Конспект занятия на тему:
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Цели и задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»;
-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец),используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;
-вызывать эмоциональный отклик на сказку "Лиса и заяц";
Развивающие:
-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, умение распознавать добро и зло.
Материал: корзинка,игрушка (Лисы,Зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц»,сюжетные картинки сказок(«Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Гуси –лебеди» , «Рукавичка» ).
Словарная работа: Объяснение слов: лубяная ,ледяная ,несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый .
Предварительная работа: Разучивание русской народной колыбельной песни «Баюшки-баю»
Ход занятия:
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку,
Я сегодня в группу шла
И корзиночку нашла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это?
Дети: Корзинка.
Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находиться, надо сказать, вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: Пожалуйста, спасибо, добрый день ,добрый вечер, доброй ночи ,приятного аппетита, до свидания ,здравствуйте ,простите, доброго пути
Воспитатель: Молодцы, ребята! (воспитатель показывает лису). Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А это кто? (воспитатель показывает зайца).
Дети: Заяц.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать сказку об этих животных?
Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка. Я вам прочитаю русскую народную сказку «Лиса и заяц». Ребята, а кто сочиняет народные сказки?
Дети: Народ
Воспитатель: Правильно, русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушек, бабушек, а бабушки передавали нашим мамам, так и до нас дошли. Давайте их вспомним.
Дети: ("Колобок", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Курочка ряба", “Рукавичка” и т.д.)
Воспитатель:(показывает иллюстрации)В: Молодцы, ребята! Много русских народных сказок вы знаете. А сейчас мы послушаем сказку о том, как петух лису победил?
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», показ иллюстраций по сюжету.
Воспитатеь:Вот и сказки конец ,а кто слушал молодец ! Ребята ,вы устали?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отдохнем !
Физминутка: "Заюшкина избушка"
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой).
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону).
К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).
И не с чем они уходят (расходятся).
Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Припеваючи, в ладу (руки по бокам).
Воспитатель: Молодцы ,мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места .
Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним ,какие герои были в этой сказке ?
Дети: Заяц, лиса, медведь ,бык, петух.
Воспитатель: Какая у зайчика была избушка?
Дети: Лубяная.
Воспитатель: Правильно ,лубяная –она построена из коры дерева .(показ картинки) какую избушку построила себе Лиса?
Дети: Ледяную.
Воспитатель: А как вы думаете ледяная изба из чего построена ?
Дети: Из-за льда.
Воспитатель: Почему Лиса осталась без избушки ?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: А какая беда случилась у зайчика?
Дети : Его лиса выгнала.
Воспитатель: Хорошо ли поступила лисичка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису ?
Дети: Собака, волк, медведь ,петух
Воспитатель: Как думаете, волк ,медведь и бык сильнее лисы?
Дети: Да
Воспитатель: А почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику?
Дети: Они сильные ,но трусливые. (всего боятся )
Воспитатель: Кто помог зайчику выгнать лису ?
Дети: Петушок.
Воспитатель: А что можно сказать про петушка ,который меньше и слабее лисы?
Дети: петух храбрый (смелый, ничего не боится)
Воспитатель: Да ,петушок мал ,но удал .
Повторить вместе с детьми слова петушка:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Пальчиковая гимнастика: «Серый зайка»
Зайка серенький сидит
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит.
(разгибают и сгибают кулачки)
Надо лапочки погреть,
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно сидеть.
Рефлексия:
Воспитатель: Какую сказку мы сегодня прочитали?
Дети: «Лиса и заяц»
Воспитатель: вам понравилась сказка?
Дети: Да
Воспитатель: чем она вам понравилась?
Дети: Как маленький петушок не испугался лисы.
Воспитатель В: чему нас учит эта сказка?
Дети: Доброте ,дружбе.
Воспитатель: Петух оказался храбрым ,поэтому про него можно сказать: мал удалец ,да храбрец.
Воспитатель: Молодцы .Мне зайчик и лисичка говорят, что устали, и хотят спать, давайте споём им колыбельную песню, чтобы они отдохнули. Мы встанем, сложим руки, как будто у нас на руках зайка и лисичка и покачаем их, споем колыбельную «Баюшки-баю».
(дети поют вместе с воспитателем)
Баю-баюшки-баю
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
(кладет игрушки в корзину и накрывает платком)
Воспитатель: Зайка и лисичка уснули, им понравилось у вас в гостях, но пора уже прощаться. Давайте скажем -До свидания
Дети: До свидания!
Воспитатель: Вы сегодня все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали сказку .Спасибо за занятие!