СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чрезвычайные ситуации возникающие в результате процессов происходящих на поверхности Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конпспект урока в 7 классе о чрезвычайных ситуациях с проверкой домашнего задания. Разработку можно дополнить опережающими заданиями для сильных учеников.

Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации возникающие в результате процессов происходящих на поверхности Земли»

7 класс. Чрезвычайные ситуации возникающие в результате процессов происходящих на поверхности Земли.

Цели:

  • Формирование знаний о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, последствиях и правилах безопасного поведения.

  • Способствовать развитию мышления, умения анализировать информацию и самостояельно делать выводы

  • Воспитывать у учащихся навыки правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, тетради, сообщения учащихся.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан – 1
Индийский океан – 2

(Разъяснение задания)

1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.

Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

На земле происходит множество сложнейших физических, биохимических, гидродинамических и других процессов, которые лежат в основе эволюции нашей планеты и являются источниками постоянных преобразований. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих событий, он может только прогнозировать и в некоторых случаях оказывать влияние на их развитие. Часто эти процессы настолько масштабны и разрушительны, что приводят к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Описание величайших природных катастроф далекого прошлого зафиксировано в мифах и легендах, древних книгах, исторических рукописях. Можете ли вы привести примеры таких описаний или катастроф, случившихся в древности?

Вводная беседа по вопросам:

- Что понимается под стихийным бедствием?

- Приведите примеры стихийных бедствий?

-Какие стихийные бедствия возможны на территории Казахстана?

-Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся)

Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

Сообщение нового материала происходит в виде рассказа учеников по подготовленным ранее сообщениям. При необходимости дополняется учителем.

Чрезвычайная ситуация природного характера- это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате возникновения опасного природного явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей при родной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.



Каждая чрезвычайная ситуация природного характера имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а так же свои особенности воздействия на человека и окружающую среду обитания. Источником чрезвычайной ситуации служит опасное природное явление.

Запись в тетради определений.

Опасное природное явление- процесс, способствующий возникновению чрезвычайной ситуации природного характера.

Вопрос: Назовите опасные природные явления?

(землетрясения, вулканические извержения, оползни, обвалы, сели, цунами, сход лавин, наводнение, дождь, сильная жара, ураган и т. д)

Стихийное бедствие – разрушительное явление, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей, могут произойти разрушения или уничтожения материальных ценностей.

Стихийные бедствия – основной источник чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих достаточно часто и имеющих значительный масштаб.

Природная катастрофа- внезапное стихийное бедствие несущее значительные разрушения и материальный ущерб.

Природная катастрофа всегда огромна по своим масштабам и последствиям.

Источники чрезвычайных ситуаций.

Учитель: В зависимости от причин возникновения чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на:

- геофизические

- геологические

- гидрологические

- природные пожары

- метеорологические

- космогенные

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Геофизические – землетрясения, извержения вулканов

Геологические – оползни, снежные лавины, сели

Гидрологические - наводнения, цунами, заторы, зажоры.

Метеорологические – ураганы, бури, смерчи, грозы, экстремальные температуры (сильные морозы, сильная жара

Природные пожары - лесные, торфяные, степные

Космогенные - падение астероидов, столкновение с кометами, метеоритами, магнитные бури.

Сообщения учащихся. (При необходимости сопровождаются наглядной демонстрацией фотографий или презентациями)



Вопросы для закрепления.

1. Что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

Назовите источники возникновения.

2. Дайте определение стихийного бедствия. В чем разница между стихийным бедствием и природной катастрофой?

3. Дайте классификацию чрезвычайных ситуаций природного характера.

Вывод : Анализ чрезвычайных ситуаций природного характера показывает, что, несмотря на научно-технический прогресс, масштабы их последствий не уменьшаются, что в значительной степени может сказываться на безопасности жизни людей. Поэтому необходимым и самым эффективным способом достижения безопасности жизнедеятельности является подготовка каждого человека к действиям в условиях возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.



Домашнее задание. Подготовить рисунок на тему «Природные опасности и катастрофы»



Дополнительный материал.

- НАВОДНЕНИЕ- это затопление водой местности, в результате подъема воды в реке, озере или море за счет снеготаяния, сильных дождей, ветрового нагона.

- ЦУНАМИ – это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.

Это слово, японское «океанская волна» или «большая волна в заливе».

Высота волны достигает 70 метров, длина до 1000 км. В открытом море её высота не более 50 см., скорость может достигать от 600-1000км/ч.

ПРАВИЛА поведения при цунами и наводнении

  • Немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж.

  • Займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.

  • Если волна застанет на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену и приготовьтесь к возвратному движению волны.

- ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЯ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре, передающиеся на большие расстояния в виде упругих волн. Из сотен тысяч земных толчков, только 10 тысяч ощущают люди ежегодно и только 100 могут быть разрушительными. Землетрясения возникают в местах соединения литосферных плит и вулканической активности.

Землетрясения могут быть:

    • Тектоническими

    • Внутренними

    • Вулканическими


По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место в мире по причиняемому ими экономическому ущербу и одно из первых мест по числу унесенных ими человеческих жизней.

ПРАВИЛА поведения при землетрясениях

  • Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.

  • Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.

  • Выйдя из здания, отойдите от него подальше.

  • Не посещайте зону разрушений : это опасно!

После землетрясений в горах могут возникнуть другие опасные природные явления - Это обвалы, оползни, сели.

- ОБВАЛЫ – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых обрывистых склонах. В результате выветривания, подмыва и силы тяжести.

- ОПОЛЗНИ – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса, в результате подмыва и переувлажнения. Угол падения 19º, а иногда 5-7º градусов

- СЕЛИ – временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, глины и песка.

Подразделяется на виды:

  • Водокаменный

  • Грязевые

  • Грязекаменные

Возникают в результате продолжительных ливней, таяние снега, прорыв озер.

ПРАВИЛА поведения при оползнях, обвалах, селях

  • Немедленно покиньте опасную зону, предупредив об угрозе близких и соседей.

  • Оставайтесь в безопасном месте до получения сигнала о том, что опасность миновала.

  • Будьте внимательны при входе в дом к состоянию электричества и газа.

  • Не дожидаясь прибытия помощи, приступайте к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой помощи.


Ураганы, Бури, Смерчи. И так, эти опасные природные явления возникают в результате перемещения воздушных масс, вследствие неравномерного распределения Атмосферного давления по поверхности Земли.

В 1806 году английский адмирал Фрэнсис Бофорт разработал шкалу, где были систематизированы все эти метеорологические явления по силе и скорости:

БУРЯ - 62-101км/ч

УРАГАН - более 120км/ч

СМЕРЧ – это атмосферный вихрь со скоростью 1000 км/ч (против часовой стрелки)

Смерчи способны осушать водоёмы и переносить их в другие места. Например, смерч, пересекший реку РЕЙН, образовал в речной воде коридор глубиной до 7 метров, а шириной до 80 метров.

ПРАВИЛА поведения при ураганах, бурях, смерчах

  • Отойдите от окон, заняв место в нишах стен или дверном проеме. Если вы на улице, найдите овраг или яму.

  • Отключите газ и электричество.

  • Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.