СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность как базовое ядро функциональной грамотности. Стратегии смыслового чтения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность как базовое ядро функциональной грамотности. Стратегии смыслового чтения.»

Методическая мастерская учителя русского языка  и литературы МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы  Сафрыгиной Анастасии Сергеевны

Методическая мастерская учителя русского языка

и литературы МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы

Сафрыгиной Анастасии Сергеевны

ГРАМОТНОСТЬ Общая грамотность – совокупность систематизированных знаний в какой-либо области, определяющих адекватное понимание человеком окружающей действительности (личностный феномен). Функциональная грамотность – способность человека к компетентному и эффективному действию (социальный феномен).  Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев.  О современных видах грамотности

ГРАМОТНОСТЬ

Общая грамотность – совокупность систематизированных знаний в какой-либо области, определяющих адекватное понимание человеком окружающей действительности (личностный феномен).

Функциональная грамотность – способность человека к компетентному и эффективному действию (социальный феномен).

Г.А. Ключарев, Е.И. Огарев.

О современных видах грамотности

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности  Способность   читать и понимать разные виды текстов;  извлекать из текста нужную информацию;  критически оценивать информацию (если нужно);  интерпретировать текст;  использовать информацию для решения учебных и практических задач.

Читательская грамотность

базовый навык функциональной грамотности

Способность

  • читать и понимать разные виды текстов;
  • извлекать из текста нужную информацию;
  • критически оценивать информацию (если нужно);
  • интерпретировать текст;
  • использовать информацию для решения учебных и практических задач.
Чтение в современном мире: новые социальные ожидания  Особенности среды Читательские умения Появление новых жанров (пост, комикс, мем и пр.) Умение интерпретировать текстовую информацию в соответствии с жанром

Чтение в современном мире: новые социальные ожидания

Особенности среды

Читательские умения

Появление новых жанров (пост, комикс, мем и пр.)

Умение интерпретировать текстовую информацию в соответствии с жанром

Смысловое чтение  – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.          Алексей Алексеевич Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог

Смысловое чтение  это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

 

 

 

Алексей Алексеевич Леонтьев,

советский и российский лингвист, психолог

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ? «Стратегия» - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей, он должен привести к определённым результатам» (1977г.)          Дж. Брунер, американский психолог и педагог

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ?

«Стратегия» - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей, он должен привести к определённым результатам» (1977г.)  

 

 

Дж. Брунер, американский психолог и педагог

Стратегия чтения - совокупность приёмов, выстроенных в определённую технологическую цепочку, начиная с постановки целей и заканчивая запланированным результатом.         

Стратегия чтения - совокупность приёмов, выстроенных в определённую технологическую цепочку, начиная с постановки целей и заканчивая запланированным результатом.

   

 

 

1 Получить представление об общем содержании и решить, нужно ли об этом читать более подробно поможет просмотровое чтение . 2 Цель  ознакомительного чтения – познакомиться с содержанием, понять, о чём и зачем пишет автор 3 Изучающее чтение следует использовать, если нужно получить максимально полное и точное представление о содержании, уточнить важные понятия 4 При поисковом чтении  из текста извлекается только нужная информации. 5 Цель усваивающего чтения – запомнить, а затем воспроизвести нужную информацию ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Виды чтения

1

Получить представление об общем содержании и решить, нужно ли об этом читать более подробно поможет просмотровое чтение .

2

Цель ознакомительного чтения познакомиться с содержанием, понять, о чём и зачем пишет автор

3

Изучающее чтение следует использовать, если нужно получить максимально полное и точное представление о содержании, уточнить важные понятия

4

При поисковом чтении из текста извлекается только нужная информации.

5

Цель усваивающего чтения – запомнить, а затем воспроизвести нужную информацию

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Виды чтения

ТЕКСТ – СЛОЖНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

ТЕКСТ – СЛОЖНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ послетекстовые предтекстовые текстовые

СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ

послетекстовые

предтекстовые

текстовые

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Цель – постановка цели и задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, создание мотивации к чтению и формирование прогностических умений.    «ассоциативная паутинка»  «рассечение вопроса»  «ориентиры предвосхищения»

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель – постановка цели и задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, создание мотивации к чтению и формирование прогностических умений.

 

  • «ассоциативная паутинка»
  • «рассечение вопроса»
  • «ориентиры предвосхищения»
СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель – управление процессом чтения.    «чтение вслух (попеременное чтение)»  «чтение про себя с вопросами»  «чтение с пометками »  «магнит»  «пузыри»

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель – управление процессом чтения.

 

  • «чтение вслух (попеременное чтение)»
  • «чтение про себя с вопросами»
  • «чтение с пометками »
  • «магнит»
  • «пузыри»
«Магнит»

«Магнит»

«Пузыри»

«Пузыри»

«Чтение с пометками» (ИНСЕРТ)  Литература Русский язык   Х – характер + – новое С – средство худ. выразительности - – не согласен ! – важно для раскрытия образа героя ! – важная информация ? – проблема NB! – запомнить, хочу поделиться  этой информацией  ? – не понял, есть вопросы

«Чтение с пометками» (ИНСЕРТ)

Литература Русский язык

 

Х – характер + – новое

С – средство худ. выразительности - – не согласен

! – важно для раскрытия образа героя ! – важная информация

? – проблема NB! – запомнить, хочу поделиться

этой информацией

? – не понял, есть вопросы

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель – обучение пониманию текста, создание продукта собственной интеллектуальной деятельности.    «вопросы после текста (таксономия Б. Блюма)»  «синквейн»  «карта идей/понятий»  «тесты по чтению»  «фишбоун»  «РАФТ»

СТРАТЕГИИ ПОСЛЕТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель – обучение пониманию текста, создание продукта собственной интеллектуальной деятельности.

 

  • «вопросы после текста (таксономия Б. Блюма)»
  • «синквейн»
  • «карта идей/понятий»
  • «тесты по чтению»
  • «фишбоун»
  • «РАФТ»
«Синквейн» Это стихотворение, состоящее из 5 строк : 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 строка – характеризуются действия предмета (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение автора к предмету (4 слова); 5 строка – синоним, расширяющий или обобщающий смысл темы/предмета (одно слово)

«Синквейн»

Это стихотворение, состоящее из 5 строк :

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);

3 строка – характеризуются действия предмета (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение автора к предмету (4 слова);

5 строка – синоним, расширяющий или обобщающий смысл темы/предмета (одно слово)

«РАФТ» Стратегия была предложена К. Сантой в 1988году. Название представляет собой сокращение: Р (оль) А (удитория) Ф (орма) Т (ема) Учащийся выбирает некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать. Это определяет жанр, стиль письма.

«РАФТ»

Стратегия была предложена К. Сантой в 1988году. Название представляет собой сокращение:

Р (оль)

А (удитория)

Ф (орма)

Т (ема)

Учащийся выбирает некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать. Это определяет жанр, стиль письма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!