СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательский портрет современного школьника

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательский портрет современного школьника»

ХХХ муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» Омского муниципального района Омской области







Тема:«Читательский портрет современного школьника

Учебно-исследовательская работа

Научное направление:

«Литературное творчество»








Работу выполнила: Жога Юлия Андреевна

ученица 7 класса

МБОУ «Покровская СОШ»


Научный руководитель: Исакова Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Покровская СОШ»






с. Покровка

2023 г



Введение

Во все времена книга считалась главным источником знаний. Она развивает и обогащает нашу речь, приносит радость и удовольствие, заставляет испытывать сильнейшие эмоции. Но в современном мире, к огромному сожалению, интерес к художественной литературе значительно падает.

Специалисты, занимающиеся изучением чтения, утверждают, что около 34% россиян вообще не читают. За последние 25 лет в нашей стране появилось два не читающих поколения. У не читающих родителей растут не читающие дети. И поэтому утверждение «кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу.

Конечно, сказать, что школьники совсем не читают, нельзя. Но сейчас идет процесс изменения читательских привычек: меняется круг чтения, предпочитаемые произведения, любимые жанры, отношение к книгам. Меняется даже время, выделяемое на чтение книг. Меняются также и источники получения информации.


Аннотация

Актуальность данной темы обоснована тем, что мои сверстники часам сидят за компьютером, постепенно расширяется круг лиц, получающих информацию через Интернет, и это остановить нельзя, да и как мне кажется, не нужно, но как быть с чтением книг? Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни. И мне стало интересно узнать, что читают мои сверстники и читают ли они вообще, каково их отношение к литературе. Это и вылилось в тему моего исследования.

Объект исследования: подросток как читатель.

Предмет исследования: читательские интересы современных школьников.

Цель работы - выявить круг читательских интересов учащихся 5-11 классов МБОУ «Покровская СОШ» и составить читательский портрет моего современника.

Для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:

1.Узнать в специальной литературе данные о детском чтении на современном этапе;

2. Провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы

3. Обработать анкеты учащихся и сделать диаграммы результатов опроса;

4. Сделать анализ чтения по формулярам учащихся и определить читательские предпочтения;

5. Изучить, отобрать и проанализировать собранный материал;

6. Представить полученную информацию в виде презентации и буклета.

Гипотеза: читательский портрет современного школьника представляет позитивное отношение к книге и чтению.


Этапы реализации проекта

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - считал философ Дени Дидро. И это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где правда, а где ложь, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя.

В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе:

- Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)

- Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)

- Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

-Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся

- Читают познавательную литературу 21% школьников

- Читают для самообразования 10% школьников.

Как пишется в журнале - налицо кризис чтения. Поэтому я захотела проверить так ли это?

Исследование читательских интересов.

Основным методом сбора информации при проведении моего исследования было анкетирование. С целью выявления читательских интересов была составлена небольшая анкета, на вопросы которой позже ответили учащиеся 5-11 классов (Приложение 1). В опросе приняли участие ученики 5-11 классов – 73 человека.

Приложение 1. Анкета

Самый первый вопрос, который был задан ребятам - любите ли вы читать? «Да» ответили 30 чел. — это составляет 41%, «Не очень» - 19 учащихся (26 %), «Нет» - 24 человека (это целых 33 %). Из этого следует, что большинство ребят любят читать, далее интерес к чтению заметно падает - не очень любят, но читают, потому что надо. (Приложение 2).

Приложение 2. Диаграмма ответов на первый вопрос


Следующий вопрос – как часто вы читаете литературу сверх школьной программы? (Приложение 3). Ведь именно благодаря книгам мы развиваем словарный запас, расширяем кругозор и зрительно запоминаем написание слов и постановку знаков препинания. «Часто» ответили 31%, «Редко» 55%, «Вообще не читаю» 14%. Из этого следует, что ребята читают, в основном то, что от них требуют, т.е. произведения из школьной программы.


Приложение 3. Диаграмма ответов на второй вопрос

В каком же формате читают дети литературу? Я поинтересовалась у ребят следующим вопросом. В бумажном варианте это делают 46,6 %, в цифровом - 42, 5 %, аудиокниги читают 20,5 %, любые (и те, и другие) - 4,1%, а вот совсем не читают - 4,1 %. Неудивительно, что современные школьники используют информационные ресурсы. В наше время это доступно каждому и, как говорят сами ребята, «всегда под рукой». (Приложение 4).


Приложение 4. Диаграмма ответов на третий вопрос

Какую же литературу предпочитают читать ребята в свободное время? «Классическую» ответили 26% учащихся, «современную» - 57,6% учеников «и то, и другое» - 16,4 %. Отсюда следует вывод: ученики предпочитают больше современную литературу, это правда, большая часть младших школьников приходит в библиотеку посмотреть и полистать энциклопедии. Ученики среднего и старшего звена предпочитают «развлекательную» литературу в виде романов, ужасов, триллеров. (Приложение 5).

Приложение 5. Диаграмма ответов на четвертый вопрос


Следующий мой вопрос был: «Отечественную или зарубежную литературу предпочитаете?» (Приложение 6). У моих ровесников самые популярные ответы были «отечественную» - 38,4%, «зарубежную» - 43, 8%, «любую» - 17,8 %.

Приложение 6. Диаграмма ответов на пятый вопрос


Также в анкету я включила вопрос «Кто влияет на ваш выбор литературы чтения?»

Ребята ответили, что родители (20%), учителя (27%), друзья (21%), сверстники (15%), СМИ (11%), Реклама (6%). Отсюда видно, что учащиеся читают больше всего по требованию учителей, т.е. произведения школьной программы. Так же немаловажную роль играют в выборе книг родители и друзья. (Приложение 7).


Приложение 7. Диаграмма ответов на шестой вопрос



Я решила задать следующие вопросы, какие жанры вы предпочитаете читать? Фантастику читают - 45,2% учащихся, мистику - 52%, детективы - 28,8%, исторические произведения - 13,7%, поэзию - 5.5%, приключения - 41,1%, любовные романы - 24,7%, психологические - 1,7%, военные - 1,7%. (Приложение 8). Учащиеся средней школы даже просили добавить в школьную программу комиксы, романы, ужасы, сказки.

Приложение 8. Диаграмма ответов на седьмой вопрос



Анализ системы чтения и читательских формуляров.

Читательский портрет современного школьника невозможен без описания того, каким книгам они отдают предпочтение. На основе проведенного исследования я выяснила, что самыми популярными направлениями литературы у подростков школы являются: классика по школьной программе, «ужастики», детективы, романы, любовная лирика, фантастика.

Анализ чтения в нашей школьной библиотеке показал: дети читают, каждый день школьная библиотека обслуживает читателей от 9,6%. В целом читают русскую классику, немного зарубежной литературы, интересуются специальной литературой по всем разделам знаний. Но спрашивают литературу и «для души животных. И все же в большинстве случаев причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.

И последний вопрос моего опроса, посещают ли ребята сельскую библиотеку, и получила следующие ответы: в сельской 30,1 % учащихся, в школьной 10% , И в школьной и в сельской 29% .Совсем не записаны ни в одной библиотеке 31, 3 % учащихся. (Приложение 9).


Приложение 9. Диаграмма ответов на восьмой вопрос


Я провела интервью с библиотекарями сельской и школьной библиотек (Приложение 10).


Приложение 10. Интервью


Портрет моего современника

Таким образом, читательский портрет современного школьника нашей школы представляет собой личность, которая в начальной школе любит читать и посвящает свободное время чтению книг, но чем становиться старше, тем меньше посещает библиотеку, читает, потому что нужно и в основном школьную программу. Находясь в средней школе, подростки предпочитают познавательную литературу, любят листать энциклопедии и находят нужную информацию и в Интернете, и в библиотеке. Становясь старше, подростки предпочитают находить нужную информацию в Интернете, и предпочитают читать развлекательную литературу в виде романов детективов, «ужастиков

Я могу сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась. Читательский портрет современного школьника представляет все-таки позитивное отношение к книге и чтению, только в новой модели. Потому что сейчас идет процесс изменения читательских привычек: меняется круг чтения, предпочитаемые произведения, любимые жанры, отношение к книгам

Вывод

Цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы. Выявлены читательские интересы подростков, портрет читателя - сверстника составлен.

Закончить свою работу я хочу словами писателя К. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!