Очень важным в анализе является этап определения жанровых особенностей басни. Приёмы могут быть различными, например: ( слайд 10) – задание: отметьте знаком + жанровые особенности басни; ( слайд 11) – задание: определите, особенности какого жанра представлены на слайде. (слайд 12) Работа с жанровыми особенностями басни (Эзоп «Муравей и цикада») -Известный литературовед М. Л. Гаспаров писал: «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе» и задал себе два вопроса: Как устроен этот мир? Как должен вести себя в этом мире человек? «На первый вопрос человек отвечал себе мифом, на второй вопрос человек отвечал себе басней». – И басни Эзопа содержали в себе советы, как надо вести себя, оценивали мир с точки зрения здравого житейского смысла. Не будешь думать о будущем, заботиться о пропитании – будешь обречен на гибель. -Шли годы, писатели разных стран обращались к сюжетам эзоповых басен. Сюжеты каких басен русских баснописцев вам напомнила басня Эзопа? (И.А. Крылова, И.И. Хемницера …) (слайд 13) Работа в группах. Задание: сравните сюжеты и морали басен. 1 группа: Эзоп «Муравей и цикада», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» 2 группа: Эзоп «Муравей и цикада» , И.И. Хемницер «Стрекоза» 3 группа: Эзоп «Муравей и цикада», В.А. Озеров «Кузнечик» 4 группа: Эзоп «Муравей и цикада», И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» Ответы групп. -Важен в анализе произведения и этап характеристики героев. -Почему все авторы басен, написанных на сюжет Эзопа, сохраняют Муравья и меняют второго персонажа? -Есть ли в баснях описание Муравья? Рассказывается ли о том, как он работал летом? Почему? (То, что Муравей работает – само собой разумеется. Это положено ему от природы, потому он -герой басни, за которым стоит определенное качество- трудолюбие.) Дадим характеристику другим героям. - Приёмы работы могут быть следующие: (слайд 14) 1.Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, подтвердив текстом; (слайд 15) 2.Учитель называет качества персонажей и просит найти подтверждение в тексте; 3. Сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике, похожих по сюжету произведений. (слайд 16) Результаты удобно заносить в сравнительные таблицы. Этап выразительного чтения - В басне Эзопа Муравей с громким смехом обращается к цикаде. - Есть ли в других баснях авторские «подсказки», как читать слова муравья? ( в басне Л.Н. Толстого…, И.И. Хемницера.., В.А. Озерова…) - Остановимся на басне И.А. Крылова. -Как произносит свои слова Муравей в басне Крылова? -Почему нет ни одной авторской ремарки, подсказывающей, как читать слова Муравья? Кто должен это решить? (читатель). Задание: -Прочитайте выразительно, передайте сочувствие Стрекозе. -Прочитайте выразительно, передайте осуждение Стрекозе. -Оцените выразительное чтение товарищей. Какие критерии мы используем для взаимооценки? (слайд 17) Выразительное чтение, работа с листами оценивания, взаимооценка) |