Читательская конференция"Встать! Суд идет!"( по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"".
Целью является привлечение учащихся к чтению,формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное ,высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Оформление: выставка книг Н.М.Карамзина, портрет писателя,иллюстрации к произведению "Бедная Лиза", презентация , составленная учащимися.
Эпиграфом взяты слова В.Г.Белинского: " К чему ни обратись в нашей литературе - всему
начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицизму, изучению истории. "Двое ведущих знакомят присутствующих с биографией Н.М.Карамзина. Учитель читает притчу:
По одной восточной легенде,однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды,Луну,моря,горы,цветы,облака. Затем создали человека. И,наконец создали истину.
Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось,чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине»,- сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде,»-сказал другой.»Давайте спрячем ее во мраке морских глубин,»-сказал третий. Наконец самый древний мудрый бог сказал:»Нет,мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
Далее идет суд над Эрастом,литературным героем повести "Бедная Лиза".
В заключительной части в обсуждении повести участвуют зрители.
Учитель: Ребята, как вы думаете, мог ли Эраст выбрать другой путь?
-Наверно, недостаточно любил Лизу и не женился на ней.
-Он женился на богатой вдове, потому что благосостояние для него было важнее любви. Он эгоист. Он никогда бы не женился на бедной девушке.
-Эраст не любил Лизу по - настоящему, поэтому его любовь не способна была выдержать испытания.
Эраст все измеряет деньгами. Деньги- символ неискренности.
Учитель: Любовь Лизы к Эрасту безрассудная или безграничная?
- Скорее всего безрассудная. Она думала, что без Эраста жить не сможет., а то, что мать без нее умрет, забыла.
-И мне кажется безрассудной Лизина любовь, хотя разум подсказывал ей, что дворянин не пара крестьянке.
-Причина трагической развязки заключается в существующем социальном устройстве общества.
Учитель: Как автор относится к своим героям?
-С иронией относится к Эрасту, и мы понимаем, что чувства героя непрочные.
-Мне кажется ,что сочувствует Эрасту., т.к герой был потрясен гибелью девушки и обвинял себя в ее смерти.
-Автор на стороне Лизы. Он понимаете, сочувствует ей.
Учитель: Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
-Могут ли извлечь из повести Н.М.Карамзина молодые люди нравственные уроки?
Учитель: Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают чувствительность, становятся грубыми и жестокими.
Люди , привыкшие заботиться и думать не только осебе , сохраняют и развивают заложенную в них от природы доброту и чувствительность.
Заслуга Карамзина в том, что писал о любви, но говорил о о свободе человеческой личности, о сочувствии к простому человеку, открыл « живую душу» в представительнице низшего сословия: «И крестьянки любить умеют».