Методическая мастерская учителя русского языка
и литературы МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы
Сафрыгиной Анастасии Сергеевны
ГРАМОТНОСТЬ
Общая грамотность – совокупность систематизированных знаний в какой-либо области, определяющих адекватное понимание человеком окружающей действительности (личностный феномен).
Функциональная грамотность – способность человека к компетентному и эффективному действию (социальный феномен).
Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев.
О современных видах грамотности
Читательская грамотность –
базовый навык функциональной грамотности
Способность
- читать и понимать разные виды текстов;
- извлекать из текста нужную информацию;
- критически оценивать информацию (если нужно);
- интерпретировать текст;
- использовать информацию для решения учебных и практических задач.
Чтение в современном мире: новые социальные ожидания
Особенности среды
Читательские умения
Появление новых жанров (пост, комикс, мем и пр.)
Умение интерпретировать текстовую информацию в соответствии с жанром
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Алексей Алексеевич Леонтьев,
советский и российский лингвист, психолог
ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ?
«Стратегия» - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей, он должен привести к определённым результатам» (1977г.)
Дж. Брунер, американский психолог и педагог
Стратегия чтения - совокупность приёмов, выстроенных в определённую технологическую цепочку, начиная с постановки целей и заканчивая запланированным результатом.
1
Получить представление об общем содержании и решить, нужно ли об этом читать более подробно поможет просмотровое чтение .
2
Цель ознакомительного чтения – познакомиться с содержанием, понять, о чём и зачем пишет автор
3
Изучающее чтение следует использовать, если нужно получить максимально полное и точное представление о содержании, уточнить важные понятия
4
При поисковом чтении из текста извлекается только нужная информации.
5
Цель усваивающего чтения – запомнить, а затем воспроизвести нужную информацию
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Виды чтения
ТЕКСТ – СЛОЖНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ
послетекстовые
предтекстовые
текстовые
СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель – постановка цели и задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, создание мотивации к чтению и формирование прогностических умений.
- «ассоциативная паутинка»
- «рассечение вопроса»
- «ориентиры предвосхищения»
СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель – управление процессом чтения.
- «чтение вслух (попеременное чтение)»
- «чтение про себя с вопросами»
- «чтение с пометками »
- «магнит»
- «пузыри»
«Магнит»
«Пузыри»
«Чтение с пометками» (ИНСЕРТ)
Литература Русский язык
Х – характер + – новое
С – средство худ. выразительности - – не согласен
! – важно для раскрытия образа героя ! – важная информация
? – проблема NB! – запомнить, хочу поделиться
этой информацией
? – не понял, есть вопросы
СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель – обучение пониманию текста, создание продукта собственной интеллектуальной деятельности.
- «вопросы после текста (таксономия Б. Блюма)»
- «синквейн»
- «карта идей/понятий»
- «тесты по чтению»
- «фишбоун»
- «РАФТ»
«Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из 5 строк :
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – характеризуются действия предмета (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение автора к предмету (4 слова);
5 строка – синоним, расширяющий или обобщающий смысл темы/предмета (одно слово)
«РАФТ»
Стратегия была предложена К. Сантой в 1988году. Название представляет собой сокращение:
Р (оль)
А (удитория)
Ф (орма)
Т (ема)
Учащийся выбирает некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать. Это определяет жанр, стиль письма.