Технологическая карта образовательной деятельности
Воспитатель: Хлудова Лариса Геннадьевна
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие.
Тема: «Чтение сказки народов Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: донесение идеи сказки через чтение произведения и проигрывание дидактической игры «Чемодан добрых дел» на ИКТ-оборудовании.
Задачи:
Образовательные: понять идею произведения
Развивающие: грамотно отвечать на вопросы, понимать смысл новых слов
Воспитательные: внимательно слушать воспитателя и своих товарищей. Уметь соблюдать правила.
Дополнительные задачи:
Дидактическая: закрепить знания детей о хвастовстве и хороших поступках
Игровая: отправить картинки с хорошими поступками в «Чемодан добрых дел»
Словарная работа: саванна, гиена, лань, шакал.
Планируемые результаты:
-дети ознакомились со сказкой, проанализировали ее, отвечая на вопросы, дали характеристику персонажей;
-воспринимают конкретные поступки персонажей;
-умеют самостоятельно оценивать поступки других людей;
Подготовительная работа:
- подготовка дидактической игры «Чемодан добрых дел»
- выбор отрывка произведения для зачитывания;
- подготовка наглядно-демонстрационного материала;
-составление дидактической игры;
-составление вопросов для подведения итогов и рефлексии;
Материалы и оборудования:
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, программа «От рождения до школы», компьютер, интерактивная доска, документ-камера, программное обеспечение Smart Notebook.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Привлечь детей к предстоящему виду деятельности | Приветствует, устанавливает эмоциональный и зрительный контакт. Проводит психогимнастику «Лучики» | Словесный метод- беседа | Приветствуют воспитателя, гостей присаживаются на стулья. | Педагог замотивировал детей, дети готовы к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | | | | | |
2.1. | Этап постановки проблемы | Ввести детей в проблемную ситуацию. | Вводит детей в проблемную ситуацию (Ребята , к нам сегодня пришел гость. А кто это вы узнаете, отгадав загадку. Отгадывание загадки (Лунтик) Давайте узнаем, что его привело к нам. Ребята, мы поможем Лунтику разобраться кто же из зверей саванны умный, а кто хвастливый? Вы можете ответить на вопрос? (Нет) А как вы думаете, что для этого нужно? Тогда присаживайтесь на стульчики. Мы прочитаем мою любимую сказку, которую мне читала мама в детстве, называется она «Чудесные истории зайца по имени Лёк» Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? А что нужно сделать, чтобы проверить нашу версию? (прочитать ее.) | Наглядный метод Метод- беседа | Дети вступают во взаимодействие с воспитателем Слушают, предполагают, отвечают на вопросы Присаживаются на стулья | Педагог побудил детей к деятельности. Дети мотивированы на дальнейшую деятельность. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Познакомиться со сюжетом сказки народов Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лёк», героями. Физминутка | А) словарная работа: саванна. Гиена. Шакал, лань. Б)Краткая аннотация начала произведения , выразить свое отношение к произведению, вспомнить правила работы с книгой. В) Прочтение отрывка сказки вспомнить правила работы с книгой. Г) Чтение с продолжением Д) Вопросы по прочитанному (Откуда появился заяц Лёк? Ребята, кто же оказался умным в сказке? Е)Выборочное чтение (Ребята, а как зайц Лёк заявил, что он самый умный? Давайте я вам прочитаю этот отрывок Проведение физминутки «Хомка» | Словесный метод-беседа | Правильно держат осанку, внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы Выполняют физминутку | Педагог ознакомил детей со сказкой. Дети ознакомились с новой сказкой народов Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» , осмыслили идею сказки Отдохнули |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Закрепить знания детей о хвастовстве и хороших поступках, посредством дидактической игры « Чемодан Добрых дел» | Встаем и подходим к интерактивной доске. Напоминание о правилах работы с доской поведения с доской. Объяснение правил игры, проведение игры Подводит итоги игры. И так, какой мы делаем вывод? «Не Хвались словом, а хвались делом!» | Игровой метод – дидактичес-кая игра. Словесный метод | Закрепляют знания о хваставстве и хороших поступках с помощью д/и «Чемодан Добрых дел»», вспоминают правила работы с интерактивной доской | Педагог озвучил правила игры. Дети играют в игру, запоминают знания о хваставстве и хороших поступках Дети сделали вывод, что Нужно хвалиться делами |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов занятия Появление Лунтика на доске | Рефлексия: Кому мы сегодня помогали? Как вы думаете, мы помогли Лунтику разобраться, кто умный, а кто хвастливый? Как вы считаете, заяц поступил хитро? Заяц верно сказал, что ум проверяется делами и приключениями? Кажется он нам хочет, что то хочет сказать (слушаем) Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Я предлагаю оценить нашу работу на доске. | Словесный (беседа), | Вспоминают содержание занятия. Отвечают на вопросы высказывают свое мнение. Оценивают занятие с помощью звездочек на доске. | Дети поняли основную идею сказки, Через игру закрепили знание содержания текста. |
КОНСПЕКТ
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте со всеми поздороваемся
(дети здороваются)
Психогимнастика «Лучик»
«К солнышку потянулись
Лучики взяли
К сердцу прижали
Людям отдали
И улыбнулись»
-Ребята, к нам сегодня пришел в гости герой, а кто он, вы узнаете, отгадав загадку.
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)
-Давайте узнаем, что его привело к нам. ( Файл 1)
Поможем Лунтику разобраться кто же из зверей саванны умный, а кто хвастливый? (Да)
Вы можете ответить на вопрос? (Нет)
А как вы думаете, что для этого нужно? (Спросить у взрослых. прочитать…)
Я предлагаю вам сегодня прочитать интересную сказку «Чудесные истории про зайца по имени Лек»( у доски)
Посмотрите, какую я принесла книгу. Что на ней изображено? Как вы думаете, о чем в ней пойдет речь? Что нужно сделать, чтобы узнать? ( прочитать) .
Сказки любят все, но больше всего любите их вы, ребята. Сказки открывают целый мир.
Земля наша огромна. На ней живет много народов. И у каждого народа – свои сказки.
Сказочная повесть, написанная в этой книге, состоит из сказок народов Африки. Эти сказки необычны для вас. Рассказывают они про то, как самый молодой зверь саванны- заяц по имени Лек -открывает мир, окружающий его. Мир тропической Африки.
Эта книга была моей самой любимой в детстве. Я каждый вечер просила маму почитать ее. Вы хотите услышать одну из историй этой повести?
А) Словарная работа
В сказке нам встретятся такие слова: гиена, лань, шакал, саванна
Саванна — это африканская степь, лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место обитания множества различных животных.
Гиена - Хищное млекопитающее южных стран
Лань- Животное из семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
Шакал- млекопитающее из семейства псовых
Сначала надо вспомнить правила обращения с книгой. (дети проговаривают правила )
Ну, что хотите послушать сказку?
Б) Краткая аннотация начала произведения
Собрались звери возле «Дерева Бесед», сидят и думают кто же из них умный. Самый сильный- лев, самый старый- слон, самый глупый- гиена, а кто самый умный не знали, начали размышлять: кто самый молодой - тот и умный. Лань родилась три года назад, шакал родился три луны назад, обезьяна сказала, что родилась только что и все начали хлопать.
А что было дальше, мы сейчас прочитаем.
Сначала надо вспомнить правила обращения с книгой.(дети проговаривают правила )
В) Прочтение отрывка сказки
Г) Чтение с продолжением
Как себя повел Лёк, когда его объявили самым умным? Я вам напомню описание, а вы будете дополнять слова из текста: Лёк гордо распушил свой роскошный хвост, но про себя подумал: «Убедить зверей в том, что я самый умный, — это полдела. Я сам должен быть в этом уверен. Умный я или нет — докажут только дела и приключения.)
Д) Вопросы по прочитанному (Ребята, кто же оказался умным в сказке? Откуда появился заяц Лёк?)
Е) Выборочное чтение
Ребята, а как заяц Лёк заявил, что он самый умный?
Давайте я вам прочитаю этот отрывок: Тихо было под Деревом Бесед, но вдруг обезьяна по имени Голо почесала затылок и заявила:
— А я, друзья, только что родилась!
Все захлопали в ладоши, и обезьяна уже подумала, что она-то и есть самая молодая и умная, как рассудил лев дядюшка Гаиндэ.
Но тут с ветки раздался голос:
— Смотрите! Я ещё только рождаюсь! Потеснитесь, дайте новорождённому место! — и к удивлённым зверям спрыгнул заяц Лёк.
Все замолчали, а обезьяна Голо обиделась и отвернулась — ведь заяц Лёк перехитрил её.
Физминутка
Руки к верху все подняли ,
Потянулись, улыбнулись,
До носочков дотянулись,
Пяточки потрогали,
Коленочки похлопали.
Сели. Встали.
Сели, встали
Ножками потопали, ручками похлопали.
Улыбнулись, потянулись
И на место присаживаемся
Ребята, какой вывод сделал для себя Лека?
Убедить зверей в том, что я самый умный, — это полдела. Я сам должен быть в этом уверен. Умный я или нет — докажут только дела и приключения.)
Встаем и подходим к интерактивной доске. Напомните мне правила поведения с доской.
Давайте с вами немного поиграем. Игра называется «Чемодан добрых дел»
И так, какой мы делаем вывод? «Не Хвались словом, а хвались делом!»
Рефлексия:
Кому мы сегодня помогали?
Как вы думаете, мы помогли Лунтику разобраться, кто умный, а кто хвастливый?
Как вы считаете, заяц поступил хитро?
Заяц верно сказал, что ум проверяется делами и приключениями?
Кажется он нам хочет, что то хочет сказать (слушаем)
Вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось?
Я предлагаю оценить нашу работу на доске.