Тема: «Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха».
Цели: 1. Знать природоведческие термины, формировать представления учащихся о проблемах загрязнения и охраны воздуха.
2. Способствовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать полученную информацию и делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ИКТ, понятия, карандаши, работы уч – ся.
Ход урока:
Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята.
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук, возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять,
Все поработаем на пять.
Окружающий нас мир
Интересно нам познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Мы начинаем урок биологии. Посмотрите, все ли готовы к уроку?
· Какую большую тему мы изучаем, о чём мы говорим? – ответы: мы изучаем воздух, его свойства, его значение для нас и для всей планеты.
· Какие свойства воздуха нам известны? Ответы: называют свойства.
· Что мы можем сказать о составе воздуха? Ответы: в состав входят газы кислород, углекислый газ, азот.
· Какие свойства воздуха нам известны? Ответы: называют свойства.
· Какое значение имеют эти газы для человека и для жизни на Земле?
( карточки )
3) Целеполагание. Сегодня мы будем изучать состав воздуха более глубоко: нам нужно узнать, что же ещё входит в состав воздуха. Как вы думаете, что же ещё может входить в состав воздуха? Давайте составим схему сейчас и в конце урока, и сравним – что мы узнали нового?
4). Объяснение нового материала. Отгадайте загадку:
Над тобой и надо мной расстилается ковёр. То он серый, то он синий, то он ярко – голубой. Он всегда – всегда раскинут над тобой и надо мной. Что это за ковёр? Правильно, это воздух. Почему сказано, что небо бывает разного цвета? (разное время суток, разная погода, бывает, из-за дыма меняется цвет). Так вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока - чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.( запись в тетради)
Давайте оглянемся вокруг – видим ли мы воздух? Можем ли его потрогать? А почему? А когда мы дышим на улице зимой – видим ли мы своё дыхание? Почему? Что ещё есть в воздухе? (рассматривание рисунка – кипящий чайник). Правильно! В воздухе есть водяной пар! Добавим в схему состава воздуха ВОДЯНОЙ ПАР. Теперь давайте посмотрим, что произойдет, если мы включим аэрозоль – баллончик. Сначала прочитаем состав. (Практические манипуляции). Мы видим, что из баллончика вырывается какой – то состав, который затем исчезает в воздухе, тает на глазах. Куда он подевался? Ответы: он в воздухе, мы его чувствуем, но не видим. Значит, в воздухе есть какие – то примеси, которые нам не видны.
А следующий компонент мы найдём если отгадаем загадки.
Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,
Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты! (пыль)
Добавим это слово в нашу схему.
Вывод: если воздух содержит много примесей, то такой воздух называют ЗАГРЯЗНЁННЫЙ. В нём содержатся частицы пара, дыма, пыли. Примеси в воздухе образуются в основном от деятельности людей. Загрязнённый воздух затрудняет дыхание людей и животных, проникает в помещения. Здесь пыль оседает на мебель, стены, окна. Чтобы в помещении было меньше пыли, нужно ежедневно проводить влажную уборку, стирать пыль с поверхностей, комнатных растений. Придя с улицы, надо вытирать ноги, переобуваться, переодеваться. Чтобы воздух содержал больше кислорода, надо разводить комнатные растения, высаживать деревья и кустарники, чаще проветривать помещения.
Давайте выясним, что же ещё может находиться в воздухе? (Демонстрация видеороликов: дым заводов, выхлопные газы, дым костров).
Значит, мы можем добавить в нашу схему ещё одно слово: ДЫМ.
Физкультминутка
Мы руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся,
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
3.Что является залогом здоровья?
Чистая вода, чистый воздух, почва.
Всем известно: Чистый воздух – залог здоровья.
Посмотрите внимательно на картины.
-Где воздух чище и легче дышится? (В лесу.)
Загрязнение воздуха. (таблица, приложение 1)
- Какие природные факторы загрязняют воздух? - Извержение вулканов (ядовитые газы, пыль, грязь), лесные пожары
(газы, водяные пары), разложение остатков растений и животных (газы). Все эти загрязнения относятся к естественным факторам.
- Какими действиями человек загрязняет воздух?
- Выхлопные газы автомобилей, сжигание мусора, атомные взрывы, утилизация химических отходов, промышленные предприятия.
( работа в тетради)
- Вам известно, что без еды человек может обойтись пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха - пять минут.
И животные, и человек привыкли дышать определённой смесью газов, состав которой совпадает с составом воздуха. При изменении состава воздуха нарушается дыхание, и человек заболевает.
- Чтобы этого не происходило, необходимо применять меры по очистке
Вы наверное устали, немного отдохнём.
2. Валеопауза «Мир и любовь». (под тихую музыку)
- Положите руки на колени, закройте глаза и повторите про себя: Я расслабляюсь.
Мысленно ведите свой взгляд от макушки головы до пяток (и так 6 раз). Представьте себе, что вокруг тебя всё светлое, доброе, хорошее. Мысли о любви и добре посылай всем людям вокруг себя, всему миру.
Состояние доброжелательности заполнило тебя. Тебе стало легко и спокойно.
3. Охрана воздуха. (таблица, приложение 2)
- Какие меры нужно применять по очистке
.( видео ролик Воздух и охрана воздуха.)
- Что можете дополнить по теме? (выступления уч – ся)
Природа – наш огромный дом,
И всем найдётся место в нём:
Букашке, зверю и побегу,
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему всё хуже с каждым днём.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек.
Но может скоро мы поймём,
Что мы неправильно живём,
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
- От вас зависит будущее планеты. Какой вклад можете внести вы?
- Не рвать растения, не ломать ветки, не бросать мусор, садить растения.
( садят деревья на картинке)
4. Помни!
Прежде чем что – то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.
А может, без этого ты сможешь обойтись?
( работа в тетради)
Следующая страница :
- В заключении хочу прочитать стихотворение – призыв :
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же все мы навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Итог.
- Какой воздух необходим для здоровья?
- Какую проблему затронули на уроке ?
- Какие меры нужно принимать по охране воздуха ?
- Какой вклад можете внести вы в охрану природы?
Знал … Узнал… Хочу узнать…
Оценки.
(выставляются оценки)
VI Домашнее задание.
Стр.75-76, вопросы.
Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
Зато что встретили тепло
И поработали ударно.
Спасибо за урок, ребята.