МКОУ «Какамахинская СОШ им.А.Баганда»
Социально – значимый проект
"Чистым рекам –
чистые берега!"
Учитель Биологии и химии:
Уруджева Эмма Ахмедовна.
Какамахи 2020-2021г.
Социально - экологический проект "Чистым рекам - чистые берега!"
Введение
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Жители нашей республики знают, что на берегу Халагорк есть замечательное село Какамахи и что в нём живут замечательные люди.
Трудно переоценить значение реки в жизни человека. Она питает живительной влагой в летнюю жару, притягивает отдыхающих. Местные жители используют воду на бытовые нужды, орошают огороды в летний период, ловят рыбу.
Но что происходит с этими живописнейшими местами после нашествия неорганизованных туристов? Зона отдыха превращена в свалку, где можно увидеть всё: от фантика до бутылок из-под пиваи других спиртных напитков. Все эти проблемы стали основой для создания и реализации проекта «Чистым рекам – чистые берега!» учащиеся нашей Какамахинской школы.
Наш проект направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем нашего времени – загрязнение окружающей среды. Сохранение экологического состояния реки Акбаш невозможно без активного привлечения к этой проблеме местных жителей.
Наш проект мы назвали «Чистым рекам - чистые берега!»В ходе реализации проекта «Чистым рекам - чистые берега!» мы занимались уборкой территории на берегу реки. Наша работа привлекла внимание и вызвала одобрение жителей села и администрации сельского поселения. Мы хотим, чтобы наш берег был чистым и привлекательным как для жителей, так и гостей села.
Актуальность проекта
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов, особенно рек, является наиболее актуальной, т. к. всем известно выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
Река – один из самых интересных объектов живой природы. Да-да, именно живой, мы не оговорились, ведь река живёт своей, богатой событиями жизнью, правда жизнь эта длится многие сотни и даже тысячи лет. Как и любое живое существо, река может быть, юной и быстрой, зрелой и полноводной, старой и медлительной, Она может быть здоровой и чистой, больной и почти мёртвой…
Актуальность этой проблемы диктуется временем, определяется
необходимостью воспитания у детей эстетического вкуса и формирования чувства ответственности за свою малую Родину. Наше неравнодушие, настоящая любовь и забота о чистоте своей родины помогут всем нам сделаться духовно чище, а значит, помогут сохранить для будущих поколений красоту и богатство родной земли.
Ежедневно мимо этой реки проезжают несколько десятков автобусов, машин. Пассажирам приходится «любоваться» красотой этой водной артерии. Кругом лежат бутылки, бумага. Берега превратились в мусорную свалку. Мусор из прибрежной зоны попадает в воду. Поэтому мне, как жителю села, неравнодушно чистота своей маленькой родины.
Данная работа направлена и на создание системы культурного, краеведческого, патриотического воспитания, ответственности за свою малую Родину, за окружающую природу.
Нормотворческие аспекты проекта
Реализация проекта основывается на руководстве нормативно - правовыми документами, направленными на охрану окружающей среды.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7 – ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Цель проекта:
Очистка берегов реки Халагорк от бытового мусора;
Экологическое просвещение населения, привлечение внимания жителей к экологическим проблемам своей малой Родины;
Воспитание гражданской позиции и ответственного отношения человечества к среде обитания
Задачи проекта:
Внести определённый вклад в улучшение экологического состояния природных территорий реки Халагорк в республике Дагестан;
Создать оптимальные условия для участников проекта при реализации практических мероприятий;
Воспитывать у школьников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного края;
Актуализировать проблему чистоты природных территорий среди населения села.
Гипотеза:
Проект «Чистым рекам – чистые берега!» привлечёт внимание общественности к экологическим проблемам родного села.
Участники проекта:
Учащиеся 6 класса и классный руководитель, родители.
Ожидаемые результаты:
Повышенная активность учащихся в волонтерских социальных акциях;
Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам;
Приобретение участниками проекта трудовых навыков, а также навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни;
Сплочение ученического коллектива.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020г – апрель 2021г
Методы реализации проекта:
наблюдение
анализ
беседа
социологический опрос
исследование
обобщение
творческая деятельность
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап - сентябрь.
Создание отряда учащихся для участия в акции «Чистым рекам - чистые берега!».
Исследование состояния прибрежной зоны реки Акбаш.
Разработка плана реализации проекта.
Информирование родителей о проведении акции «Чистым рекам - чистые берега!».
2. Основной этап – октябрь - апрель.
Уборка территории берега реки Халагорк.
Разработка и изготовление информационных листовок и плакатов, призывающих к охране природы.
Информирование жителей села о проведении акции «Чистым рекам - чистые берега!».
3. Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта «Чистым рекам - чистые берега!».
Планирование дальнейшей деятельности.
Награждение.
ПЛАН – ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАП | СРОКИ | МЕРОПРИЯТИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1 | Сентябрь 2020г | Создание отряда учащихся для участия в акции «Чистым рекам - чистые берега!». Исследование состояния прибрежной зоны реки Акбаш. Разработка плана реализации проекта. Информирование родителей о проведении акции «Чистым рекам - чистые берега!». | Классный руководитель Классный руководитель Адирова Эмма Ахмедова Классный руководитель 8 «в» Классный руководитель Адирова Эмма Ахмедова |
2 | 01.10.2020г- 30.03.2021г | Уборка территории берега реки Акбаш. (Приложение 4) Разработка и изготовление информационных листовок и плакатов, призывающих к охране природы. (Приложение 5) Информирование жителей села о проведении акции «Чистым рекам - чистые берега!». | |
3 | 01.04.2021г- 31.04.2021г | Анализ результатов реализации проекта «Чистым рекам - чистые берега!». Планирование дальнейшей деятельности. Награждение. | Руководитель проекта – Эмма Ахмедовна |
Методы и способы решения проблемы
Анализ состояния прибрежной зоны с.Какамахи Инновационный потенциал проекта
В 2020 -2021 учебном году наш класс, учащиеся 8 «в».В марте – апреле месяце планируется проведение массовой акции «Чистым рекам – чистые берега!» с привлечение средств массовой информации.
Финансово-экономическое обеспечение проекта
Бюджет проекта
№ п/п | Наименование расходов | Количество | Стоимость |
1. | Перчатки | 37 шт. | 555 руб. |
2. | Пакеты для мусора | 35 шт. | 350 руб. |
3. | Бензин | 10 л. | 460 руб. |
| | | Итого: 1365 руб. |
Финансирование проекта. Финансирование социально-экологического проекта «Чистым рекам – чистые берега!» полностью осуществляется за счёт образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение. Транспортные услуги по вывозу мусора, инвентарь для уборки мусора (грабли, лопаты, носилки, мешки, перчатки). Фотоаппарат, литература, бумага, компьютер и принтер.
Итог о проведении акции мы разместили в экологическом спецвыпуске школьной газеты «Школьная перемена»
Анализ результатов реализации проекта
В реализации проекта «Чистым рекам – чистые берега» было задействовано 17 учащихся 8 «в» учитель биологии и химии Эмма Ахмедовна классный руководитель, родители.
Проект «Чистым рекам - чистые берега!» мы считаем одним из главных как с точки зрения пользы для нашей местности, так и для нас. Цель, которую мы поставили перед проектом и все задачи полностью реализованы. Мы постарались внести вклад в общее дело по охране окружающей среды, созданию благоприятной экологической обстановки на берегу реки Акбаш. Перед началом работы нами был составлен подробный план реализации проекта. Он полностью выполнен. И с чистой совестью можно сказать, что все ребята и взрослые, участвовавшие в коллективном деле, сделали все, чтобы вернуть реке былое очарование. В наше движение были включены учащиеся нашего класса, родители, представители местной власти, сельские жители. «Чистый берег – чистая совесть». Под таким девизом нами проведена акция.
17 учащихся 8 класса исследовал состояние прибрежной зоны в с.Какамахи. В результате проведенного исследования состояния прибрежной зоны реки Халагорк было выявлено, что берег, удобные поляны для отдыха превращены в свалку, где можно увидеть все: от фантика до бутылок из-под пива и других спиртных напитков. Был разработан план реализации проекта, о котором информировали родителей.
Ребята были настроены навести идеальную чистоту на прибрежной зоне. Учащиеся и родители знали, что их ждут горы пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов, консервных банок и прочего мусора, накопившегося за лето. Однако, прибыв на место проведения акции, ребята ужаснулись. Открывшийся вид превзошел их ожидания. Без преувеличения, это была экологическая катастрофа. Но ребята не побоялись, так как на помощь им пришли родители. Мини-полигоны бытовых отходов виднелись повсюду. И это не считая мелкого мусора, которым усеяно все побережье. Несколько часов ребята упорно работали и трудились. Они остались довольными, что совершили полезное для нашего села дело. Их результат работы был виден и высоко оценен. Акции такого рода способствуют бережному отношению к окружающей среде. 3 октября 2018г прошла акция «Чистым рекам - чистые берега!». В рамках этого проекта дети вышли на прибрежную зону реки Халагорка , чтобы очистить загрязненные места от мусора. Несмотря на сырую погоду, школьниками и их родителями вывезены 18 полных пакетов мусора на тракторе. Было также много крупных веток, которые сразу грузили на трактор. Для учеников и их родителей это стало наглядным уроком экологии.
На протяжении всей акции проводился социальный опрос населения села Какамахи , были распространены листовки, буклеты под девизом «Мое отношение к природе». Ребятами, населению назывались реальные цифры по объему собранного мусора, приводились другие аргументы в пользу защиты природы, велась разъяснительная работа. Выяснилось, что многие из жителей ежегодно выезжают на природу, на отдыхе целыми семьями и многие могут реально оценить изменения экологической ситуации на реках. Оказалось, многих волнует загрязнение побережья. Некоторые из опрошенных жителей, пытались сами решить проблему очистки территории прибрежной зоны. Они собирали мусор после себя, сжигали бумагу. Проводя опрос, мы существенно увеличили число наших единомышленников.
Ребята, члены нашей детской коллектива отнеслись с огромным энтузиазмом к реализации данного проекта, проявляя инициативу, творческие способности и явились основными участниками реализации проекта. Каждый из нас внес реальный вклад в это благородное дело: кто писал сочинение, кто писал заметки, кто рисовал рисунки, кто изготавливал листовки, плакаты. Руководителями и активистами проекта была подготовлена и проведена ученическая конференция «Вода – это жизнь!». На конференции использован архивный материал о строительстве канала. Во время дождевых потоков, поднимается уровень реки ,водяные потоки уносят ,большие машины животных ,мусор и тд За считанные минуты маленькая речушка превращается большую реку. Наши ребята выступали с докладами, сообщениями. Многие рекомендации мы получили в школьной библиотеке. Большую помощь нам оказали наши учителя.
Наша работа привлекла внимание и вызвала одобрение жителей и администрации села. Ученики сделали всё для того, чтобы берег реки был чистым и привлекательным как для жителей, так и гостей села.
Данный проект очень прост в реализации и достаточно эффективен в процессе экологического воспитания учащихся. Участие в реализации проекта даёт школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.
Заключительный этап.
Как и любое другое доброе начинание в области охраны окружающей среды наше движение не закончится на этом. Мы будем продолжать вести работу по очистке береговой зоны, по ее благоустройству. Будем активно призывать местное население сохранять чистоту на реке и прилегающей территории. Мы намерены продолжать эту работу и в дальнейшем. Для нас вся работа оказала большое влияние на осознание того, что мы являемся будущим нашей планеты, и мы обязаны сохранить ее чистой.
Уже сейчас делаем выводы, что человек, не имеющий ресурсов, должен сделать для охраны природы, по крайней мере, то, что он способен сделать своими собственными руками.
Данный проект очень прост в реализации и достаточно эффективен в процессе экологического воспитания учащихся. Участие в реализации проекта даёт школьникам почувствовать свою значимость в общественной деятельности, повышает социальную активность и воспитывает правильную гражданскую позицию.
Наш проект — не конечная цель. Это только начало большой и кропотливой работы по изучению и улучшению экологического благополучия нашего места проживания. Дальнейшая работа пойдёт под девизом: «Созидая себя - созидай природу!».
Приложение 1
Социологический опрос жителей села Верхний Акбаш
Анкета
Пол: мужской _____, женский ____.
Возраст: ______
Вопросы анкеты:
Считаете ли Вы, что река Акбаш замусорена? ___________
Влияет ли замусоренность на красоту реки? _________
Что Вы можете выбросить с подворья к реке?
А) пищевые продукты (отходы) ________
Б) бумагу ________
В) Железо, стекло ________
4. Как Вы считаете, кто больше всего мусорит?
Учащиеся _______, молодежь _____, взрослые _______.
Как Вы считаете, кто должен отвечать за чистоту берегов реки? _____________________________________________
Что бы Вы предложили по улучшению экологического состояния реки?
______________________________________________
Опрос показал, что не все жители села задумываются о последствиях загрязнения бытовыми отходами и мусором. Опрошено было 90 жителей:
35 – в возрасте от 18 -25 лет, 25 – от 36–50 лет, 30 –старше 50 лет.
На вопрос «Как вы считаете, кто больше всего мусорит» 30 человек ответили, что это молодежь, 25 человек – что это подростки, 35 человек – указали на взрослых.
Все проведенные исследования были совместно обсуждены, дополнены выводами и предложениями.
Приложение 2
Анализ воды в реке.
Исследование запаха воды.
Вывод: Запах воды в исследуемых образцах болотный.
Исследование цвета воды. Стаканы с исследуемой водой ставили на чистый лист бумаги. Наблюдали изменение в цвете. Она не бесцветна.
Вывод: Видны изменения в цвете воды. Вода имеет зеленоватый цвет.
Исследование прозрачности воды.Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения, определяется по высоте столба воды, через который видны буквы.
Вывод: высота столба воды составляет 6см.
Вывод: Вода в реке имеет слабый болотный запах, цвет – слегка зеленоватый, мутная, не прозрачная. Следовательно, река загрязнена, как органическими отходами, так и бытовыми.
При исследовании состояния воды в реке мы пришли к следующим выводам:
Замечательно, что в нашем городе протекает речка.
Экологическая ситуация сложилась не вполне благоприятная.
Надо по-хозяйски относиться к реке, нельзя устраивать свалки мусора на берегу.
Необходима очистка береговой зоны и русла от мусора.
Приложение 3
В ходе проекта учащиеся посетили школьную и сельскую библиотеки, прочитали много книг, нашли много интересных статей о своём родном селе, с историей возникновения и развития села:
Отчет
О реализации социально-значимого проетка
"Чистым рекам - чистые берега!"
Работа выполнена в течении нескольких месяцев, включает в себя следующие разделы: введение, описание исследований, представление результатов, выводы, приложения.
Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: задача исследования чрезвычайно актуальна и имеет как прикладное, так и общее научное значение.
Цель проекта:
Очистка берегов реки Халагорк от бытового мусора;
Экологическое просвещение населения, привлечение внимания жителей к экологическим проблемам своей малой Родины;
Воспитание гражданской позиции и ответственного отношения человечества к среде обитания
Задачи проекта:
Внести определённый вклад в улучшение экологического состояния природных территорий реки Халагорк в республике Дагестан;
Создать оптимальные условия для участников проекта при реализации практических мероприятий;
Воспитывать у школьников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного края;
Актуализировать проблему чистоты природных территорий среди населения села.
Новизна в данной работе просматривается..
Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): материал весьма обширен, в присутствуют как социологические, так и естественнонаучные данные. Данные химических анализов не приводятся в таблицах, неясно, какое значение жесткость воды может иметь к экологическому состоянию реки и берегов рек .Сборка мусора, очистка истоков реки.
Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: не четкие. Так, вывод «воды реки можно считать экологически полноценными. Их можно использовать для питья с предварительной отчисткой, а также для рыболовства и орошения» противоречит «вода не пригодна для питья» неясно как не проводился анализ .
Предложение практических рекомендаций; наличие регионального компонента: предложения имеют общий социальный и экономический характер, региональный компонент четко выражен.
Резюме: в данном виде перспективна, при должной доработке можно ,каждый год поддерживать чистоту реки.
Учитель биологии и химии:Уруджева Э.А._________
Зам. дир. по УВР Маллаев А. М. _________________