Чтение сказки «О жабе и розе»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Начать читать сказку «О жабе и розе» В.М. Гаршина. Обучить детей пересказу.
Оснащение урока: текст сказки из учебника: «Литературн. чтение. 4кл. В 2ч. Ч.1_Климанова, Горецкий_2015», стр. 169
Ход урока
1. Приветствие (2 минуты)
У: Добрый день.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Мы за парту тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня мы с вами начнем читать новую сказку, но перед этим я спрошу у вас пересказ «Серебряного копытца».
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Вам нужно было пересказать «серебряное копытце» полностью. Надеюсь, что сегодня вы подготовили пересказ всей сказки.
(опрос четырех-пяти человек (Ойша/Артем/Ирода/Дилбар/Вугар/Назрин), один ребенок рассказывает часть, я его останавливаю, прошу других продолжить).
Время, занимаемое этапом: 10-15 минут.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы начнем достаточно сложную для понимания сказку «о жабе и розе».
Работа с первой частью сказки. (10 минут).
У: я начну читать сказку. Слушайте.(До слов «А внизу, между корнями…»).
У: Сложно вам было представлять картину сада?
Класс: Да, много непонятных слов.
У: давайте вместе разберем их. Сорные травы – трава, которая растет сама по себе. Она считается вредной, потому что забирает место и пищу у красивых растений, которые посадили люди, например у роз. Сорную траву обычно вырывают. За этим цветником никто давно не следил, поэтому сорная трава там разрослась.
Четырехгранные пики – картинка в презентации. Барбос – собачья кличка.
Хмель, повилика, мышиный горошек, чертополох, коровяки, крапива – картинки.
У: представили изобилие цветов, красок? Нравится вам сад?
Класс: да.
И во всем этом великолепии росла роза. Посмотрите, была ли роза счастлива? Почему? Мархабо/Вугар
Мархабо: Да. Вокруг было красиво.
У: почему же она плакала? Прочитайте. Заур/Назрин.
Заур: «когда она раскрывала…».
У: правильно. Она плакала от счастья. И как же она показывала свое счастье?Дилбар/Ойша.
Дилбар: она разливала вокруг себя тонкий запах, «и этот запах был её словами, слезами и молитвой».
У: как вы думаете, что было главным для розы? Для чего она жила? Она жила ради самой жизни, ради этого чудесного весеннего утра. Главным для нее было именно счастье жить.
Давайте прочитаем этот отрывок. Начинаем с первого ряда, как обычно. Читаем громко, выразительно! Я скажу, когда остановиться. Мархабо, начинай.
(дети читают).
У: Молодцы. Дальше вас ждет другое описание. Слушайте и сравнивайте его с первым.
Работа со второй частью текста. (7 минут).
Учитель читает до слов: «в цветник, где роза росла…».
У: Сравнили? Как описана жаба? Туран/Хикаят?
Туран: Она жирная и старая, у нее плоское брюхо, грязные, липкие бока.
У: Нравится ли жабе этот прекрасный день? Артем/Ирода?
Артем: нет. «Она не радовалась…».
У: Что мы можем сказать о характере жабы? Какая она? Ойша/Асал?
Ойша: она ленивая. Ей было лень подвинуть лапу.
У: да, еще? Ирода\Назрин?
Ирода: она заботиться только о еде, она только ест и отдыхает.
У: правильно. Понравилась она вам?
Класс: нет.
У: Роза красивее, приятнее?
Класс: да.
У: У розы очень вкусный, приятный запах, так ведь?
Класс: да.
У: а как жаба к нему относится? Нургюн/ Хуснидин.
Нургюн: он ее беспокоит.
У: да, он ей не нравится, он ей мешает. Посмотрите, что окружает жабу?Шох/Сафар?
Шох: сырая земля, корни куста.
У: хорошо. А что же окружает розу? Хикоят/Мархабо?
Хикоят: прекрасное утро, голубое небо, свежий утренний ветерок.
У: да. Это два противоположных мира.
Давайте прочитаем этот отрывок. На ком мы остановились?
(ученики читают).
Работа над третьей частью текста. (10 минут).
У: читаем сказку дальше. У нас появляется третий главный герой. Слушайте.
Учитель читает до слов «в эту весну…».
У: Все ли слова понятны? Что такое фундамент? Это то, на чем стоит дом. Сначала идет фундамент, потом уже пол. А кто такие робинзоны? Робинзон был главным героем книги о приключениях. Он много лет жил на необитаемом острове. Это книга настолько популярна, что имя главного героя стало нарицательным. Помните, какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Сначала его имя было собственным и писалось с большой буквы. А теперь так называют героев и людей, которые путешествуют.
Итак, кто же третий главный герой? Артем/Ирода.
Артем: маленький мальчик.
У: прочитай его описание.
Артем: «Он был маленький мальчик…».
У: Где же он жил? Дилбар/Ойша.
Дилбар: Он жил в том доме, где находился цветник.
У: Он жил один? Назрин/Туран?
Назрин: Нет, он жил с сестрой.
У: Если в доме, во дворе которого находился цветник, жили люди, почему тогда сад был запущен? Как вы думаете? Вугар/Заур?
Вугар: у них не было времени его убирать.
У: а почему? Я думаю, что они были сиротами, и у них было много других забот. Что еще мы можем сказать о мальчике?
Класс: он любил читать, он любил природу и животных. Он был добрым, потому что кормил ежа. «Он был такой слабый…».
У: В начале отрывка сказано: «в цветник в последний раз зашел…». Куда же он пропал потом? Махрабо/Ирода?
Мархабо: он заболел.
У: да, он заболел, потому что он был очень слабым. Нравится вам этот мальчик? Как вы относитесь к нему?
Класс: да, его жалко.
Давайте прочитаем этот отрывок. На ком мы остановились?
4. Заключительный этап. (2 минуты)
У: на следующем уроке мы узнаемдальнейшую судьбу этого мальчика. Запишите домашнее задание:
Стр. 169-172, пересказ.