Читательский дневник как средство формирования ребенка-читателя
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя…
В.А.Сухомлинский
Отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно серьёзное внимание развитию и воспитанию читательских интересов младших школьников уделяется в ФГОС НОО.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся младших классов является важнейшим условием успешного обучения в школе.
В настоящее время дети стали читать гораздо меньше и часто только те произведения, которые входят в школьную программу. Поэтому, считаю, что задача учителя – не только расширить круг чтения и привить ребёнку любовь к книгам, но и обеспечить полноценное восприятие литературного произведения, научить его понимать текст, формулировать и выражать свою точку зрения.
С этой целью начиная со второго полугодия 1 класса каждый ученик в моём классе ведёт читательский дневник. Такая работа даёт возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием. В 1 и 2 классе читательский дневник имеет более простую форму. А уже в 3 и 4 классах, ученик, выбрав произведение и прочитав его, заполняет читательский дневник, придерживаясь следующего плана:
-дата начала и окончания чтения;
-автор и название произведения;
-жанр произведения;
-тема;
-главные герои произведения и их характеристика;
-сюжет;
-главная мысль произведения;
-свои впечатления о прочитанном произведении;
-иллюстрация;
- вопросы автору, предлагая их в дальнейшем к обсуждению в классе;
-запись незнакомых слов в толковый словарь.
Не у всех детей сразу получается правильно записать свои впечатления о прочитанном произведении, дать характеристику героям, определить главную мысль, поэтому к работе привлекаются родители. Для них провожу собрание, на котором подробно рассказываю о значении читательского дневника, о том, как они могут помочь ребёнку по работе с дневником читателя, показываю лучшие работы. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку. Основная помощь родителей в ведении дневника – обсуждать с детьми прочитанные произведения. Чем подробнее со своим ребёнком родители обсудят прочитанное, тем легче ему будет отвечать на вопросы. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо обсудить книгу, оценить поступки героев произведения, обратить внимание ребенка на связь поступков и событий. Спросить, почему те или иные события произошли с героем, почему произошло так или иначе и как сам герой на это повлиял? Это поможет ребёнку не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли. Такая ежедневная кропотливая работа приводит к хорошим результатам.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Записи в дневнике помогут ребёнку вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет достаточно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях – кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник, можно заметить, какие книги больше всего нравятся.
Характерной чертой читательского дневника является его связь с разделами, которые изучаются на уроках литературного чтения. Произведения для чтения ребёнок выбирает самостоятельно или по рекомендации учителя, но того автора, произведения которого в данный момент изучаем на уроке. В этом им также помогает рубрика «Книжная полка», которая находится в учебнике.
Кроме этого, предлагаю ученикам чтение энциклопедий, справочной литературы. Всё это расширяет кругозор ученика, развивает его эрудицию и общую культуру.
Читательские дневники проверяю после изучения каждого раздела, оказываю необходимую помощь, даю рекомендации. А на уроках ученики охотно делятся впечатлениями о прочитанном. После выступления задают вопросы по прочитанной книге, рассматривают иллюстрации. Отвечает на вопросы не только выступающий, но и те ребята, которые тоже читали эту книгу. Оформляем выставку лучших работ. В итоге получается, что все ребята класса знакомятся с данной книгой и у многих возникает желание прочитать её самому.
В конце каждой четверти подводим итоги работы, делаем выставку любимых книг. Дети отвечают на вопросы:
- Какая книга из прочитанных тебе больше всего понравилась и почему?
- Что полезного для себя можно взять, прочитав эту книгу?
- Чему учит книга?
- Почему я рекомендую (не рекомендую) прочитать её одноклассникам?
В конце года проводим конкурс на лучший читательский дневник.
Таким образом, читая произведения разных авторов и разных жанров, выполняя записи в читательском дневнике, ребенок овладевает навыками смыслового чтения, осознанно строит речевое высказывание. Ведение читательского дневника помогает при необходимости легко вспомнить и героев произведения, и сюжет, поможет в исследовательской и проектной работе.
Ведение читательского дневника способствует совершенствованию информационных умений (извлечение информации, выделение главного, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению. Учащиеся начинают читать книги более осмысленно, у них формируется собственная позиция в жизни, расширяется кругозор.
Считаю, что предложенная система работы, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.