СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательский квиз "Таежными тропами Всеволода Сысоева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная игра представляет собой некий конструктор, состоящий из заданий, разделенных по раундам. Предложенная форма удобна для использования тем, что можно наполнить  игру заданиями любого направления.  Задачи игры: развитие интереса к творчеству В.П. Сысоева, формирование потребности в чтении, приобщение к чтению через использование современных информационных технологий, воспитание активной жизненной позиции через игровые ситуации, развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы.

Просмотр содержимого документа
«Читательский квиз "Таежными тропами Всеволода Сысоева"»

Муниципальный конкурс

«Лучший школьный библиотекарь - 2020»





Читательский квиз

«Таежными тропами Всеволода Сысоева»






Автор: Новикова Л.А., библиотекарь МБОУ ОШ № 12

682841 Хабаровский край Советско-Гаванский район Гаткинское сельское поселение ул Космонавтов д 21





Советско-Гаванский район

2020 год






Пояснительная записка

Данная игра представляет собой некий конструктор, состоящий из заданий, разделенных по раундам. Предложенная форма удобна для использования тем, что можно наполнить  игру заданиями любого направления.  

Актуальность: эта игра популярна сейчас в России среди молодежи, и она набирает все большую популярность. Данная работа направлена на развитие метапредметных компетенций обучающихся. Данный вид работы не утомителен для учащихся.

Цель: повышение читательской компетентности учащихся.

Задачи: 

  1. развитие интереса к творчеству В.П. Сысоева;

  2. формирование потребности в чтении, приобщение к чтению через использование современных информационных технологий;

  3. воспитание активной жизненной позиции через игровые ситуации;

  4. развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы.

Целевая аудитория:  данная разработка представлена для обучающихся 11-15 лет.

Место проведения игры: здание МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сп Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Условия реализации: игра подходит для проведения классных и общешкольных мероприятий, предметных недель.  Количество участников в команде самое оптимальное количество – 5 человек. Игра рассчитана на 45-75 минут.

Предварительная работа:

- знакомство с биографией писателя;

- чтение художественной литературы (повести и рассказы В.П. Сысоева).

Оборудование: проектор, доска, иллюстрации по теме игры, столы по числу команд, бланки, ручки шариковые, дипломы и подарки.

Критерии оценок:

1.Количество правильных ответов на вопросы;

2.Правильность выполнения заданий, полнота ответов;

Результативность: после подсчёта баллов жюри, победителям и участникам выдуются грамоты.











«Таёжными тропами Всеволода Сысоева»

Форма игры: читательский квиз.

Тема игры: викторина посвящена творчеству Всеволода Петровича Сысоева, дальневосточного краеведа и писателя.

Количество участников: 3 команды по 5 человек.

Необходимое оборудование: панель для демонстрации вопросов-картинок

Время проведения: 45-75 мин.

Формат игры: все вопросы оглашает ведущий или они появляются на экране. Команде дается от 15 до 60 сек. на обсуждение и запись своего ответа. После окончания раунда командам начисляются баллы за правильные ответы.

КВИЗ-вопросы. Вопросы игры имеют разную степень сложности и балльную категорию:

1. Зеленый раунд (10 вопросов). Простые вопросы на знание биографии В.П. Сысоева. За правильный ответ команда получает 1 балл.

2. Фиолетовый раунд (5 вопросов). Вопросы-картинки. Из четырех вариантов, представленных в виде картинок на экране необходимо выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла.

3. Оранжевый раунд (5 вопросов). Логические вопросы, касающиеся содержания рассказов В.П. Сысоева. За правильный ответ команда получает 1 балл за правильное определение героя рассказа и 1 балл за определение названия рассказа.

4. Синий раунд (6 вопросов). Вопросы-цитаты из произведений В.П. Сысоева. Необходимо показать знание содержания произведения и ответить на вопрос ведущего. За правильный ответ команда получает 3 балла.

5. Раунд «Вам телеграмма» (3 головоломки). Категория вопросов-головоломок. Слова спрятаны в случайном наборе букв. Команде необходимо найти слова, одно из которых – лишнее. Правильным будет считаться ответ, в котором команда назовет все найденные слова и слово-исключение. За правильный ответ команда получает 4 балла.

6. Красный раунд (1 творческое задание). Творческие задания, в которых команде надо проявить свои читательские навыки – выразительное чтение фрагмента текста. За творческий подход команда получает 5 баллов.











Ход игры:

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы собрались здесь для проведения читательского квиза «Таежными тропами Всеволода Сысоева». Вам предстоит проявить себя, показать свои знания по теме игры и умения работать в команде. Сегодня мы узнаем, кто же станет лучшим из лучших, чьи знания принесут победу всей команде!

Игра будет состоять из шести раундов, ваша задача – работать сообща. Во время раундов ответы с места не выкрикиваются. В течение минуты, вы обсуждаете ответ на вопрос так, чтобы его не услышали команды-соперники и записываете его в бланк ответов. По правилам игры запрещено пользоваться любыми гаджетами, в противном случае – 5 штрафных очков команде. Так же давайте не будем забывать о хорошем поведении и отношении друг к другу.

Следите за сигналами о начале и об окончании раунда, а так же времени, отведенном на каждое задание. До начала каждого раунда я буду выдавать вам специальные бланки для ответов. По окончании раунда собираю бланки и передаю их жюри. (Раздача бланков для первого раунда). И так, мы переходим к первому раунду!

Зеленый раунд.

Писатель, биолог-охотовед, исследователь, путешественник, краевед, музейный работник, общественный деятель – все эти слова относятся к одному человеку – Всеволоду Петровичу Сысоеву. Мы можем гордиться, что были современниками этого выдающегося человека.

Все испытал Всеволод Петрович: принимал участие в ловле тигров, охоте на медведей, кабанов, занимался отловом и разведением ценных пород животных. Много бродил он по таежным тропам Сихотэ-Алиня, изучая зверей, условия их обитания. Немало сделал В.П. Сысоев, чтобы сохранить живую природу Дальнего Востока. Один из ярких тому примеров – закон об охране амурского тигра, принятый по его инициативе в 1947 году.

Хочу предложить вам простые вопросы на знание биографии В.П. Сысоева. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1. В каком городе родился В.П. Сысоев? (Харьков)

2. Где прошло его детство? (В Крыму, в Ялте)

3. В 1937 году Всеволод Петрович получил диплом об окончании Всесоюзного зоотехнического института пушно-сырьевого хозяйства. Какая специальность записана у него в дипломе? (Охотовед-биолог)

4. В.П. Сысоев участник Великой Отечественной войны. На каком фронте он воевал? (Дальневосточный)

5. Акклиматизацией каких промысловых животных занимался Всеволод Петрович? (Соболь, бобр, норка, ондатра)

6. В 1955 году он стал деканом одного из факультетов Хабаровского педагогического института. Что это за факультет? (Географический)

7. В Хабаровском краеведческом музее хранится и демонстрируется множество экспонатов, доставленных сюда В.П. Сысоевым, в том числе, добытые им лично. Назовите эти экспонаты. (Чешуйчатый крохаль, речная раковина с крупной жемчужиной)

8. Сколько лет Всеволод Петрович руководил Хабаровским краеведческим музеем? (12 лет)

9. Назовите фамилии династий амурских тигроловов, с которыми был знаком В.П. Сысоев. (Черепановы, Богачевы)

10. Сколько раз он лично принимал участие в поимке тигров? (Свыше 70)

По окончании раунда ведущий собирает бланки ответов и раздает другие бланки для второго раунда.

Ведущий: второй раунд - это фиолетовый раунд. Вопросы-картинки. Из пяти вариантов, представленных в виде картинок на экране необходимо выбрать правильный ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Вопросы-изображения:

1. Учреждение в городе Хабаровск, которое носит имя В.П. Сысоева. (Цирк, зоопарк, зоосад, ботанический сад)

2. Акклиматизацией какого животного занимался Всеволод Петрович? (Бобр, тигр, бурундук, гималайский медведь)

3. В какое время года ловят тигров? (Летом, зимой , осенью, весной)

4. Писатель, соавтор В.П. Сысоева трёх книг о природе? (Д. Нагишкин, Н. Задорнов, В. Клипель, Н. Наволочкин)

5. Поэтесса, которая некоторое время проживала в Хабаровске, она была дружна с В.П. Сысоевым и даже посвятила ему стихотворение. (Римма Казакова, Людмила Миланич, Белла Ахмадулина, Юлия Друнина)

По окончании второго раунда ведущий собирает заполненные бланки ответов и передает жюри, раздает бланки для третьего раунда.

Ведущий: Всеволод Сысоев - автор рассказов и очерков о природе дальневосточного края. В книгах путешественника и учёного передана красота родной земли, её крепких и мужественных людей. Широкой популярностью у любителей книг о природе пользуются книги, написанные им самим («Амба», «Рассказы дальневосточного следопыта», «Последний барс» и другие)

Предлагаю вопросы третьего оранжевого раунда. Пять логических вопросов, касающиеся рассказов В.П. Сысоева. Прослушав логическую цепочку, вам необходимо назвать героя рассказа и, по возможности, название рассказа. За ответ команда получает 1 балл за правильное определение героя рассказа и 1 балл за определение названия рассказа.

1. Логово, хищник, потомство, стая. (Волк, «Волчья жизнь»)

2. Земляная нора, чистюля, пушной хищник, ракоед. (Енот, «Похождение Яшки»)

3. Теленок, лес, ивовые ветки, нарты. (Лось, «Лоська»)

4. Скиталец, угроза, голод, зима, добыча. (Медведь, «Шатун»)

5. Кошка, тайга, схватка, опасность. (Тигр, «Амба»)

По окончании третьего раунда ведущий собирает заполненные бланки ответов и передает жюри, раздает бланки для четвертого раунда.

Ведущий: Сейчас нас ожидает четвертый синий раунд. Это вопросы-цитаты из произведений В.П. Сысоева.

Несколько десятков книг написаны Всеволодом Петровичем: «В горах Байджала», «Хозяин малого Хингана», «Золотая Ригма», «Повесть о гималайском медведе», «Амурские звероловы»… И в каждом названии произведения таится глубокий человеческий смысл, забота и тревога о спасении дальневосточных ценностей.

В данном раунде вам необходимо показать знание содержания произведений автора и ответить на вопрос ведущего. За правильный ответ команда получает 3 балла.

Цитаты из повести «Золотая Ригма»

1. «Успокоенные тишиной, тигрята стали осторожно спускаться с сопки туда, откуда последний раз донесся так странно изменившийся голос матери. Вот и знакомый запах материнского следа. Пройдя по нему с километр, тигрята остановились в нерешительности: легкий ветерок донес запах крови. Долго всматривались они в гущу ореховой рощицы, прежде чем увидели свою мать. Поставив передние лапы на _______________________, она смотрела в их сторону и тихим грудным голосом подзывала к себе…»

Вопрос: что стало добычей тигрицы-матери? (Бык-изюбр)

2. «Вскоре _________________ постиг хитрые повадки зверей, понял потаенные законы их жизни. Поначалу он предавался спортивной страсти, соревнуясь со зверем в быстроте и выносливости. Он хвалил себя за меткий выстрел, но все чаще и чаще проникала в душу жалость к зверю, и лишь ловля тигров живьем всегда веселила его бесхитростное сердце: добытый зверь оставался живым…»

Вопрос: назовите фамилию тигролова. (Калугин)

Цитаты из «Повести о гималайском медведе»

3. «Так первой живой добычей Белогрудого стали муравьи. Хотя медведица всячески избегала встреч со зверями, опасными для ее слабого потомства, Белогрудый, неоднократно наказываемый матерью за непослушание, чуть было не попал в лапы _____________________, жившего неподалеку отшельником. Почуяв недоброе, Белогрудый проворно полез на кедр. К своему ужасу, он заметил, что зверь тоже лезет за ним. Подняв плач, Белогрудый запрятался в густой кроне кедра…»

Вопрос: с кем встретился Белогрудый, кого он так испугался? (Медведь, отец Белогрудого)

4. «Грянул выстрел… Белогрудый инстинктивно рванулся в сторону. Железная петля, мертвой хваткой державшая его за шиворот, вдруг разжалась. Медведь мотнул головой, рявкнул и, не сдерживаемый больше тросом, ринулся в кусты...»

Вопрос: почему оборвался железный трос, что помогло освободиться Белогрудому из ловушки? (Трос на витке оказался пересеченным пулей пасечника)

Цитаты из повести «Амурские звероловы»

5. «Едва забрезжил рассвет, чуткое ухо Ивана Тимофеевича уловило тяжелый топот. Схватив карабин, он выскочил на берег реки. Из леса доносился треск валежника и тяжелое дыхание зверя, бегущего мимо табора. Почуяв человека, зверь свернул в сторону, подбежал к реке и с размаху бросился в воду. Только теперь рассмотрел его голову охотник…»

Вопрос: какое животное рассмотрел зверолов? (Лось)

6. «Загорелые лица собравшихся за столом звероловов светились улыбками, сыпались остроумные шутки, в ответ на которые дружный хохот могучих людей, казалось, раздвинет низкие бревенчатые стены. Все похваливали отварную кабанину, сохатиную колбасу. Наташа впервые ела подобные кушанья. Видя, с каким аппетитом уписывает девушка холодец его приготовления, Иван Тимофеевич с улыбкой погладил бороду…»

Вопрос: из чего был приготовлен новогодний холодец? (Из медвежьих лап)

По окончании четвертого раунда ведущий собирает заполненные бланки ответов и передает жюри, раздает бланки для пятого раунда.

Ведущий: итак, нас ожидает пятый раунд «Вам телеграмма». Категория вопросов-головоломок. Слова спрятаны в случайном наборе букв. Команде необходимо найти слова, одно из которых – лишнее. Правильным будет считаться ответ, в котором команда назовет все найденные слова и слово-исключение. За правильный ответ команда получает 4 балла.

Команда А. Исключи лишнее (найдите в тексте названия животных, одно из них не было акклиматизировано Сысоевым на Дальнем Востоке).

Соболь Бобр Норка Енот Ондатра

ОРЛДМАСОБОЛЬНЕПРБОБРЗЩНГЕКНОРКАЦУВСАМПЕНОТХЗШИАКЛДЖГПИОНДАТРАНАПРМИСВУ

Команда Б. Найдите названия рассказов (одно лишнее, не принадлежит перу В.П. Сысоева)

Лоська Шатун Каштанка Амба Согжой

ДЛОНИМВЛОСЬКАЕПАМКВСОШАТУНЕКВАУЦКАШТАНКАНЕКСВЫУЦАМБАПРИМАНОЛСОГЖОЙМАВСКУЦЧ

Команда В. Амурские тигроловы (одна фамилия лишняя)

Богачевы Кулагины Трофимовы Запашные Черепановы Реутовы

РОПИМАЕВБОГАЧЕВЫКУВСАЫСКУЛАГИНЫБЬОТИРПМАТРОФИМОВЫИПАМСВЗАПАШНЫЕКАУВЦЫЙФЧЕРЕПАНОВЫИТРПОРЕУТОВЫТОРИА

По окончании пятого раунда ведущий собирает заполненные бланки ответов и передает жюри, раздает бланки для шестого раунда.


Ведущий: предлагаю вам творческое задание пятого красного раунда. Это задание, в котором команде надо проявить свои читательские навыки – чтение фрагмента текста. За творческий подход команда получает 5 баллов.

Командам представлена возможность с выражением или по ролям прочитать отрывок из рассказа Всеволода Сысоева «Приключения черного соболя».

«…В первую же ночь Жучок не торопясь осмотрел директорскую квартиру, побывал на всех шкафах, этажерках и полках, обнюхал все щели. Заметив, что за ним наблюдают люди, он забился в темный угол за шкафом и лишь под утро перешел в свой ящик. Утром хозяйка впервые назвала его по имени. "Жучок, Жучок! - звала она, держа в руках блюдце. - Иди кушать!" Женщина поставила блюдце около ящика и села поодаль, наблюдая за соболем. Высунув из ящика голову, Жучок долго не решался выйти наружу, но аппетитный за пах незнакомого кушанья заставил его превозмочь боязливость. Он по достоинству оценил сметану и с наслаждением вылизал дно блюдца. "Эге, брат, да ты любишь сметану, как Мурка!" - воскликнула хозяйка. Она положила в блюдце еще одну ложку сметаны, и на этот раз Жучок не заставил себя долго ждать. Вкусная пища - лучший проводник к сердцу любого дикого зверя. Это правило хорошо знала хозяйка. Она предлагала Жучку то мед, то сухие фрукты, то печень, то куриные яйца. "Жучок у нас настоящий гурман", - объявила она как-то своему мужу…»

Ведущий: дорогие участники, наша игра подходит к завершению и пока жюри подводит итоги, предлагаю вам показать своё настроение на данный момент. Заполните карточки эмоционального состояния, в которых отметьте свое самочувствие, вписывая то, что понравилось или не понравилось на сегодняшней игре. (прием «Карта настроения»)

Ведущий: Слово жюри.

Вручение грамот победителям, участникам

Ведущий: Поздравляем Вас с тем, что вы успешно прошли все этапы игры. А мы прощаемся с вами. Спасибо за игру!














Приложение 1


Ответы для жюри


Раунд

вопроса

Ответ

Зеленый раунд


Харьков

В Крыму, в Ялте

Охотовед-биолог

Дальневосточный

Соболь, бобр, норка, ондатра

Географический

Чешуйчатый крохаль, речная раковина с крупной жемчужиной

12 лет

Черепановы, Богачевы

Свыше 70

Фиолетовый раунд

Зоосад

Бобр

Зима

Клипель

Римма Казакова

Оранжевый раунд

Волк, «Волчья жизнь»

Енот, «Похождение Яшки»

Лось, «Лоська»

Медведь, «Шатун»

Тигр, «Амба»

Синий раунд

Бык-изюбр

Калугин

Медведь, отец Белогрудого

Трос на витке оказался пересеченным пулей пасечника

Лось

Из медвежьих лап

Раунд

«Вам телеграмма»

Команда А. Соболь Бобр Норка Енот Ондатра

Команда Б. Лоська Шатун Каштанка Амба Согжой

Команда В. Богачевы Кулагины Трофимовы Запашные Черепановы Реутовы





Приложение 2


Бланки для ответов

Команда _______________________________________________


Зеленый раунд


Номер вопроса

Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10





Команда _______________________________________________


Фиолетовый раунд


Номер вопроса

Ответ

1


2


3


4


5






Команда _______________________________________________


Оранжевый раунд


Номер вопроса

Ответ

1


2


3


4


5






Команда _______________________________________________


Синий раунд


Номер вопроса

Ответ

1


2


3


4


5


6





Команда _______________________________________________


Раунд «Вам телеграмма»

Ответ



Приложение 3


Карточки-задания для пятого раунда



Пятый раунд «Вам телеграмма».


Команда А. Исключи лишнее (найдите в тексте названия животных, одно из них не было акклиматизировано Сысоевым на Дальнем Востоке).


ОРЛДМАСОБОЛЬНЕПРБОБРЗЩНГЕКНОРКАЦУВСАМПЕНОТХЗШИАКЛДЖГПИОНДАТРАНАПРМИСВУ





Пятый раунд «Вам телеграмма».


Команда Б. Найдите названия рассказов (одно лишнее, не принадлежит перу В.П. Сысоева)


ДЛОНИМВЛОСЬКАЕПАМКВСОШАТУНЕКВАУЦКАШТАНКАНЕКСВЫУЦАМБАПРИМАНОЛСОГЖОЙМАВСКУЦЧ





Пятый раунд «Вам телеграмма».


Команда В. Амурские тигроловы (одна фамилия лишняя)


РОПИМАЕВБОГАЧЕВЫКУВСАЫСКУЛАГИНЫБЬОТИРПМАТРОФИМОВЫИПАМСВЗАПАШНЫЕКАУВЦЫЙФЧЕРЕПАНОВЫИТРПОРЕУТОВЫТОРИА










Приложение 4


Вопрос-картинка (примеры)


































Приложение 5




Задание красного раунда.


С выражением или по ролям прочитать отрывок из рассказа «Приключения черного соболя».


«…В первую же ночь Жучок не торопясь осмотрел директорскую квартиру, побывал на всех шкафах, этажерках и полках, обнюхал все щели. Заметив, что за ним наблюдают люди, он забился в темный угол за шкафом и лишь под утро перешел в свой ящик. Утром хозяйка впервые назвала его по имени. "Жучок, Жучок! - звала она, держа в руках блюдце. - Иди кушать!" Женщина поставила блюдце около ящика и села поодаль, наблюдая за соболем. Высунув из ящика голову, Жучок долго не решался выйти наружу, но аппетитный за пах незнакомого кушанья заставил его превозмочь боязливость. Он по достоинству оценил сметану и с наслаждением вылизал дно блюдца. "Эге, брат, да ты любишь сметану, как Мурка!" - воскликнула хозяйка. Она положила в блюдце еще одну ложку сметаны, и на этот раз Жучок не заставил себя долго ждать. Вкусная пища - лучший проводник к сердцу любого дикого зверя. Это правило хорошо знала хозяйка. Она предлагала Жучку то мед, то сухие фрукты, то печень, то куриные яйца. "Жучок у нас настоящий гурман", - объявила она как-то своему мужу…»