«Читалочка»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читалочка» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011).
Программа «Читалочка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа внеурочной деятельности «Читалочка» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.
Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Читалочка» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 2 класса. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Читалочка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю (продолжительность занятия 40 минут) во внеурочное время в объеме 34 часа в год - 2 класс.
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Содержание программы «Читалочка» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы «Читалочка» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы. 2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (6 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (6 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (6ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (1 ч)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (1 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (1 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Учебно – методический комплекс
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Роль книги в жизни человека | 1 |
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси | 1 |
3 | Структура книги (элементы книги). | 1 |
4 | Экскурсия в библиотеку (городскую). | 1 |
5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 |
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 |
8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 |
9 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 |
10 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 |
11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд | 1 |
12 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 |
13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 |
14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 |
15 | Скороговорки и чистоговорки | 1 |
16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 |
17 | Писатели-сказочники | 1 |
18 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 |
19 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | 1 |
20-21 | Книги о детях. Выставка книг | 2 |
22 | Герои книг В. Осеевой | 1 |
23 -24 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 2 |
25 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | 1 |
26 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители | 1 |
27 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 |
28 -29 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. | 2 |
30 -31 | Народные сказки на страницах детских журналов | 2 |
32 | Книги о семье | 1 |
33 | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 |
34 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № занятия | Тема | УУД | Характеристика деятельности учащихся |
| 1 | Роль книги в жизни человека. | Личностные развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Регулятивные знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома | Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. |
| 2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси | Конкурс «Пословицы о книге и учении». |
| 3 | Структура книги (элементы книги). | Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» |
| 4 | Экскурсия в библиотеку | Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу. |
| 5 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.Каталожная карточка. | Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». |
| 6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг» Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. |
| 7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. |
| 8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. |
| 9 | Книги Н. Носова. Типы книг. | Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. |
| 10 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. |
| 11 | Герои детских книг. Библиотечный стенд | Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах). |
| 12 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора |
| 13 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц |
| 14 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». |
| 15 | Скороговорки и чистоговорки | Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». . Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). |
| 16 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги. |
| 17 | Писатели-сказочники | Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. |
| 18 | По страницам сказок Х.К. Андерсена. | Обзор сказок Х.К. Андерсена. |
| 19 | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок» | Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). |
| 20-21 | Книги о детях. Выставка книг | Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). |
| 22 | Герои книг В. Осеевой | Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой |
| 23 -24 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова |
| 25 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова |
| 26 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители | Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). |
| 27 | Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). |
| 28 -29 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики обработчики народных сказок. | Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. |
| 30 -31 | Народные сказки на страницах детских журналов | Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу. Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. |
| 32 | Книги о семье | Читать книги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». |
| 33 | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. |
| 34 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». |
Литература для учителя
Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва
Литература для ученика
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010
В. Железников «Таня и Юсник» Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012
В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г
Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков. Издательство: Стрекоза, 2010
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..
Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010
Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010
А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004 | |
| |
| |
| |
| |
22