18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
учитель технологии
Чита 2017
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………………....3
2. Проектная деятельность на уроках технологии…………………………………………...5
3. Банк творческих проектов учащихся на уроках технологии………………………...…...10
4. Заключение…………………………………………………………………………………...11
5. Литература…………………………………………………………………………..………..13
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты основной целью реализации образовательных программ ставят обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, что невозможно без читательской грамотности. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта. Поэтому читательская грамотность является одним из способов достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных.
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов читательской грамотности как одного из способов достижения успешной творческой проектной деятельности, а именно применению проектной деятельности на уроках технологии.
Цель работы: Показать практическое применение основ проектной деятельности на уроках технологии для достижения успешной творческой проектной деятельности на основе читательской грамотности.
Актуальность работы заключается в следующем: Проектная деятельность школьников относится к «инновационным педагогическим технологиям». Но ее успешное применение невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Задачи: Показать применение проектной деятельности в практике преподавания предмета технологии.
Предмет: Читательская грамотность, проектная деятельность
Объект: Учебно-воспитательный процесс в МБОУ «СОШ №36»
Гипотеза: Читательская грамотность является одним из способов достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и учителя должен быть направлен на повышение познавательной деятельности при выполнении различных видов проектов.
Методы исследования: теоретические; эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме; практические: реализация рабочей программы, уроков и проектов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе рассматриваются проектная деятельность на уроках технологии. Особое внимание уделяется творческим проектам. Работа может быть использована для обобщения опыта работы учителя, в качестве методического материала.
Новизна. В работе рассматриваются различные по времени проекты по доминирующему в проекте методу или виду деятельности, характерные для предмета «Технология».
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
Проектная деятельность на уроках технологии
Для развития творческих способностей у учащихся учитель использует в своей практике творческие проекты. Проекты учащиеся выполняют по основным разделам программы 5 – 8 класса: кулинария, элементы материаловедения и машиноведения, проектирование и изготовление одежды, рукоделие, интерьер кухни и столовой, уход и ремонт одежды и обуви, элементы домашней экономики, художественное творчество и народные ремесла.
В учебно-методическом комплексе по технологии авторов Симоненко проектная деятельность рассматривается как составляющая рабочей образовательной программы. Как отмечено в учебном пособии проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы. Он имеет начало, и конец во времени. Решать различные проблемы мы должны быстро, но качественно, всякий раз отвечая на ряд вопросов:
Как эта проблема решалась раньше до меня?
Что я знаю и умею для решения этой проблемы?
Какие материалы и инструменты могут мне помочь?
Проектированием – называется подготовка комплекта проектной документации, а также сам процесс создания проекта. При проектировании выполняют пояснительную записку, содержащую анализ ситуации, эскизы, чертежи, экономические расчеты, описание технологии, выбор материалов и инструментов.
Итак, проектная деятельность – это деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги. Например, цель проектной деятельности в 5 классе – научиться обстраивать кухню, на которой всем членам семьи будет удобно готовить, вкусно и полезно есть, комфортно находиться. Развернем эту цель и веер задач.
Нам нужно научиться:
Выдвигать идеи и выполнять эскизы;
Организовывать свое рабочее место;
Подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций;
Определять размеры, делать расчеты, строить чертежи;
Подбирать материалы;
Изготовлять вещи и готовить блюда своими руками;
Подсчитывать затраты на их изготовление;
Оценивать свою работу;
Исправлять ошибки.
Идеи и информацию для своих творческих проектов учащиеся находят из различных источников: учебника, дополнительной литературы и сети Интернет.
Творческие проекты выполняют индивидуально, например планирование интерьера или создание изделия для своей кухни. Можно придумать проект для школьного кабинета кулинарии. Над ним учащиеся могут работать коллективно, распределив обязанности в группе, чтобы за каждую часть проекта отвечала отдельная ученица. При этом следует помнить, что все этапы проекта должны быть выполнены к определенному сроку, чтобы успеть подготовиться к демонстрации изделия и защите проекта.
Изготовлять свои проектные изделия они могут во время практических работ в течение всего учебного года по мере изучения учебного материала, освоение технологических операций. По окончании работы над проектом проводят самооценку созданных изделий, испытывают их и только затем представляют на всеобщее обозрение и оценку.
Работа над творческим проектом состоит из трех основных этапов: поискового (подготовительного), технологического и заключительного (аналитического).
Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия
Формулирование требований к проектируемому изделию.
Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего
Поисковый этап
Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.
Подбор материалов и инструментов.
Организация рабочего места.
Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.
Подсчет затрат на изготовление.
Технологический этап

Заключительный (аналитический) этап
Окончательный контроль готового изделия.
Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет.
Защита проекта

Поисковый этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить потребность, то есть выяснить, какое изделие необходимо учащимся или их близким. Нужную информацию они могут найти в печатных изделиях, интернете и постепенно сформировать базу данных на выбранную тему. На этом этапе важную роль играет читательская грамотность. Затем следует оценить, достаточно ли у ребенка знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие; если да, то следующий шаг – проверка наличия необходимых материалов для его изготовления и оценка их стоимости. Если изделие сложное, то нужно сформировать рабочую группу для коллективного изготовления изделия.
После этого нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы проекта на основе личных или общественных потребностей в изделии.
Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и другое.
Затем разрабатывают возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, опираясь на материалы журналов, книг, сайтов интернета, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов, поиске рецептов) может оказать персональный компьютер. Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, выбирают лучший. На данном этапе учащиеся должны владеть не только навыками чтения текста, но и чтения схем, чертежей.
Технологический этап начинается с разработки технической документации (схем, чертежей, выкроек) и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки деталей) по проекту.
Следующий шаг – организация рабочего места, подготовка необходимых инструментов, материалов и оборудования. После этого переходят к непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы.
Заключительный (аналитический) этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчет затрат на его изготовление. Определение затрат учащиеся выполняют в упрощенном виде, учитывая в основном стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно же, цена такого изделия в магазине будет значительно выше, чем получившаяся у ребят при расчетах, так как она включает затраты не только на изготовление, но и на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и другое.
После этого, если необходимо, проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.
На заключительном этапе проводится анализ того, что получилось, а что нет. Заключительный этап завершается защитой проекта.
В защите (презентации) нужно подготовить доклад об основных достоинствах проекта, пояснительную записку к проекту, а так же представить готовое изделие.
Подготовка документации к защите проекта так же целесообразно выполнять на ПК: набирать текст, выполнять эскизы, расчеты затрат, а если по силам – подготовить электронную презентацию и другое.
Например: В программе на рукоделие отводится в 5 классе - 10 часов (из них 4 часа на лоскутную пластику и 6 часов на вышивание), в 6 классе – 8 часов (вышивка крестиком), в 7 классе – 6 часов (вязание крючком), 8 классе – 26 часа (вышивка гладью).
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. В частности вышивание крестиком довольно простое занятие, но очень кропотливое и требует усидчивости, особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.
На уроках дети поэтапно узнают:
необходимые материалы и приспособления для вышивания (канва, пяльцы, игла, мулине, ножницы, дополнительные аксессуары),
о подготовке канвы, мулине и схемы к вышивке,
сам процесс вышивания: как вышивать и во сколько нитей, направление вышивания, крепеж нити, основные виды швов, как быстро работать, об охране здоровья,
как поступить с вышитым изделием по окончании работы (стирка и глажение полученного изделия),
выбор рамки и размещение в ней вышивки.
Так как практическая часть занимает не мало времени приходится очень много детям заниматься во внеурочное время. Работая над проектами учащиеся раскрывают технологию изготовления того или иного изделия. Например, в проектах связанных с вышивкой учащимися ставится проблема, цель, задачи, критерии выбора изделия, выбор лучшей идеи, описывается план изготовления, проводится расчет себестоимости, дается самооценка и оценка учителем.
Результатом выполнения таких творческих проектов являются работы учащихся, которые радуют не только их самих, но и их родителей, появляется интерес к творчеству и красоте окружающего мира:











Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
3.Банк творческих проектов учащихся на уроках технологи
В данной таблице приведен банк накопленных проектов за 3 года:
Год | ФИО учащегося | Класс | Тема | Результат |
2014 | Кононенко Даша | 8-А | «Нижнее мужское белье» | 5 |
2014 | Микута елизавета | 8-А | «Платье для девочки» | 4 |
2014 | Грязнова валерия | 8-А | «Бабочка» | 4 |
2014 | Ефимова Саша | 8-А | «Носки вязаные спицами» | 4 |
2014 | Чувичилова Аня | 8-Б | «Волшебный мир бисера» | 4 |
2014 | Курамшина Кристина | 8-Б | «Вышивка гладью» | 4 |
2014 | Ермолаева Наташа | 8-Б | «Икона Умиления» | 4 |
2015 | Белокопытова Наталья | 8-А | «Вышивка гладью» | 5 |
2015 | Дрёмина Ольга | 7-Б | «Наряд(ночная сорочка) ко дню рождения подруги» | 4 |
2015 | Болдырева Екатерина | 7-Б | «Ночная сорочка» | 5 |
2015 | Посаднева Екатерина | 7-Б | «Ночная сорочка» | 5 |
2015 | Климова Оксана | 7-Б | «Ночная сорочка» | 4 |
2015 | Терентьева Валентина | 8-А | «Вышивка гладью» | 5 |
2015 | Баровская Ольга | 8-А | «Лесной пейзаж» | 5 |
2015 | Обедкина Дарья | 8-А | «Фруктовый натюрморт» | 5 |
2015 | Ковалева Ирина | 8-А | «Вышивка гладью» | 5 |
2015 | Засухина Яна | 8-А | «Фрукты» | 5 |
2015 | Нимаева Римма | 8-Б | «Вышивка гладью» | 5 |
2015 | Почежерцева Анастасия | 8-Б | «Пейзаж» | 5 |
2015 | Баранова Юлия | 8-Б | «Корзина с цветами» | 5 |
2015 | Шестакова Анастасия | 8-Б | «Вышивка гладью» | 5 |
2016 | Гончикова Мария | 8-А | «Шитьё детского платья» | 5 |
2016 | Кузнецова Ангелина | 8-А | «Пейзаж» | 5 |
2016 | Коротыгина Дарья | 8-Б | «Фрукты в вазе» | 5 |
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
4.Заключение
В ходе научного исследования была изучена учебно-методическая литература, нормативная документация. На основе этого проанализированы понятия читательской грамотности, проекта и проектной деятельности, типы и виды проектов, основные этапы.
Рассмотрена проектная деятельность на уроках технологии. Приводится накопленный банк творческих проектов выполненных учащимися.
Для достижения успешной творческой проектной деятельности важную роль играет читательская грамотность. При выполнении проектов учащиеся непосредственно опираются на текст, извлекая необходимую информацию. Важную роль играет особый вид читательской грамотности характерный для предмета технология – умение читать схемы, инструкции, условные обозначения. Поэтому читательская грамотность является одним из способов достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать и отслеживать универсальные учебные действия развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентации.
Читательская грамотность как способ достижения успешной творческой проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Чеглакова Елена Валерьевна
Россия, Забайкальский край, г.Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 36»
Литература
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.:Академия, 2000.
М.Б. Романовская Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html Классификация проектов
Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35
Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2012.
Технология. Технологии ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.