4; 3.
Если точка расположена между ними, то ей соответствует число, которое больше – 4 и меньше 3, т.е. — 4
Множество всех чисел, удовлетворяющих условию — 4числовым промежутком от – 4 до 3.
Обозначение: ( — 4; 3) Называют: ( а;b) — интервал (читают «Промежуток от –4 до 3)
Число х, удовлетворяющее условию — 4 ≤х ≤ 3, изображается точкой, которая либо лежит между точками с координатами – 4; 3, либо совпадает с одной из них.
Обозначение: [-4;3] Называют: [а;b] — числовой отрезок (читают«Промежуток от – 4 до 3, включая – 4 и 3»)
Число х, удовлетворяющее условию — 4 ≤х 3
Обозначение:[-4;3) Называют: [а;b) — полуинтервал (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая – 4»)
Число х, удовлетворяющее условию — 4≤ 3
Обозначение: (-4;3] Называют: (а;b] — полуинтервал (читают «Промежуток от – 4 до 3, включая 3»)
Отметим на координатной прямой точку с координатой 5. Если число х больше 5, то оно изображается точкой, лежащей правее этой точки.
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х 5, изображается полупрямой, расположенной вправо от точки с координатой 5.
Обозначение: (5; +∞) Называют: (а ;+∞) — открытый числовой луч (читают «Промежуток от 5 до плюс бесконечности»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х ≥ 5, изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 5.
Обозначение: [5; +∞) Называют: [а ;+∞)- числовой луч (читают«Промежуток от 5 до плюс бесконечности, включая 5»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
Обозначение🙂, Называют: (-∞ ;а) — открытый числовой луч (читают«Промежуток от минус бесконечности до 8»).
Множество всех чисел х, удовлетворяющих условию х
8, изображается той же полупрямой, включая еще точку с координатой 8.
Обозначение:( —∞; 8]Называют: (-∞;а]- числовой луч (читают«Промежуток от минус бесконечности до 8, включая 8»).
Множество действительных чисел изображается всей координатной прямой.
Обозначение:
.
4.Формирование умений и навыков
Прочитать промежутки и дайте название:
(- 3; 5)- интервал
[- 9;12]- числовой отрезок
[- 4; 8)- полуинтервал
(-∞ ;7]- числовой луч
[6;+ ∞)- числовой луч
(-10; 13)- интервал
[- 2; 35]- числовой отрезок
[- 7; 23)- полуинтервал
Изобразите на координатных прямых промежутки: [2;6]и (-3;6]
— Ты справилась очень хорошо, для того чтобы углубить наши знания и познания по математике и перейти на следующий уровень, давай выполним следующее задание.
Изобразите на одной координатной прямой промежутки: [2;7]и (5;9]
-
Для того, чтобы не запутаться при изображение двух промежутков на координатной прямой, заштрихуем их сверху и снизу этой прямой.
-
При этом легко увидеть, общую часть промежутков.
— Какой промежуток служит пересечение двух данных промежутков?
[2;7]∩(5;9] = (5;7]
— Как ты думаешь какой промежуток является объединением двух промежутков?
[2;7]U(5;9] = [2;9]
Изобразите на одной координатной прямой промежутки: (-7;7]и (2;10];[ 1;4]и [7;+∞]. Найдите пересечение и объединение числовых промежутков.
5.Закрепление изученного материала
Открываем учебник № 815 № 817
6.Подведение итогов урока. Домашнее задание. П. 33 выучить, решить №812,
№ 814, №816, №817
— Дайте определения числовой промежуток.
— Приведите примеры числовых промежутков.
— Какие цели урока мы преследовали?
— Как ты думаешь достигли ли мы их?