Дата ____________ Класс ______
Урок № 4. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление о чистых веществах и смесях, способах разделения смесей; научить различать вещества, смеси.
Планируемые результаты обучения:
Предметные. Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей. Уметь описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки.
Метапредметные. Формировать умения на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
Личностные. Развивать коммуникативную компетентность, уважать иную точку зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Реактивы и оборудование: раствор сахара в воде, смесь поваренной соли с песком, порошок серы, железные опилки.
Оборудование: магнит, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, химический стакан, лабораторный штатив, выпарительная чаша, сухое горючее, подставка под сухое горючее, спички.
Лабораторный опыт. Разделение смеси с помощью магнита.
Ход урока
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку: тетрадь, учебник, ручки
Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующие на уроке.
2. Актуализация знаний.
В начале урока учитель проверяет домашнее задание. Проводится небольшая самостоятельная работа на проверку знаний по теме «Вещества. Свойства веществ» и «Лабораторное оборудование, химическая посуда и правила работы с ними»
Самостоятельная работа по теме «Вещества. Свойства веществ»
Вариант I
1. Выпишите из приведенного перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.
2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерный для их распознавания признак.
Вариант II
1. В химическом кабинете используется оборудование, сделанное из разных веществ. Например: а) стеклянные пробирки, колбы, мерные цилиндры, воронки, химические стаканы; б) железные штативы, держалки для пробирок, ложечки и тигли для прокаливания веществ; в) фарфоровые ступки, пестики, шпатели. Приведите примеры предметов, используемых в быту и изготовленных из этих же веществ.
2. Приведите пример предмета, сделанного из разных веществ.
Вариант III
1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?
Самостоятельная работа по теме «Лабораторное оборудование, химическая посуда и правила работы с ними»
Вариант I
1. Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его назначением.
1) фарфоровая чашка 2) шпатель 3) мензурка 4) тигель | А. сосуд для измерения объема жидкости или сыпучих веществ Б. приспособление для перемешивания смеси В. сосуд для прокаливания веществ Г. ложечка для взятия порции вещества Д. посуда для выпаривания растворов |
2. Основное назначение ступки с пестиком — это
1) длительное хранение растворов или сыпучих веществ
2) растворение веществ
3) измельчение твердых веществ
4) выпаривание растворов
3. Тонкостенная химическая посуда с круглым дном (пробирки, колбы) служит
1) для нагревания или кипячения растворов веществ
2) для длительного прокаливания веществ
3) для сохранения легко испаряющихся жидкостей
4) для смешивания твердых веществ
Вариант II
1. Установите соответствие между прибором и его назначением.
1) спиртовка 2) ареометр 3) шпатель 4) пипетка | А. прибор для осушения веществ Б. прибор для взятия сыпучих веществ В. прибор для получения газа Г. прибор для нагревания веществ Д. прибор для взятия определенного объема жидкости Е. прибор для определения плотности жидкого вещества или раствора |
2. Фарфоровая чашка служит
1) для длительного хранения растворов или сыпучих веществ
2) для перемешивания и растворения веществ
3) для измельчения твердых веществ
4) для нагревания или выпаривания растворов
3. В химических опытах при нагревании пробирки с исходными веществами ее закрепляют в держателе не посередине, а у горлышка, чтобы
1) удобно было прогреть содержимое пробирки
2) легко вынуть пробирку после окончания опыта
3) легко нагреть пробирку по всей ее поверхности
4) пробирка не растрескалась при нагревании
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Беседой выясним вопросы:
1. Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)
2. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда … А что подразумевает собой понятие чистое вещество?
3. Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися:
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ. Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле.
Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.
Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?
На столе у учителя два стакана – раствор сахара в воде и смесь поваренной соли с песком.
Учитель. Как Вы думаете, чем отличаются данные смеси? (В первом стакане невозможно заметить частицы сахара, а во втором можно заметить частицы веществ, составляющих смесь.)
Совместным обсуждением приходим к выводу о том, что смеси бывают однородными и неоднородными.
Запишем в тетради таблицу

![]()
![]()
![]()
Эмульсия
(жидк+ жидк)
Суспензия
(твер + жидк)
Растворы (жид, газообр, тверд )
Учитель. Почему вещества выделяют из смеси?
Судить о свойствах вещества можно тогда, когда оно чистое.
Так как нас окружают множества веществ, которые состоят из двух и более компонентов, то мы смело можем уверять, что это смеси.
Какие существуют способы разделения смесей?

5. Физкультминутка.
Возвращаемся к двум стаканам, в которых находятся смеси.
Совместно обсуждаем, к какому типу смеси оно относятся, и каким способом их можно разделить.
Раствор сахара в воде – однородная смесь.
Способ разделения – выпаривание.
Учитель демонстрирует это опытным путем.
Смесь поваренной соли с песком – неоднородная смесь.
Способ разделения – фильтрование.
Учитель демонстрирует это опытным путем.
Учитель совместно с учащимися выполняет лабораторный опыт.
Лабораторный опыт
Разделение смеси с помощью магнита.
Цель: познакомиться со способами разделения смесей, рассмотреть способ разделения смеси с помощью магнита.
Оборудование, реактивы, материалы: железные опилки Fe, порошок серы S , магнит.
Выполнение работы:
1. На один листочек бумаги насыпьте примерно 1 см2 порошкообразной серы, а на другой - столько же железных опилок.
2. Отметьте цвет этих веществ.
3. Смешайте порошки серы и железа. Отметьте цвет этой смеси.
4. Проверьте действие магнита на полученную смесь.
На основании наблюдений сделайте вывод: на каком свойстве железа и серы основано разделение их смеси?
На основании проделанной работы, делаем вывод, что мы работали с неоднородной смесью, способ разделение – действие магнитом.
6. Первичное закрепление.
Коллективное обсуждение.
Рассматриваем приемы очистки поваренной соли от речного песка.
Руководствуемся следующими мыслями:
сначала определить к какому типу смеси относится наша смесь;
вспомнить какие способы разделения смеси характерна для нашей смеси;
выбрать нужный способ разделения.
Обсуждаем следующий план действий:
1. растворить смесь в воде.
2. отделить примесь нерастворенного вещества фильтрованием.
3. выпарить очищенный раствор соли.
Групповая работа.
Задание «Мыслительный эксперимент» - Как разделить смесь …?
Нужно описать свои действия, и через пару минут озвучить ответ. В заданиях были использованы примеры из жизни.
1. Разделите смесь речного песка и воды.
2. Черного перца и воды.
3. Речную воду в походных условиях.
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось?
8. Домашнее задание.
§ 4, зад. 2,4 на стр. 17.
6