СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение сказки «Серебряное копытце»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение сказки «Серебряное копытце»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Начать читать сказку «Серебряное копытце» П.П.Бажова.  Обучить детей пересказу.

Оснащение урока: текст сказки из учебника: «Литературн. чтение. 4кл. В 2ч. Ч.1_Климанова, Горецкий_2015», стр. 180

Просмотр содержимого документа
«Чтение сказки «Серебряное копытце»»

Чтение сказки «Серебряное копытце»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Начать читать сказку «Серебряное копытце» П.П.Бажова. Обучить детей пересказу.

Оснащение урока: текст сказки из учебника: «Литературн. чтение. 4кл. В 2ч. Ч.1_Климанова, Горецкий_2015», стр. 180

Ход урока

1. Приветствие (2 минуты)

У: Добрый день.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Мы за парту тихо сели

И на доску посмотрели.

Давайте проверим домашнее задание. Нужно было подготовить пересказ сказки «Аленький цветочек».

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вам нужно было пересказать «Аленький цветочек» полностью.

(опрос двух-трех человек, один ребенок рассказывает часть, я его останавливаю, прошу других продолжить).

Время, занимаемое этапом: 10 минут.

3. Вводный рассказ. (10 минут)

Учитель: Сегодня мы начнем читать новую сказку «Серебряное копытце». Откройте учебник, страница 181. Кто написал эту сказку? Посмотрите вверху.

Ученики (могут хором): П.П.Бажов.

Учитель: Павел Петрович Бажов. Я немножко расскажу вам об этом писателе.



Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода в 1879 годув городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей.

Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом. Вы знаете, где Урал? (показать на карте).

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

Учитель: Сегодня мы начнем читать одну из его лучших сказок: «серебряное копытце». Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.

Барская рукодельня - ручной труд (например, вышивание, вязание, шитьё).

взъесться – невзлюбить кого-то, упрекать, обвинять, бранить.

голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки–, домашние вещи, одежда, обувь.

похлёбка –суп из картофеля или крупы.

Несподручно– неудобно, неловко.

пособник – помощник в делах.

Горюн – человек из народа, этноса горюн.

Подаренка – подарок.

Приказчик –управляющий имением помещика.

3. Изучение нового материала.

Работа с первой частью сказки. (10 минут).

У: я начну читать сказку. Слушайте. (До слов «В праздничный день»). (Когда читаем предложение «если девчоночка…»): Что значит «по родителям пойдет»? Это значит, что у нее будет такой же характер, как и у ее родителей, т.е. веселый, ловкий.

Теперь читаем по предложению, по очереди. Мархабо, начинай.

У: хорошо. Итак, кто главный герой? Туран/Хикаят?

Туран: Старик Кокованя.

У: Да, это было его прозвище. Вы знаете, что такое прозвище? Дилбар/Ойша?

Дилбар: Это имя, которое люди дают.

У: Да, люди дают его человеку на основе характера этого человека. Это не настоящее его имя. Что решил Кокованя сделать, чтобы не быть одному? Ирода/Артем.

Ирода: Он решил взять сиротку.

У: Правильно. И кого же ему предложили? Ася/Максим?

Ася: Ему предложили девочку «по шестому году».

У: Верно. Это значит, что ей 6 лет. Почему все-таки он решил ее взять? Назрин/Вугар?

Ученик: «Знавал я Григория, да и жену его тоже…».

У: Хорошо, а с кем жила сиротка? Заур/Хуснидин?

Заур: «плохое житье у нее…».

У: Да. Давайте узнаем, согласилась ли девочка уйти из дома с Кокованей. Я прочитаю вам, вы слушаете внимательно и отвечаете на вопрос: согласилась ли девочка пойти к Коковане?

Работа со второй частью текста. (10 минут).

(учитель читает вторую часть текста, до слов «Кокованя с утра на работу уходил»).

У: «В праздничный день…» - это значит в воскресенье. Помните, что такое балалайка? Это инструмент. (Картинку показать).

У: Итак, согласилась ли девочка?

Класс: да.

У: молодцы. Теперь читаем по предложению.

(ученики читают).

У: Теперь, ребят, скажите, каким вы себе представляете Кокованю? Какой у него характер? Ойша/Дилбар/Ирода?

Ученики: он добрый, хороший, любит животных (приютил кошку).

У: сейчас на экране вы увидите слова, качества. Выберите те, которые подходят Коковане. (презентация)

Назрин: он заботливый.

У: почему?

Назрин: потому что взял сироту и кошку к себе.

У: так, еще?

Умед: он добрый, потому что решил взять сироту к себе.

У: Правильно. Еще?

Ирода: он ласковый, потому что ему понравилась кошка, и он ласково говорил с девочкой.

У: Да. Еще?

Вугар: он трудолюбивый, потому что работает на заводе.

У: да, я думаю, все прилагательные ему подходят? Так?

Класс: да.





У: а как вы думаете, можно ли назвать его загадочным?

Класс: ….

У: Посмотрите, почему девочке стало любопытно?

Артем/Шох.

Артем: « Я, - говорит, - вроде охотника…»

У: Да, а что это за козел, мы узнаем на следующем уроке. Запишите домашнее задание.

4. Заключительный этап. (2 минуты)

У: Домашнее задание: стр. 180-183. Пересказ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!