Тема урока: «Чистый ручеек нашей речи».
Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка.
Задачи:
Показать учащимся значимость речевого этикета.
Рассказать о правилах общения в различных ситуациях.
Развивать речь учащихся, их активный словарь.
Воспитывать уважение к русскому языку.
Продолжить обучение приемам релаксации для получения положительных эмоций и пополнения жизненных сил.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята! С чего начинается каждый наш день? (ответы детей….) … со слов приветствия…
Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов « Добрый день».
Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших ладошек и поприветствуем друг друга.
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть добрый день длится до вечера.
Мы рады видеть каждого из нас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Подготовка к восприятию нового материала
а) Закрепление основных понятий урока.
Мы продолжаем изучать тему: «Этикет»
- Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)
- Какие виды этикета вы знаете? (повседневный, профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом этикета.
3. Определение темы урока
- Приглашаю вас на лесную лужайку. Здесь родничок, исток необычной реки.
Ветерок шелестит листочками, солнышко освещает верхушки деревьев. Рядом журчит вода в небольшой речушке. Послушаем ее журчание, разноголосье птиц, полюбуемся на красоту окружающей природы и поговорим.
Слайд №1
- Какое слово похоже на слово “речка”? (Речь.)
Речь и речка – что в них общего?
- Для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом ее глубина и красота. Течению реки мешают препятствия (камни, мели), а речи мешают спотыкания в словах и мыслях.
В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво.
Слова, словно маленькие ручейки, стекаются в одно большое понятие «речь». Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить.
А есть ли связь между словами «речь» и «речка» поможет разобраться этимологический словарь.
РЕЧЬ. Общеслав. Производное — с перегласовкой— от *rekti "говорить", ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt "громко говорить, реветь".
РЕКА. Общеслав. Суф. производное от той же основы, что ринуться, реять, лат. rivus "ручей", "течение", ср.-ирл. rian "река". Этимологический словарь Шанского
Как мы видим, слова эти не только созвучны, но и близки по сути.
- Как же звучит тема нашего урока?
Чистый ручеёк нашей речи
- А что такое речь? Для чего она нужна человеку?
- Какая она бывает?
4. Целеполагание
- Какие цели и задачи будем рассматривать на этом уроке?
(правила речевого этикета)
- Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами.
А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель «Приятная речь для слуха – своего рода музыка» Слайд
Как вы понимаете эти слова?
Что значит приятная речь?
Почему Аристотель сравнивает ее с музыкой?
- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов. А чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. Вы уже знаете, что этикет – это определенные правила поведения, установленные обществом, а речевой этикет – это правила, установленный порядок поведения и общения.
5. Работа над новой темой
Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Но, к сожалению, речь может оказаться и врагом человека.
Слайд
а) Вежливые слова
- Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)
Этот обычай имеет древнейшую историю.
Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.
Ведь приветствие означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился».
Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте».
Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.
—Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
- А какие еще слова, кроме слов приветствия делают нашу речь красивой, выразительной? (спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.)
- Какой вывод мы можем сделать для себя, чтоб наша речь стала лучше? (Употреблять вежливые слова)
б). Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.
- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например,
С. Есенина и т.д
Работа по учебнику с.44-45
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”
Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?
- Найдите в тексте слова, где говорится о теме сочинения: о чём должны рассказать ребята?
- Что же должны были увидеть дети? Кто может прочитать? (начало рассказа)
- А внимательно ли дети-первоклассники наблюдали за небом? (нет, они не отметили грусти в степи, и с чем это было связано, не заметили птиц)
- Какие слова подобрали дети в начале рассказа?
- Можно ли эти слова назвать «рисующим»? Где мы их встречали? (в стихах, рассказах, сказках)
- Что «рисуют» эти слова? (Небо. Таким, каким его увидели дети. Его цвет, чистоту, прозрачность)
- Соответствуют ли они теме сочинения? (нет, т.к. учительница сказала, что сегодня они будут составлять сочинение об осеннем небе и перелётных птицах)
- А в конце рассказа?
- Кто помог детям увидеть небо таким, каким оно было на самом деле? (девочка Валя – она нашла точное слово)
- Понравилось вам это слово? Чем оно интересно и необычно? (оно рассказывает о чувствах и настроении, о ласковом и нежном отношении к перелётным птицам )
- Чем отличаются слова, которые назвали дети в конце рассказа, от тех, которые подобрали в начале? (это слова, передающие настроение)
Работа в группах
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах
Обсуждение ситуаций.
Карточка №1
Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим:
а) немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;
б) ни в коем случае не прекращать рассказ; а сделать его более живым и интересным – наполнить сенсационными фактами, жаргонами словечками и т.д.;
в) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались?
Карточка №2
Как себя вести, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить:
а) молчите, и тогда вежливые люди отстанут от вас;
б) постарайтесь внятно объяснить свое самочувствие, чтобы избавить собеседников от напрасных усилий;
в) изо всех сил постарайтесь скрыть свое психологическое состояние и проявить внимание к собеседникам?
Карточка №3
Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей:
а) это недопустимо;
б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение?
Карточка №4
Куда деть руки во время беседы:
а) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу eго пиджака и т.д.;
б) если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными;
в) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди?
Карточка №5
Можно ли, находясь в обществе, тихо напевать любимые мелодии:
а) конечно можно, это только порадует окружающих;
б) конечно можно, особенно если у вас хороший слух и голос;
в) даже при хорошем слухе и голосе от этого лучше воздержаться?
Карточка №6
Можно ли во время беседы потирать лоб, нос, почесывать шею, затылок и т.д.:
а) можно, если это помогает сосредоточиться;
б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;
в) можно, но только с помощью носового платка?
Карточка №7
Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом:
а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;
б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;
в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов?
Карточка №8
Как поступить, если, одолжив у друзей вещь, вы ее неожиданно сломали:
а) вернуть как есть, объяснив поломку низким качеством вещи;
б) вернуть, предварительно отремонтировав;
в) купить новую вещь взамен поломанной?
Наша речь должна быть четкой, внятной.
Но к сожалению не у всех это получается…как, например, у героя стихотворения Сергея Михалкова, Саши….
Чтение стихотворения С.Михалкова.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
НЕ манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
- О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
- Какой вывод сделаем для себя.
Вывод: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи. СОВЕТ 2
Игра “Выбрасываем слова-сорняки”
Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)
Герои: Лёня и Коля.
- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.
- Ну а кто всё время говорит “ну”?
- Да ты только что сказал “ну”!
Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так!
- Ну как же с тобой говорить?
- Без “ну” и без “значит”.
- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
- Чем недоволен Коля? Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”? Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь). А выглядит наша речь со словами –сорняками так же как река, засыпанная мусором.
Слайд 4
- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?
Вывод: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга. СОВЕТ 3
Учитель:- Слышим мы, к сожалению, иногда и скверные, нецензурные слова.
Интересна история слова «скверна». Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернослов?
- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих? Какой совет следует из ваших рассуждений?
Вывод: никогда не используй в своей речи скверные слова. СОВЕТ 4
Слайд 9
6. Физкультминутка
- Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой
гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.
Упражнения в речевом дыхании.
Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании: вдох через нос – выдох через рот;
краткий глубокий вдох – медленный выдох;
медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе посчитайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н …, шум ветра: В-В-В…, жужжание пчелы; Ж-Ж-Ж…; звук поддерживайте свободно, без усилий.
На одном выдохе произнесите 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф!...
7. Работа с притчей
Притча тройное сито нашей речи (просмотр видео)
Беседа по притче:
- Какой совет дал учитель человеку? (просеивать все слова через сито)
- Через какие три сита учитель советовал просеивать свою речь? (сито добра, сито правды, сито пользы)
- Какой поучительный смысл заключен в данной притче? Чему она нас учит?
- Через какое сито могли бы вы посоветовать просеивать свою речь?
в) Работа в парах «Собери пословицу»
У вас на столах конверты, соберите, работая в паре, пословицы.
Язык мой – враг мой: | а говорить порознь |
Кто мало говорит, | тот больше делает |
Петь хорошо вместе, | вылетит – не поймаешь |
Слово не воробей, | прежде ума глаголет |
Слушай больше | а говори меньше |
9.Рефлексия
Синквейн
Составление синквейна со словом «речь»
1. 1- существительное (речка)
2. 2 – прилагательных (красивая, правильная, ясная)
3. 3- глагола (помогает, воспитывает, обогащает)
4. Предложение 3-4 слова, мое отношение
5. Слово-ассоциация, синоним (речь-слово), учащиеся выбирают слова близкие по значению из словаря синонимов.
Продолжите фразу: « Я сегодня узнал…»
«Урок для меня полезен…»
« Я сегодня сделал для себя следующие выводы….»
10.Итог урока
- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?
Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?
Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.