СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная  почти 40 лет назад. Спектакли по повести были поставлены  во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным  ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба  девушек,  отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга  эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. 

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"»


ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА “А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ”


Звучит песня на слова Р.Гамзатова “Журавли”.

ВЕДУЩИЙ (на фоне музыки):

70 лет прошло, как отгремели салюты Победы, как вернулись домой солдаты великой войны, но “не утихает наша память о тех, кто был убит войной”. Мы в вечном долгу перед теми, кто пал на полях сражений, кто ушёл, “не долюбив, не докурив последней папиросы”, кто свою юность и жизнь положил на алтарь Отечества. И сегодня мы поговорим о тех женщиах, девушках, которые сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и ушли в блиндажи.

Перед нами повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, написанная почти 40 лет назад. Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществлённая режиссёром С. Ростоцким, обошла многие экраны мира. А интерес к повести не ослабевает. Есть в этом небольшом произведении то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам победа. Книга эта печальная и даже трагичная, она растревожила нашу душу, заставила о многом думать. И мы сегодня пройдём болотистыми тропами вместе со старшиной Васковым и пятью юными зенитчицами, примем с ними неравный бой. Но сначала – прослушаем диалог писателя с журналистом.

ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, вы - автор всемирно известный, лауреат Государственной премии, человек, много повидавший и испытавший. Что вы думаете о нашем поколении:

ПИСАТЕЛЬ. Детство – единственная страна, где все талантливы. Бездарных детей не бывает. Но удивительное дело: отсюда, из этой прекрасной, удивительной страны, все почему-то бегут, рвутся, спешат уйти. Хотят стать взрослыми. Скорее. Завтра, немедленно.

ЖУРНАЛИСТ. Борис Львович, как складывалась ваша писательская судьба, какие жизненные обстоятельства сильно на вас повлияли?

ПИСАТЕЛЬ. Моя судьба тесно слита с молодым поколением. Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя всякую молодость, шагнули прямо из детства на фронты Великой Отечественной войны. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулемётчиком, и танкистом. Воевал я недолго , но увидел и пережил многое.

Не написать я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там. Этот долг существует, никуда от него не денешься, когда принадлежишь к поколению “ лёгших под танки”

ЖУРНАЛИСТ. Как вы относитесь к теме “Женщины на войне”?.

ПИСАТЕЛЬ. Понимаете, когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, что хотите, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать Родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство. Повесть “А зори здесь тихие” написана об убийцах. Это – главная мысль.

ЖУРНАЛИСТ. Многие ваши книги экранизированы. Как живётся вашим героям на экранах?

ПИСАТЕЛЬ. Скажу честно: я очень люблю, когда по моим книгам ставят фильмы. Потому что я прекрасно понимаю, как занят современный человек. Не всякий прочтёт книгу, поэтому я с радостью отношусь к возможности высказаться на языке массового искусства.

Печально другое. Многие школьники, сберегая своё время, пишут сочинения. Не читая книг, а посмотрев фильм. Значит, знакомство с писателем не состоялось.


ВЕДУЩИЙ. И сегодня перед нами синтез двух искусств – художественное произведение и кинофильм С. Ростоцкого, который мы уже посмотрели.


ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ

  1. Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли это рождает у вас. Что лично для вас представляет война?

  2. Когда и из каких источников вы узнали о войне?

  3. Где происходит действие повести? (На разбомбленном и потому глухом разъезде в Карелии.

  4. Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде? ( В повести автор использует приём антитезы, который помогает раскрыть «самое несочетаемое сочетание» явлений - женщина и война. Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчёркивает, что девушки, озорные, весёлые, ведут себя не так, как положено на войне:

«днём разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, загорали, трещали, как сороки, вместо команды – «насмешка полная», «сапоги на тонком чулке», «портянки намотаны, словно шарфики». Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придётся воевать, стрелять, но рядом – смерть, гибель этих полюбившихся нам девушек. Читая начало повести, даже не предполагаешь такого конца.


ГРУППОВАЯ РАБОТА

Рассказ о судьбе каждой девушки до войны и о пути их на фронт.

Рассказ о “личном счёте” Жени и Риты.

Вспомним прошлое Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак. (Подчеркнём «нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья», «ощущение завтрашнего дня» Лизы («в неё было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не было места»), талантливость, любовь к поэзии Сони, воображению, фантазию, мечтательность Гали. Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ярко даёт почувствовать, как “ глупо… несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет”.

СОПОСТАВЛЕНИЕ СУДЕБ ГЕРОИНЬ ВАСИЛЬЕВА С ТЕМИ ДЕВУШКАМИ, о которых пишет ЮЛИЯ ДРУНИНА.

ЧТЕЦ.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.


Нет, это горят не хаты-

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

ВЕДУЩИЙ. Эти слова принадлежат поэтессе, фронтовичке, Женщине с большой буквы – Юлии Друниной.

ЧТЕЦ.

Школьным вечером

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

ВЕДУЩИЙ. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки -–зенитные, связи, ночных бомбардировщиков (“Внимание! В небе ночные ведьмы!”), не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. В трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев.

ЧТЕЦ:

Где же вы, одноклассницы-девчонки?

Через годы всё гляжу вам вслед-

Стиранные старые юбчонки

Треплет ветер предвоенных лет.


Помнишь Люську, Люську-заводилу –

Нос картошкой, а ресницы – лён?

Нашу Люську в братскую могилу

Проводил стрелковый батальон…

А Наташа? Редкая походка,

Первая тихоня из тихонь-

Бросилась к подбитой самоходке,

Бросилась к товарищам в огонь…


Вы поймите, стильные девчонки,

Я не пожалею никогда,

Что носила старые юбчонки,

Что мужала в горькие года.


ВЕДУЩИЙ. Поэтесса гордится своими боевыми подругами. Так могли написать о себе и о своих подругах Женя Комелькова, Соня Гурвич

- КАК ВЕДУТ СЕБЯ ДЕВУШКИ В ТРУДНУЮ МИНУТУ, КАК ПОГИБАЮТ?

Почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?

Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Права ли Рита, выстрелила себе в висок?

Как погибли Соня и Галя, можно ли их осуждать за нелепую смерть?

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ВИДЕОФИЛЬМА О ГИБЕЛИ ЖЕНИ КОМЕЛЬКОВОЙ.

(Женя не затаилась, потому что хотела чем-то помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца, понимала, что, уводя немцев в сторону, она спасает своих товарищей от смерти”. Никто не осудит Риту за выстрел в висок. Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и получает смертельное ранение. А теперь она осознаёт своё положение и положение раненого Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело, задержать немцев, поэтому и стреляет в себя. Многие могут осудить Галю Четвертак за трусость , но представим её в военном обмундировании, с оружием в руках сначала на болоте, потом в лесу. Какие чувства вызывают Соня и Галя у Васкова? Обе они маленькие, “пигалицы городские”. Соня – худющая ”как весенний грач”, сапоги у неё на два номера больше, на спине – вещмешок, в руках - винтовка. Она “сильно умаялась, аж приклад по земле волочился”. Васков думает о ней жалостливо, невольно спрашивает как у ребёнка: “Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?” А после ответа и вздоха Сони “полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу у тебя?” А рядом с ней – Галка – худющая “замухрышка”, “она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом”. Представим её , маленькую (“Четвертачок”, тоже с винтовкой, с вещмешком, без сапога, “в одном чулке. В дырку большой палец торчит, синий от холода”. Отношение к ней Федота Евграфыча определила сама Галка: “Как с маленькой вы…” Ему хочется укрыть её, уберечь, он берёт её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги “.

ВСПОМНИМ. Как они идут через болото. “Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут. Зло”. И дальше: ”Гнал он девчат своих ходко…, но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только. Бежал, пока у самого дыхания хватало”. А потом вместе с Соней жгли костры у немцев на виду. И вот Соня погибла, погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.

ПИСАТЕЛЬ ВСПОМИНАЕТ: ”Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек , студенток. Чаще всего – первокурсниц. Для них война была самой страшной. Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич”.

“Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница – и в школе и в университете”. – “Да,- сказал старшина,- стихи читала. -А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом.”

Б. ВАСИЛЬЕВ ПИСАЛ: ”Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была много труднее, чем всё, что они могли себе придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом.”


МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ДЕВУШКИ ВЕЛИ СЕБЯ ГЕРОИЧЕСКИ?

ПОЧЕМУ ВСЕ ДЕВУШКИ В ПОВЕСТИ ПОГИБАЮТ?

(Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул,: надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего один старшина и пять неопытных девчонок.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.


ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО РАЗГОВОРА ФЕДОТА ВАСКОВА И РИТЫ ОСЯНИНОЙ.


ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ группы о старшине Васкове по плану:

1. Прошлое Васкова

2. Каким мы видим его в начале повести

3. Отношение к девушкам в начале повести и отношение их к нему.

4. Как изменилось отношение девушек к старшине.

5. Как автор относится к своему герою?( Юмор и ирония в начале описания и авторское “соучастие”в конце.

6. Как вы понимаете смысл афоризмов Васкова: ”Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает”, “Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан”.

ЧТЕНИЕ отрывка из 13-й главы (“Одно знал Васков в этом бою: не отступать”), 14-й (“Он уже миновал соснячок”)

ВЕДУЩИЙ. Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще она во внешней суровости. Васильев вспоминает о своем старшине, когда он служил в полковой школе: ”Был он с нами всегда суров, очень мы его не взлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому и воспитывал жестокость. И когда потом ко мне приходило молодое поколение, я невольно подражал старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду видится за ними суровость. Вот эта благородная ответственность за судьбу страны, когда “…словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфовия Васков, был её последним сыном и защитником,” пронизывает повесть от начала до конца. Жена погибшего героя-пограничника Рита Осянина перед смертью своей говорила старшине: ”Помнишь, я у разъезда на немцев наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец мой без вести пропал.

-Не тревожься, Рита, понял я всё”.

Такому человеку, как Федот Васков, много говорить не нужно. Всего лишь пять слов он сказал. Но для того чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов - и почти вся жизнь.

Некоторым не верится, что Васков один берёт в плен четверых немцев. Вспомним, что пережил до этого Васков, как вели себя двое фашистов в Легонтовом скиту накануне.

Могут упрекнуть старшину в том, что, зная, что силы не равны, он принимает бой. А как бы вы поступили, когда бы увидели вместо предполагаемых двух врагов – 16?


ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬ ТАК НАЗВАЛ ПОВЕСТЬ?

(Автор подчёркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.

Отметим многозначность и ёмкость заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом – кровь, смерть, война.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Ю.ДРУНИНОЙ “Шли девчата домой из победных полков”(на фоне песни”Журавли”)


5