Тема урока | Чтение слов с буквой «Щ», чтение предложений и коротких текстов. |
Тип урока | Урок формирования практических умений. |
Цель урока | Способствовать созданию условий формирования навыков правильного чтения слов, текстов с буквой Щ |
Задачи | -Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [щ], познакомить с обозначением его буквой щ, развивать умение читать слова, предложения. - Развивать речь, логическое мышление, память. -Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | знать название и начертание буквы «Щ», уметь характеризовать звук щ; уметь читать слова, предложения с изученной буквой. уметь читать и понимать текст |
Личностные результаты | Уметь оценивать свои знания и умения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: – слушать и понимать речь других. |
Основные понятия | звук [щ], буква Щ щ; |
Межпредметные связи | Литературное чтение - русский язык - развитие речи – изобразительное искусство. |
Ресурсы: | Учебник «Азбука» 2 часть Горецкий В.Г 2015г., карточки со словами, презентация. |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, проблемный метод. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елизавета Игоревна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Давайте проверим ваши рабочие места, все ли лежит на парте? Книга, ручка, карандаш. | Здравствуйте! Садятся на свои рабочие места. Да, давайте! Все готово. |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? Только не выкрикивайте с места, поднимайте руку, кто хочет ответить. Правильно, молодцы. Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать. Наша устная речь состоит из … Звуки бывают… Когда произносим гласный звук…. При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на… Гласные буквы я, ё, и, е указывают на… Буквы е, ё, я в начале слова… а где ещё обозначают 2 звука? (Слайд-2) - Хорошо, молодцы. Теперь давайте повторим что мы знаем про букву Щ? | Звуки, буквы. Ответы детей. - согласный звук, мягкий, глухой, буква щ. |
3. Выявление места и причины затруднения | - Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? - Определить тему урока нам помогут загадки. Полосатая злодейка, Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша. Учитель закрепляет на доску с изображением щуки(слайд -3) Белый хвостик, чёрный нос, Наши тапочки унёс, В уголочек, под кровать, И не хочет отдавать. Учитель закрепляет на доску с изображением щенка (слайд-4 ) Костяная спинка, Жёсткая щетинка. С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. Учитель закрепляет на доску с изображением зубной щетки(слайд-5 С ним ходили в старину Все солдаты на войну, И от вражьих копий, стрел Защитить он их умел. Учитель закрепляет на доску с изображением зубной щетки(слайд-6 | Затрудняются ответить. Щука Щенок Зубная щетка Щит |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Посмотрите на карточки со словами. Что заметили общего в словах-отгадках? (слайд-7) - Какой звук обозначает буква щ? - Кто может назвать тему нашего урока? - Итак, сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается. - А кто сможет сформулировать задачи урока? | Во всех отгадках в начале слова есть буква «щ» [щ] Буква «Щ» Ответы детей |
5. Реализация построенного проекта. | - Сейчас открывайте свои учебники на странице 68. 1.Чтения текста учащимися. И прочтем с вами текст «Два товарища» 2.Беседа по тексту. -Итак ,после прочтения данного текста , давайте его разберем. -Как вы считаете, кто из ребят поступил неправильно? -Почему? - Как вы думаете, а как должны поступать товарищи в минуту опасности? -Найдите и прочитайте слова, в которых заключается главный смысл этого рассказа. -Чему учит этот рассказ? - Ребята, короткий нравоучительный рассказ, в котором осуждаются плохие поступки или даётся совет , называется басней. - А сейчас озвучим разговор, который состоялся между двумя мальчиками после того, как медведь ушёл. - Найдите слова мальчика, который слез с дерева. Как написаны его слова? - С каким чувством надо читать слова 1-го мальчика? - С каким чувством надо читать слова 2-го мальчика? -Кто хочет прочитать за 1 мальчика? -Кто хочет прочитать за второго? -А слова автора? -Молодцы. Вы хорошо прочитали. - Ребята, а какие слова с буквой «щ» вам встретились в басне? - Найдите и прочитайте предложения , в которых они употребляются. -Какую орфограмму с буквой щ вы заметили в них? - Почему? Молодцы! -Кто автор этой басни? -Л.Н.Толстой - великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. Для детей он создал « Азбуку». Многие рассказы из нее и сейчас интересны детям. Ребята, обратите внимание на уголок чтения .Сегодня он обновился и в нем вы увидите книги Л.Н.Толстого -Какие произведения Л. Н. Толстого вы читали? Дети давайте прочтем стихотворение «Щенок». (Учитель выбирает, кто будет читать стихотворение.) Ребята найдите слова, в котором будет встречаться буква «щ» Молодцы! Итак , открываем страницу 69. Давайте с вами проведем чтение по ролям «Отгадка на загадку-шутку «Зверь на букву Ю» Ребята ,про кого все же была эта загадка? Все верно! Далее на странице 69 изображена лента букв.(слайд-7) Гласные первого ряда, обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют. Гласные второго ряда, обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют Обозначают два звука, если стоят : -в начале слова (ель) после гласной (пояс) после разделительных ъ и ь знаков (подъём, вьюга) Буква обозначает твёрдый и мягкий звук ( смотри на последующую гласную букву) з Всегда твёрдые звуки Всегда мягкие звуки В верхнем ряду звонкие согласные звуки В нижнем ряду глухие согласные звуки. | Открывают учебник. Читают текст. -Он бросил товарища в беде, да ещё и посмеялся над ним. - Настоящие товарищи не должны бросать друга в беде. -Рассказ учит нас умению дружить и не бросать друга в трудную минуту. -Ответы детей. -С насмешкой. -С обидой. - Товарища и товарищей. -В слове товарища – ща пиши с буквой а. -Звук [щ’] мягкий и его не надо смягчать. -Автор басни Л. Н. Толстой -Ответы детей. -тщедушный, щами, злющей , защищал, щенок, пищал, настоящий. -Про кошку Юльку. -Слушают учителя |
Физкультминутка «Баба Яга». В тёмном лесу есть избушка. (шагаем) Стоит задом наперёд, (поворот) В той избушке есть старушка, (наклоны) Бабушка Яга зовут. (поворот обратно) Нос крючком, (показать нос) Глаза большие, (показать глаза) Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем) Дыбом волосы стоят! (руки вверх) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Отлично! Мы немножко отдохнули, теперь вернёмся к нашему уроку. Проведём речевую разминку. Прочитаем хором слоги: щу, ро, чу, чай, ща, ка, до. Составьте из данных слогов слова . -Какие получились слова? -Какое правило вы заметили в составленных словах? - Прочитаем чистоговорки хором: Ща-ща-ща – мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ. - Прочитаем 1 чистоговорку громко, тихо, шёпотом. - Прочитаем 2 чистоговорку медленно, быстро, очень быстро. - Какой звук в чистоговорках встречается чаще всего? - Чаще встречается звук [щ’]. | -Роща, щука, чайка, чудо. - Ча- ща пиши с буквой «а». -Чу-щу пиши с буквой «у». |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону | На слайде появляются слова с буквой щ. – Выполните слого-звуковой анализ слов щука. – Выделите первый звук, охарактеризуйте его | -Выполняют слого-звуковой анализ слов щука и лещ. – Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий Выделяют звук [щ’] в процессе слого-звукового анализа слов. Характеризуют звук [щ’] слово из 2 слогов: щу-ка. Ударение падает на 1-й слог. Транскрипция слова: [щ’ука]. В слове 4 буквы и 4 звука. |
8. Включение в систему знаний и повторений | - А теперь выясним, научились ли вы выделять звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [щ]. (Отец, щука, щетка, крыльцо, щеки, цыпленок, курица, щи, цепь,щавель). - Хорошо. Ребята, какие буквы и звуки вы раньше изучали? Что вы о них знаете? Выберите одну букву и расскажите про нее. Начинаем по порядку повторять каждую букву. | Хлопают в ладоши - Ответы детей. |
9. Итог урока. | Расскажите что вы узнали о букве и звуке щ? | Буква Щ может быть печатной и прописной, заглавной и строчной; Согласная,мягкая,глухая. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Ребята, давайте сыграем в одну игру. Она называется «Три М». Назовите три момента из нашего урока, которые вам больше всего понравились Отлично, ребята! На сегодня наш урок закончен, вы большие молодцы. Уберите всё со своих столов и можете отдыхать. До свидания. | - Ответы детей. - До свидания. |