СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читаем басню, понимая

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для  учителей начальных классов 

Просмотр содержимого документа
«Читаем басню, понимая»

Мастер-класс для молодых специалистов

«Читаем басню, понимая»

Этапы мастер-класса

Деятельность участников мастер-класса

Определение темы и цели мастер-класса, мотивация участников на совместную деятельность


(слайд 1)


(слайд 2)

Предлагаю участникам познакомиться с эпиграфом:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

-Кому могут принадлежать слова? ( Эзопу, И.А. Крылову, Л. Толстому, С. Михалкову… )

- Почему? (это баснописцы) (слайд 3)

-О чем они? О каком жанре литературы? (о басне)

Действительно, слова принадлежат И.А. Крылову и, конечно, они о басне. (слайд 4)


(слайд 5)

- Исходя из общей темы сегодняшней встречи, предлагаю в ходе мастер- класса ответить на вопрос:

«Какие приёмы помогают ребёнку осознать особенности басни и понимать её глубинный смысл» (слайд 6)



Теоретический этап

(слайд 7)

Остановиться на центральном звене работы с произведением - анализе басни.

Цель школьного анализа — практическое, читательское освоение художественного произведения, создание читательской интерпретации и соотнесение ее с научной интерпретацией произведения (В. Г. Маранцман).


Из методики преподавания литературного чтения вам известны группы приёмов анализа:

-литературоведческие;

- приёмы активизации сотворчества читателя с автором; (слайд 8)


(слайд 9)

- Что представлено на слайде?


I. Подготовительная работа:

а) рассказ учителя об авторе басни;

б) викторина по материалу прочитанных басен;

в) беседа о повадках животных - действующих лиц басни, которую предстоит читать;

г) словарная работа;

II. Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.

III. Беседа эмоционально-оценочного плана.

IV. Анализ по конкретному содержанию басни:

а) уточнение структуры и композиции басни (чтение, составление плана);

б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы);

в) определение главной мысли;

V. Раскрытие аллегорий.

VI. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

VII. Подбор аналогии из жизни.


- Это традиционная последовательность этапов работы над басней на уроках литературного чтения в начальных классах. Вы изучали её на занятиях по методике литературного чтения и уже имеете в своём методическом арсенале.

- Всегда ли порядок этапов на уроке будет таким? (Нет)

- От чего это зависит? ( От задач, которые учитель ставит на конкретном уроке, от особенностей класса/обучающихся, от особенностей произведения...).


Практический этап


Очень важным в анализе является этап определения жанровых особенностей басни.

Приёмы могут быть различными, например:

( слайд 10) – задание: отметьте знаком + жанровые особенности басни;

( слайд 11) – задание: определите, особенности какого жанра представлены на слайде.


(слайд 12)

Работа с жанровыми особенностями басни (Эзоп «Муравей и цикада»)


-Известный литературовед М. Л. Гаспаров писал: «Когда

первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе» и задал себе два вопроса: Как устроен этот мир? Как должен вести себя в этом мире человек? «На первый вопрос человек отвечал себе мифом, на

второй вопрос человек отвечал себе басней».


– И басни Эзопа содержали в себе советы, как надо вести себя, оценивали мир с точки зрения здравого житейского смысла. Не будешь думать о будущем, заботиться о пропитании – будешь обречен на гибель.


-Шли годы, писатели разных стран обращались к сюжетам эзоповых басен. Сюжеты каких басен русских баснописцев вам напомнила басня Эзопа? (И.А. Крылова, И.И. Хемницера …)


(слайд 13) Работа в группах. Задание: сравните сюжеты и морали басен.

1 группа: Эзоп «Муравей и цикада», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

2 группа: Эзоп «Муравей и цикада» , И.И. Хемницер «Стрекоза»

3 группа: Эзоп «Муравей и цикада», В.А. Озеров «Кузнечик»

4 группа: Эзоп «Муравей и цикада», И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Ответы групп.


-Важен в анализе произведения и этап характеристики героев.

-Почему все авторы басен, написанных на сюжет Эзопа, сохраняют Муравья и меняют второго персонажа?

-Есть ли в баснях описание Муравья? Рассказывается ли о том, как он работал летом? Почему? (То, что Муравей работает – само собой разумеется. Это положено ему от природы, потому он -герой басни, за которым стоит определенное качество- трудолюбие.)


Дадим характеристику другим героям.

- Приёмы работы могут быть следующие:

(слайд 14)

1.Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, подтвердив текстом;


(слайд 15)

2.Учитель называет качества персонажей и просит найти подтверждение в тексте;


3. Сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике, похожих по сюжету произведений.

(слайд 16)

Результаты удобно заносить в сравнительные таблицы.


Этап выразительного чтения


- В басне Эзопа Муравей с громким смехом обращается к цикаде.

- Есть ли в других баснях авторские «подсказки», как читать слова муравья? ( в басне Л.Н. Толстого…, И.И. Хемницера.., В.А. Озерова…)

- Остановимся на басне И.А. Крылова.

-Как произносит свои слова Муравей в басне Крылова?

-Почему нет ни одной авторской ремарки, подсказывающей, как читать слова Муравья? Кто должен это решить? (читатель).


Задание:

-Прочитайте выразительно, передайте сочувствие Стрекозе.

-Прочитайте выразительно, передайте осуждение Стрекозе.


-Оцените выразительное чтение товарищей. Какие критерии мы используем для взаимооценки? (слайд 17)


Выразительное чтение, работа с листами оценивания, взаимооценка)


Рефлексия, подведение итогов.

(слайд 19)

-Получили ли вы ответ на вопрос, который мы поставили в начале мастер-класса?

-Какие приёмы помогают ребёнку осознать особенности басни и понимать её глубинный смысл? (……. Это приёмы смыслового чтения.)

-Изучение басен важно как для формирования грамотного читателя, так и для личностного развития обучающихся.


( слайд 20) «Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом всего, что относится к нравственной стороне жизни людей.» ( А.А. Потебня)


















































Раздаточный материал

Кузнечик

В.А. Озеров

Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,

Все красны дни пропел среди веселых нив,

Как вдруг зима: не стало в поле крошки,

Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,

Чем душу пропитать.

Пришлося умереть иль где взаймы искать.

Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,

Явился к самому обеду:

"Почтенный Муравей, премудрый сын земли,

Запаса твоего частичку удели!

Я уверяю клятвой,

Что с ростом всѐ отдам пред будущею жатвой!"

Но Муравей довольно всем знаком:

Великий скопидом,

Ни зернышка он даром не погубит,

Охотник собирать, а раздавать не любит.

"Да как же запастись ты в лето не успел?" -

Спросил Кузнечика капиталист нечивый.

«Я, малым быв счастливый,

И день и ночь напевы пел

Всем встречным

И поперечным,

Не чаяв летним дням конца».

«Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»



Стрекоза
Иван Хемницер

Всё лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить».
— «Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?» — ей муравей на это.
— «Так, виновата в том; да что уж, не взыщи
Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела».
— «Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи».
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.








И.А. Крылов

Стрекоза и Муравей


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло с зимой холодной.

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела». —

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»



















































Стрекоза и муравьи

Л.Н. Толстой

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».









































Лист оценивания выразительного чтения

+ справился без ошибок + - справился, но есть недочёты, ошибки - не справился






Критерии





Интонация





Темп





Тембр голоса
















+ -

Жанровые особенности басни


Краткий рассказ в стихах или прозе


Аллегория


Повторы


Ирония


Герои-помощники


Мораль


Троекратные повторы


Победа добра над злом


Герои – животные










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!