СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская конференция по рассказу Е. И. Носова "И правды колкий холодок мурашками бежал по коже"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: читательская конференция по рассказу Е. И. Носова «Красное вино gобеды» проведена учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Тема конференции  «И правды колкий холодок мурашками бежал по коже». Цель занятия: создание условий содействия изучению понятиям нравственности, памяти в рассказе Е. И. Носова; извлечение зерна мудрости из уроков истории.

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция по рассказу Е. И. Носова "И правды колкий холодок мурашками бежал по коже"»

Читательская конференция по рассказу Е. И. Носова «Красное вино Победы»

«И правды колкий холодок мурашками бежал по коже» (В. Корнеев)

Если же друг друга угрызёте и съедите.

Берегитесь, чтобы вы не были истреблены

друг другом.

Святой апостол Павел

Цель урока: создание условий содействия изучению понятиям нравственности, памяти в рассказе Е. И. Носова; извлечение зерна мудрости из уроков истории.

Задачи урока:

  • понять смысл произведения через выдвижение проблемы и поиск её решения через характеристику персонажей, оценку их действий, формулировку авторской идеи, лежащей в основе рассказа; дать понятие нравственного подвига литератора и его героев;

  • способствовать развитию умения работать с текстом, с эпизодом;

  • способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению читательского кругозора, воспитанию патриотизма, формированию таких нравственных качеств, как: честь, достоинство, уважение, толерантность, любовь.учиться стойкости в жизни на образе Копёшкина и самого Мастера.

Оборудование: компьютер, презентация программного произведения; выставка книг о Вов.

музыкальное оформление; шары, бумажные птицы.

Количество уроков: 2

1 урок просмотр фильма «Красное вино победы»

Е. И. Носова в литературных кругах называли Мастером. Мастер мечтал об экранизации своих произведений. Он писал на киностудию «Беларусьфильм»: «Уважаемый тов. Коляденко…выражаю Вам искреннюю благодарность за предложение экранизировать мой рассказ «Шопен, соната номер два»…

Но в связи с Вашим письмом возникло встречное предложение: почему бы не сделать более объёмную ленту на эту тему, подключив к «Шопену» другой мой рассказ – «Красное вино победы»…С уважением Е. Носов

Рассказ написан в 1969 году, письмо датировано 1974 г., а мы с вами увидим телевизионный фильм 1988 года создания.

2 урок. После прочтения рассказа и просмотра фильма мы проводим читательская конференция, тема которой… (запись темы урока, эпиграфа, определение целей урока): Рассказ написан 43 г. назад, вам по 14-15 лет. Для чего читать и изучать это произведение? Чему оно может вас научить? Чтобы вам помочь в определение целей урока, я прочитаю небольшую заметку: «Жарким маем 2007-го у игорного клуба «Мидас» в рабочем Северо-Западном районе Ставрополя произошла массовая драка с участием примерно полусотни молодых ребят, разделившихся по национальному признаку. В ход шли арматура, тротуарная плитка, доски, булыжники. Из толпы раздавались выкрики вроде «Россия для русских!» и «Аллах акбар!». В кровавой потасовке был убит студент-чеченец Гилани Атаев, которому перебили горло.

Спустя год Ставрополь захлестнула очередная волна насилия. 20 апреля, в день, когда нацисты отмечают день рождения Гитлера, двое молодчиков напали на азербайджанца. Преступников спугнули прохожие, и парень получил лишь касательные ранения. На беседе со следователем описать внешность нападавших пострадавший не мог: они были в масках, чёрных спортивных костюмах и армейских ботинках. Типичное облачение скинхедов.

- Подумайте: какое отношение эта информация имеет и к теме урока, и к определению его целей?(Носов смог правдиво рассказать о той ненависти, которая захлестнула не только немцев, но и русских. К сожалению, с окончанием войны «ярость благородная» не рассосалась; как раковая опухоль, она пустила многочисленные метастазы.) 3мин.

Надо сказать, что и к этой теме, и ко всему, что было связано с его литературной работой, с прозой о войне, Мастер относился очень серьёзно. Вообще самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Настоящая правда писалась в 60-80 гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов». 1мин.



Эпизод и фильма «О Мастере»



О творчестве Е. И. Носова эмоционально напишет Вадим Корнеев:

Не многим, знаю я, дано!..

Нас в напряженной тишине слова, казалось, били током.

Вы говорили о войне – явленье страшном и жестоком.

И он вставал так зримо – миг, миг жизни перед амбразурой:

И это были стопки книг, в упор расстрелянных цензурой.

Вы говорили о «вожде», о тех, кричавших: «Малой кровью!»

Вы говорили о нужде – крестьянской, многодетной, вдовьей.

Вы говорили обо всем, покой собравшихся нарушив, -

О том, что рухнул чернозем, что рушатся, крушатся души.

И откровения глоток тогда врывался в нас, тревожа,

И правды колкий холодок мурашками бежал по коже.

Не многим, знаю я, дано так говорить, так жить – всем сердцем!

И протрезвляет сладкопевцев «Победы красное вино».

Е. И. Носов, действительно, писал без прикрас, ничего не пряча от читателя: «Мы видели всё это, с нами не играли в прятки», - говорит рассказчик в произведении «Красное вино победы». «Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок ее тон», - считал Виктор Астафьев. Странное, казалось бы, сравнение с чабрецом. Чабрец – это полевой цветок, свободный, лечебный, как и произведения Носова. Формой урока мы не случайно выбрали читательскую конференцию. Конференция – это обсуждение проблем, важных вопросов произведения и, пожалуй, не менее важных проблем современности. 2 мин

Вопросы для обсуждения:

  1. «Страна огромная». Как писателю удалость создать этот образ в рассказе «Красное вино победы»?

  2. Какова роль цветовой символики в произведении?

  3. В чем проявляется благородство и мужество русского воина?

  4. Какова истинная цена победы?

  5. Необходимо ли в 21 веке чувство памяти?

Наши докладчики готовы, но чтобы им собраться с мыслями, побеседуем с вами. Вопросы для беседы:

  1. Мы уже знаем, что рассказчику 21 год, мы вместе с ним видим солдат. Назовите ранбольных. ( Саша Селиванов, Бородухов, Копешкин, Михай, Саенко, Бугаев)

  2. Сколько времени их везли в госпиталь? («Проплутав около недели по заснеженным пространствам России»).

  3. Из каких мест наши герои? ( Селиванов –волгарь с татарской раскосиной; Бородухов – мезенский мужик-лесовик(Мезень); Копёшкин – из Пензы; Михай – из бессарабского городка Фалешты (Молдова); Саенко – степной алтайский хохол; Бугаев – коренной енисейский чалдон (переселенцы из России)

  4. Почему, несмотря на покой госпитальных палат, ранбольные грезили передним краем? («А как там наши?», вся страна стремилась помочь армии, приблизить День победы)

- Вот так незаметно вырисовывается перед нами образ многонациональной страны, живущей и общими радостями, и общими бедами.



Сообщение «Образ «страны огромной» в рассказе Е. И. Носова «Красное вино победы»(5 мин)

- многонациональность, (мини-сообщение о Героях СССР)

- жертвенность,

- «ярость благородная»,

- общность: общее горе и общая радость.

Слово учителя:

Насколько этот рассказ правдив можно судить по письму фронтовика: «С рассказом «Красное вино победы» у меня особая связь. Летом 1945 года я был почти что полумертвым доставлен в ивановский госпиталь и до операции, и после лежал среди раненых. Помню, что давали каждому чуть ли не полбуханки белого хлеба, и я этот хлеб прятал под матрац в изголовье, для мамы. Хлеб черствел, и медсестры, когда меня увозили на перевязку, убирали его, а раненые подкладывали вместо «изъятых» свои буханки. Я, конечно, тревожился на перевязках и, когда меня привозили и укладывали обратно на койку, чувствовал сквозь подушку и матрац затылком и плечами эти буханки и радовался, что они тут. Незадолго до выписки – я уже ходил, все больше в коридор, где со стены свисал на телефонных проводках наушник, - я своими глазами увидел, как медсестра уносит мой «склад» в наволочке, а раненые подкладывают свой хлеб…

Сейчас я думаю, что тоже был раненым: голод, голод, нужда горькая ранили не меньше, чем пули и осколки. Понимаю я и то, почему жив остался: у хирургов госпиталя было много работы и немало они сделали такого, что до них никто не делал, иного выхода у них не было.

А. Малышев

30 июля 1980

- Страна действительно жила в то время, как один живой организм. 2 мин.

- Рассказ Носова многоцветен. А цвету в древнерусском искусстве всегда уделялось колоссальное значение. Разнообразна символика цвета в «Слове о полку Игореве». Все доброе окрашено в светлые тона и ярко освещено. Белый цвет – добро и радость. Алый, красный – любимые цвета в русских былинах (красный, прекрасный). В иконописи по красному цвету плаща узнают мучеников Георгия или Дмитрия. Отмечают два значения цвета: 1 – изобразительное, образное; 2 – моральное, душевное. Еще Псевдо-Дионисий Ареопагит говорил о символическом значении красного, напоминающем о мученической крови, белого – причастного к божественному цвету, зеленого – выражение юности и жизни. (Записать) 3 мин.

2. Сообщение «Символика цвета в рассказе Е. И. Носова «Красное вино победы»: + работа по карточкам

Белый цвет:

  • чистота, нега, открытость.

  • изнуряющий, цинготный, давящий, неуютный, тоскливый.

Вывод: белый цвет помогает почувствовать перемену состояния героев рассказа

Красный цвет:

  • символ жертвы, страдания, мужества.

  • цвет победы, будущего без войн, потерь.

  • понимание великой потери своих близких

Желтый цвет:

а) болезненный.

б) теплый, солнечный

Зеленый цвет:

греющий, спасающий, радующий (5-7 мин)

А сейчас мы увидим ту сцену из фильма, на которой прервались…(7 мин)

1.Как уходили в небытие простые труженики войны? (Фрагмент из фильма «Незаметная смерть Копёшкина) + работа по карточкам.

  1. Как вы понимаете выражение «последние дни»?

  2. Как называет автор гипсовую повязку, в которой лежит Копёшкин? (скафандр, скорлупа, склеп)

  3. Как помогают пережить ему эти дни раненые, которых судьба забросила в эту палату (расспрашивают о доме, о детях, подбадривают)

  4. Как относится Копёшкин к письму из дома? (он держит в руках письмо)

  5. О чём он думает?

Почему автор не может смириться с его смертью?

Слово учителя: В последние годы Е. И. Носов тяжело болел. Иногда в его голосе и словах действительно появлялась надежда, что Евгений Иванович все-таки выдюжит, придет в себя после тяжелой болезни и, спустя две-три недели, будет лишь посмеиваться над ней. (И. Евсеенко)

Но он, увы, не выдюжил… Всякой человеческой жизни есть предел. 12 июня, в ельцинско-вымученный «День независимости России», Мастера не стало. «Здоровье с ним не согласилось…и подвело… и последние две его недели в больнице, в реанимации, когда близким нельзя было прийти, чтобы губы смочить водой, были испытанием его мужества. Больно, горько, неодолимо». (Е. Спасская)

Как полагается всякому православному человеку, приехал из Воронежа литератор И. Евсеенко. Он заметил, что «и по смерти, в гробу, Евгений Иванович лежал все так же основательно и твердо, словно говоря остающимся жить, что всё предназначенное в жизни ему, он выполнил сполна, нигде не покривив душою. «Похороны его были под стать жизни – скромные, спокойные, тихие», - писал Василий Воробьев, журналист.

3. Сообщение «Благородство и мужество русского воина»:

- Отличие Копёшкина от остальных солдат в палате (повреждены шейные позвонки, другие увечья, замурован в сплошной нагрудный гипс),

- Кем был на войне (числился в обозе, ездовой, рядовой)

- Считает ли себя героем?

- Как отвечал на вопросы Саши Самоходки? (просто, обыденно)

-О чем сожалеет? (Не уберег лошадей)

- О чём это говорит? (Добрая русская душа)

- Считаете ли вы его героем? (Если бы не было таких солдат, кто бы одержал победу?)

- Как переносит боль солдат?

- В чем проявляется его мужество и благородство?(5 мин)

К сожалению, смерть близких и родных на войне – вот та цена победы! Но не только смерть физическая…(2мин)

Анализ эпизода «Баловство»:+ работа по карточкам(5-7 мин)

  • Тема (автор пишет о том, как молодые солдаты потешались над немцами)

  • Основная мысль (писатель старался показать, что даже в минуту опасности, невероятного испытания нужно оставаться человеком, не важно, кто перед тобой: враг или друг.)

  • Какое сравнение использует Носов, описывая немцев? («похожих на тараканов» – в царской России их называли прусаками (Пруссия)

  • Какая фраза демонстрирует превосходство русских и беспомощность немцев? («насекомье безумие» немцев, «беспомощно съезжали вниз»)

  • Каковы действия русских? («били по ним болванками», «расстреливали прямой наводкой»)

  • Оправдано ли подобное поведение?

(Сердца молодых бойцов очерствели, и это плата за триумф.)

  1. Сообщение «Истинная цена победы»(3мин)

- Как вы понимаете выражение «Вот и пожар затушили, а видно – чадить будет долго. Уж больно раскочегарено…»?

- Что же будет чадить? (Человеческая память, которая вечно жива)

- Каждый из нас отвечает за своё время, но не бывает ответственности без чувства памяти.

5. Сообщение «Необходимо ли в 21 веке чувство памяти?»5мин

(Лектор школьного музея об артиллеристе 52 гвардейской стрелковой дивизии Е. Терезове)

Слово учителя: И. Евсеенко «Время воспоминаний»: «Нет, определенно, что-то случилось с нами, православными русскими людьми! А Бог, между тем, всё видит, всё заносит на скрижали истории. Многие наши имена сотрутся в памяти потомков. Предадутся забвению, а имя Евгения Носова, честно, правдиво рассказавшего всему миру о простых тружениках войны, которые никогда не считали себя героями, о боли их и страданиях, о заблуждениях и ошибках, будет жить долго, пока поет, заливается щебетом до остановки и разрыва сердца в лесах и рощах курский сладкоголосый соловей…» А пока мы будем помнить уроки истории – «истреблены друг другом не будем» (1 мин)

Исполнение песни (финал песни – отпускаются шары и птицы)2мин

Подведение итогов: «образовательным продуктом» нашего урока стала презентация, которую могут использовать на уроках учителя-предметники.

Выставление оценок

Домашнее задание:

  1. Сочинение-миниатюра «Что значит причаститься памяти?»

  2. Письменный ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл фразы: «Вот и пожар затушили, а чадить будет долго»?

  3. Фотоколлаж «Фронтовики»

  4. Рисунки, иллюстрирующие рассказ.

  5. Письмо ветерану.(2мин)



Аннотация: читательская конференция по рассказу Е. И. Носова «Красное вино Победы» проведена учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Тема конференции «И правды колкий холодок мурашками бежал по коже». Цель занятия: создание условий содействия изучению понятиям нравственности, памяти в рассказе Е. И. Носова; извлечение зерна мудрости из уроков истории.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!