СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательско-зрительская конференция в рамках Года российского кино

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тот, кто забывает свое прошлое, обречён пережить его снова.

Просмотр содержимого документа
«Читательско-зрительская конференция в рамках Года российского кино»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школас.Шушнур»

муниципального района Краснокамскийрайон

Республики Башкортостан































Кинофильм Элема Климова

«Иди и смотри»

по мотивам произведений Алеся Адамовича
















Выполнила: Диярова Татьяна,

ученица 11 класса

Учитель: Иванова Валентина Алексеевна






2016 г.


Содержание


  1. Введение

  2. Основная часть

  1. Замысел фильма «Иди и смотри». О режиссере Элеме Климове

  2. О писателе. Алесь Михайлович Адамович

  3. О «Хатынской повести» Алеся Адамовича

  4. О фильме «Иди и смотри»

  5. Простая история о самом больном. Сюжет фильма

  6. Как создаются шедевры

  7. Общее впечатление от фильма

  1. Заключение.



























































Тот, кто забывает своё прошлое,

обречён пережить его снова.
Элем Климов



Завершается год Российского кино, который подарил нам много новых впечатлений, открытий, эмоций. С экранов наших телевизоров мы можем увидеть разные кинофильмы: комедии, драмы, сериалы… Кинофильмы помогают нам понять людей, их поступки, в них мы находим ответ на многие вопросы…Просмотром кинофильмов мы заполняем свой досуг, часто кино смотрим ради развлечения. Есть фильмы, которые быстро забываются, их сюжет мы не помним даже на следующий день.

А есть фильмы, которые остаются в памяти надолго. К таким для меня относится «Иди и смотри» Элема Климова, который я посмотрела в этом году. Увиденное на экране заставляет забыть о своих проблемах, они кажутся такими мелкими по сравнению с тем, что пришлось пережить героям, нашим сверстникам во время Великой Отечественной войны. Как создавался этот фильм, на основе каких произведений он снят, исторические факты и многое другое – на эти и другие вопросы я решила ответить в своей работе.



Замысел фильма «Иди и смотри». О режиссере



Режиссер Элем Климов хотел поставить фильм о войне в течение долгого времени. Будучи родом из Сталинграда, он в детстве стал свидетелем ужасов Великой Отечественной войны.Начав поиски материала, он наткнулся на книгу белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть». Тема геноцида в Белоруссии во время Великой Отечественной войны была малоизвестной в мире и почти не освещенной на экране.«Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают!» — говорил Элем Климов, объясняя свое решение снять этот фильм. Сам режиссер называл материал «запредельным» и «особо сверхсложным и сверхтрудным для реализации». Сценарий был написан Климовым совместно с Алесем Адамовичем по мотивам его произведений: «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели».Но наиболее значимым источником оказалась книга «Я из огненной деревни», которая состояла из документальных свидетельств людей, переживших фашистский геноцид в Белоруссии. Эту книгу А.Адамович написал в соавторстве с еще двумя писателями. Они на машине одного из них объездили всю Белоруссию, записывая на магнитофон воспоминания чудом оставшихся в живых свидетелей тех страшных событий. Её содержание произвело на Климова неизгладимое впечатление, и впоследствии режиссёр вспоминал: «Я несколько раз перечитал книгу «Я из огненной деревни» — документальные свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии.Многие из них тогда были ещё живы. Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер предложил: «Кто без детей, выходи». И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек…»

Из интервью Ирины Рубановой с Элемом Климовым в 1985г.:

«Немцы быстро захватили Белоруссию. События в Белоруссии (партизанское сопротивление – авт.) не вписываются в план «Ост» — план уничтожения восточных славян. Я читал инструкцию Гиммлера (она приведена в «Огненной деревне»), где, в частности, предлагается уничтожить все или почти все население Белоруссии, оставив лишь минимум людей-рабов, чтобы они строили на этой территории немецкие колонии. Распахать всю Белоруссию, изменить полностью ее природу, чтобы это было некое гигантское поле, засеянное коксогызом (из коксогыза добывается только резина, в пищу он не идет). Поэтому Адамович правильно говорит, а он знает лучше меня этот вопрос, — на территории Белоруссии проводилась репетиция того, что постепенно в той или иной форме должно было случиться со всеми покоренными народами Европы. И по этим причинам в Белоруссии настал ад, ад геноцида, когда жгли, убивали, уничтожали. Что там творили каратели, никакое воображение, даже безнадежно больное, не в состоянии представить. Я знаю столько случаев, которые в фильме показать невозможно. Ну невозможно на это смотреть. Как сожгли, например, одну деревню — взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и заставили овчарок съесть детей. То есть это уже убийство как извращение… Детей сажали на колья в заборе… И я решил снять фильм об этой трагедии. Прекрасно понимал, что фильм получится жёсткий».

Текст сценария имел броское название «Убейте Гитлера!» В 1977 году фильм запустили в производство, был проведен кастинг исполнителей главных ролей и выбор натуры, однако за несколько дней до начала съемок Госкино потребовало внесения в сценарий правок, по сути, лишавших картину первоначального смысла. Абсурдные придирки привели к закрытию ленты. Вновь к замыслу авторам удалось вернуться лишь спустя семь лет. В итоге во время второго запуска Климов подошел к работе с желанием сделать фильм еще более достоверным и бескомпромиссным. Режиссер вновь отказался править сценарий, а единственное изменение, которое было сделано, касалось названия. На смену «Убейте Гитлера!» пришло библейское «Иди и смотри», поэтический рефрен из «Откровения Иоанна Богослова».

Режиссёр понимал, что это будет очень жестокий фильм, и полагал, что вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Сказав обэтому Адамовичу, Климов в ответ услышал: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».







О писателе

Алесь Михайлович Адамович (1927–1994) – белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук.

Во время Великой Отечественной войны мать, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения на более позднюю. Алесь с 14 лет вместе с матерью и братом принимал участие в деятельности антифашистского подполья.

В автобиографии А. Адамович рассказывал о своей военной судьбе так: «С 1928 года жили в рабочем поселке Глуша на Бобруйщине, там застала война, прошли через подполье, которое в Белоруссии было в каждом, даже поменьше нашей Глуши, посёлке, селении, если там не стояли партизаны, а с 3 марта 1943-го и по начало 1944-го я провоевал рядовым партизанского отряда имени Кирова...»

Мать стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения.

В начале 1943 года она с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. Алесь, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина.

Некоторое время выполнял хозяйственные работы в лагере, позже участвовал в боях вБобруйском и Октябрьском районах, видел смерть в лицо. В конце 1943 года часть отряда соединилась с Советской Армией, перешла линию фронта.

Алесь Адамович награждён медалью «Партизану Отечественной войны». Кроме вышеуказанных произведений, написал романы: «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами» и другие.



О «Хатынской повести» Алеся Адамовича


Действие «Хатынской повести» происходит через двадцать пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Главный герой повести ФлорианГайшун, его жена Глаша, их маленький сын Сережа, оставшиеся в живых партизаны едут в Хатынь, в мемориальный комплекс. Среди них и Косач, командир партизанского отряда. Перед мысленным взором героя произведения – бывшего партизана Флориана Гайшуна встают картины жестоких, кровопролитных боев на оккупированной территории Белоруссии, в блокированном фашистскими карателями партизанском крае с гитлеровцами, страшной трагедии Хатыни – белорусской деревни, сожжённой оккупантами.

Трудные, отчаянные бои партизан из отряда Косача, «хождение по мукам» оторванных от отряда волею случая юных партизан – застенчивого паренька Флёры Гайшуна и смелой, «взрослой» в его глазах Глаши, их скитания в огненном аду блокады – все это составляет основное содержание повествования.

Алесь Адамович о той невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую он стремился передать в «Хатынской повести», говорил так: «Когда писал «Хатынскую повесть» и привёл партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога – неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за всё, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьём сгорели мать, сестрички, все жители деревни? Более восьмидесяти трёх тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».


О фильме «Иди и смотри»


Фильм «Иди и смотри» вышел на экраны летом 1985 года и был приурочен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Съемки кинофильма проходили в Беларуси. Алесь Адамович принимал в них активное участие, присутствовал на съёмочной площадке. Кинофильм «Иди и смотри» получил несколько наград на международных кинофестивалях, первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале.Три года после премьеры фильм демонстрировался в различных странах Европы, Азии и в США, поражая зрителей своей пронзительностью и правдоподобностьюи получив огромный резонанс.

Немцы говорили: «Это мы должны были снять такой фильм!» Сам Климов так вспоминал о реакции немецких зрителей: «Как-то на одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».














Простая история о самом больном

Сюжет фильма

Сюжет фильма «Иди и смотри» поистине впечатляет. На примере главного героя, четырнадцатилетнего подростка, взрослеющего за считанные дни, автор демонстрирует ужасы простых людей, оказавшихся в ловушке немецких фашистов.

Флера — шестнадцатилетний мальчишка. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым и даже старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины...

Белоруссия, 1943 год. Деревенский подросток по имени Флёра (уменьшительное от «Флориан»), раздобыв винтовку, несмотря на протесты матери, уходит в партизанский отряд. Там он знакомится с девушкой Глашей. Командир отряда Косач не берет его в бой из-за юного возраста, оставляет его при хозвзводе и пока не предполагает, какие испытания предстоят пережить людям в этом "тылу"... Спустя некоторое время немцы начинают контрпартизанскую операцию. Территория лагеря подвергается обстрелу, на его расположение высаживается немецкий десант. Чудом уцелев, Флёра и Глаша вынуждены бежать из леса. Вернувшись в родную деревню Флёры, подростки никого там не застают. Решив, что жители спрятались на острове посреди болота, Флёра с Глашей бегут из деревни. При этом Флёра, в отличие от Глаши, не замечает, что за его домом, у стены, лежат недавно расстрелянные жители деревни. С трудом добравшись до острова, подростки находят группу жителей, спасшихся от немцев. Флёра узнаёт, что его мать и две малолетние сестры-близняшки убиты. Шокированный подросток, решив, что его уход в партизаны стал причиной гибели родных, совершает попытку самоубийства, но жители его спасают.

Крестьяне по очереди плюют в чучело Гитлера. В это время Флёру стригут ножом, а состриженные волосы, по народному обычаю, закапывают в землю. Трое вооружённых крестьян вместе с Флёрой уходят на поиски продовольствия для оставшихся на острове мирных жителей. Взятое с собой чучело Гитлера они устанавливают на перекрёстке. Не заметив предупреждающий щит, двое подрываются на минах. Придя под ночь в деревню, Флёра с напарником отбирают у местного жителя корову. Мучимые голодом и радостные от удачи, они доят корову в открытом поле, но попадают под обстрел немцев. Напарник Флёры и корова гибнут. Измождённый подросток засыпает прямо на трупе животного. С утра он пытается разделать тушу, чтобы забрать мясо с собой, его замечает проезжающий мимо житель деревни. В это время в поле из бронемашины высаживается немецкий карательный отряд. Крестьянин уговаривает Флёру спрятать оружие в стогу сена и отправиться с ним в деревню под видом его внука — Митрофана.

На рассвете деревня берётся в кольцо - не выскользнешь. Потом по громкоговорителю транслируют музыку, диктор на корявом русском просит всех сохранять спокойствие, что будет простая проверка документов. Всех жителей ведут к амбару, даже некоторые каратели помогают нести детей. Мужиков отделяют для пробежки. А потом по сигналу всех заталкивают в сарай - вначале женщин с детьми. Потом выдохшихся мужиков. Это может со стороны всё кажется "балаганно", хаотично, а так всё четко отработано - сразу видно, что действуют хладнокровные профессионалы. Офицер СС, заглянув в амбар, разрешает выйти взрослым без детей, но никто не выходит.Никто не хотел становиться предателем. В этом, по мнению критиков, сосредоточен немаловажный посыл: если погибать, то всей деревней.

В окно вылезает Флёра, постаревший от страха, а за ним — девушка с маленьким ребёнком. Немцы хохоча отнимают у неё ребёнка и через окно забрасывают его обратно в амбар, а саму за волосы оттаскивают мимо лающих овчарок в грузовик. Продолжая грубо потешаться над местными жителями, немцы забрасывают амбар гранатами и бутылками с зажигательной смесью, слушая музыку, смеясь и аплодируя самим себе. Расстреливая сарай из разных видов оружия, каратели с помощью ранцевых огнемётов добавляют пламени.

Также нам показывают красивую немку - шаблонный образ, какой должна быть настоящая арийская женщина, культивируемый в Германии. Я думаю, Климов ввёл этот образ для контраста на фоне запуганных войной деревенских женщин, которые, возможно, ничем не хуже этой арийки. Вспомним ту же Глашу, когда на острове она стоит в толпе, укутанная в платок, и слившуюся с толпой старух, даже внешне уже напоминающая старуху. 

Расправившись с жителями, немцы начинают уходить из деревни, поджигая по пути дома и прихватив с собой всю оставшуюся живность. В то же время группа немцев во главе с командиром, приставившим к виску Флёры пистолет, позирует с подростком перед фотокамерой на фоне полыхающего высоким пламенем амбара. Сфотографировавшись, немцы уходят, а обессилевший от увиденного ужаса Флёра падает лицом вниз. Кроме него, немцы оставляют в живых несколько человек для того, чтобы угнать коров, и только немощную старушку, лежащую на кровати посреди дороги.

Очнувшись, Флёра уходит в лес и обнаруживает, что группа немцев попала в засаду партизан. Взяв в поле свою винтовку, Флёра возвращается в деревню, где встречается со своим партизанским отрядом. Там же он видит изнасилованную и жестоко избитую девочку. Взяв канистру бензина из брошенного немецкого мотоцикла, подросток идёт на место суда над взятыми в плен немцами. Партизаны готовятся их расстрелять, но каратели, среди которых есть и предатели, начинают умолять о пощаде. Лишь эсэсовец-фанатик заявляет партизанам через переводчика, что не все народы имеют право на жизнь: «Вас не должно быть».

Флёра по знаку командира подаёт немецкому переводчику канистру с бензином, и тот, в надежде спасти себя, поливает им кричащих пленных. Но, не выдержав отвратительной сцены, одна из женщин с пулеметаначинает по ним стрелять; к ней немедленно присоединяются и остальные партизаны. После этого крестьянин, призывавший сжечь пленных заживо, бросает уже бесполезный факел в лужу, и все молча расходятся.

В финале фильма Флера исступленно стреляет в портрет Гитлера, брошенный в дорожную грязь. Еще и еще раз раздаются выстрелы, в промежутках между которыми словно оборачивается вспять история Германии. Документальные кадры возвращают нас в тридцатые, потом - в двадцатые годы... Вот Гитлер в начале карьеры. Вот он - мальчик. Вот - младенец. И тут Флера опускает винтовку. Он ненавидит этого толстощекого малыша. Он знает его будущее. Но не может выстрелить. Захлебываясь слезами, пытается нажать на курок. Но не может... Такая метафора, такой емкий художественный образ доступен лишь подлинному Мастеру...


Как создаются шедевры

Съемочные сложности


Чтобы претворить задуманное в жизнь, Элему Климову потребовалось более семи лет. За годы простоя заметно выросли исполнители главных ролей, которых присмотрел режиссер. Ему по-прежнему требовался обычный мальчик-подросток, который мог бы естественно воплотить ключевой образ в «Иди и смотри». Актеры-кандидаты толпами приходили на прослушивание, но постановщик искал не профессионала. Кастинг был тщательным. Именно наФлеру Климов возлагал главные задачи, ведь не столько ужасы войны, сколько их осознание являлось первоочередным замыслом.

Алексей Кравченко, знакомый современному зрителю по сериалам «Спецназ» и «Братаны», участвовать в фильме не собирался. Так получилось, что он пришел на кастинг со своим другом в качестве «моральной поддержки» и очень понравился Климову. К удивлению присутствующих, Кравченко натуралистично заплакал, играя одну из сцен, предложенных режиссером. Еще одним важным фактором стало то, что мальчик отказался от чая с тортом после того как посмотрел документальные кадры о фашистских концлагерях. И Алексей был голубоглазым – это было еще одно из условий Э.Климова. Художественный совет картины во главе с режиссером моментально утвердил его на роль.

Образ деревенского подростка стал первым в карьере Кравченко. На Флере держится сама картина, оставляя только его ключевым персонажем. Глядя на талант неопытного 15-летнего подростка, удивляешься его способности пропускать через себя чужие страдания. Любопытным станет следующий факт: актеру пришлось сесть на диету, сильно похудеть, а сам он увлекся бегом на длинные дистанции, чтобы создать образ изможденного ребенка. Также Кравченко выучил белорусский язык.

Флера, герой фильма «Иди и смотри», вызвал бы трудность для каждого актера, но Кравченко прекрасно справился с ролью.

Учительница, пережившая войну . Ольга Миронова сыграла Глашу. Климову не требовалось мастерство исполнения. В Мироновой он увидел глубину личностных переживаний. Воспроизвести “чистую” игру в трагических обстоятельствах сможет не каждый. После выхода фильма Ольга Миронова стала звездой экрана. “Иди и смотри” – ее единственная киноработа. Сегодня Ольга занимается преподавательской деятельностью.



Актеры и роли второстепенного плана

По первоначальной задумке Элем Климов планировал привлечь известных актеров, но быстро отказался от идеи. Он четко определил принцип работы – создать на съемках максимально реалистичное окружение, задействовав непрофессионалов, которым под силу подлинные эмоции. Местом работы был выбран Березинский биосферный заповедник, где специально построили необходимые декорации партизанского отряда. А деревенские съемки проходили в настоящих белорусских деревнях. На съемочной площадке дежурили психологи и кареты скорой помощи, а вокруг свистели настоящие боевые пули и взрывались боевые гранаты.

На роль старосты деревни, заживо сожженного немцами, Климов пригласил Казимира Рабецкого. Этот человек является настоящим деревенским жителем, которого миновали события, произошедшие в Хатыни. Эмоциональная сцена предсмертного монолога снималась с единственного дубля. Монтируя фильм, режиссер не нашел необходимости в переозвучке. Позже он назвал Рабецкого человеком, совершившим «актерский подвиг». В ленте принимали участие и выходцы из других стран. Так, героев по кличке Косач и Рубеж сыграли литовские актеры Любомирас Лауцявичюс и Владас Багдонас, а в роли немецкого офицера снялся эстонец Юри Лумисте. Состав включает и советских звезд – Евгения Тиличеева, Александра Берду, Евгения Крыжановского, а также большое число актеров массовки, сыгравших жителей деревни. Роль маленького полицая в каске сыграл Василий Домрачев, марийский актер.


Непридуманная модель ада


Чем запомнился зрителям фильм «Иди и смотри»? Это множество сложных психологических сцен, оставляющих неизгладимый отпечаток. К таковым можно отнести издевательство над местными жителями, поджог амбара, когда немцы при этом слушают музыку и аплодируют, довольные собой, расстрел из разных видов оружия, а также позирование перед камерой на фоне горящего амбара. Что касается наблюдающего за происходящим Флеры, то здесь постановщик использовал сильнейший драматический ход: главный герой буквально на глазах седеет, медленно превращаясь в старика. Когда контуженный Флера перебирается через болото, в его голове звучит множество звуков и шумов, ему мерещатся оккупанты, но он продолжает идти.



Общее впечатление от фильма

Признанный лучшей картиной 1987 года фильм “Иди и смотри” – сильное средство, ударяющее по сознанию зрителей, мы имеем возможность увидеть настоящую войну, такую, какой ее запомнила наша страна. Лента имеет все шансы загнать в депрессию и испортить настроение. Но только так можно воздействовать на зрителя, показывая ужасающий страх, но страх подлинный. Такое кино нужно смотреть хотя бы для того, чтобы помнить.

Прежде всего это фильм о том, чем мы отличаемся от врагов. У партизан есть искушение уничтожить захваченных в плен карателей тем же способом. И даже часть карателей охотно бросается помогать. Но партизаны все же не могут себе этого допустить, и просто расстреливают убийц. 
Флера стреляет в портрет Гитлера, пытаясь уничтожить фашизм в зародыше. Но он не решается даже в воображении выстрелить в мать Гитлера с ребенком. 
Во-вторых, это фильм о том, кто были враги и что нас всех ждало. Не случайно партизанский командир говорит в кадре: «Всем слушать, что говорит немец». Немецкий офицер: «С детей начинается все. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Вас не должно быть. И миссия будет исполнена. Сегодня или завтра».

Нас не должно было быть. Всех. Сейчас нам лгут, что вот, не трогали бы немцев, они бы так не зверствовали. Это ложь, ложь и ложь.

Нас всех не должно бы было быть. Может быть, уничтожили бы чуть позже. Но всех. Поэтому не было выбора, кроме уничтожения врага.



Вывод

На военную тему создано немало фильмов. Элем Климов в фильме "Иди и смотри" показывает войну как безумие, как противоестественное, античеловеческое состояние. Ее безумие показано глазами подростка. Алеша Кравченко играет эту роль на пределе человеческих возможностей, словно пропуская сквозь себя испепеляющую молнию страдания и ненависти. Два юных героя фильма - Флера и Глаша мечутся в аду крови и огня, названном нацистскими карателями "акцией по борьбе с партизанами"... Многие кадры картины смотреть нелегко - ужасна кровавая вакханалия эсэсовских палачей, крики горящих заживо, корчащихся под ударами прикладов стариков, женщин, детей... И даже редкие кадры, дышащие покоем и безмятежностью природы, кажется, изнутри наполнены взрывным зарядом. Танцующая под струями дождя Глаша, на которую завороженно смотрит главный герой, в любую минуту ждет беды. Грохот немецких бомб, чавканье коварной трясины болот, свирепый лай овчарок – все это сливается в фильме в страшную симфонию смерти.

Но эта картина – не апокалипсическое видение безысходности. Картина гуманистична по своей глубинной сути. Это гневный приговор войне, «мольба о мире». «Иди и смотри» — это фильм о том, что больше никогда не должно повториться.


Литература:

1).А. Адамович. «Хатынская повесть»


2).А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник. «Я из огненной деревни...» 


3).Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 18-20.


4).А. Адамович, Э. Климов. Иди и смотри. — Искусство, 1987. — 136 с. — (Библиотека кинодраматургии). — 30 000 экз.


5).Герман Климов, Марина Мурзина, Андрей Плахов, Раиса Фомина. «Элем Климов. Неснятое кино». — Москва: «Хроникёр», 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-901238-52-3.


6).Коваленя А. А. и др. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) / Под ред. А. А. Ковалени, Н. С. Сташкевича, пер. с бел.яз. А. В. Скорохода. — Мн.: Изд. центр БГУ, 2004. — 231 с. — 107 600 экз. — ISBN 985-476-239-4.


7).Биография, Адамович Алесь (Александр Михайлович). Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов https://slovo.ws/bio/rus/Adamovich_Ales/


8)http://back-in-ussr.com/2014/06/istoriya-sozdaniya-filma-idi-i-smotri.html


9).https://www.youtube.com/watch?v=FnyO1m9HOIw (Интервью с Элемом Климовым. О фильме "Иди и смотри" рассказывает режиссёр Элем Климов)


10).https://www.youtube.com/watch?v=sVmktv2c5S8 ((Интервью с Алексеем Кравченко .О фильме "Иди и смотри" рассказывает исполнитель главной роли Алексей Кравченко)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!