СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что делать, если ребёнок не хочет или как избежать конфликтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье я постараюсь обратить внимание читателя на два вопроса:

1. Что делать, если ребёнок может, но не делает?

2. Как избежать конфликтов, когда мы хотим «лучшее» для своего ребёнка?

Просмотр содержимого документа
«Что делать, если ребёнок не хочет или как избежать конфликтов»

Что делать, если ребёнок не хочет или

как избежать конфликтов.


В этой статье я постараюсь обратить внимание читателя на два вопроса:

1. Что делать, если ребёнок может, но не делает?

2. Как избежать конфликтов, когда мы хотим «лучшее» для своего ребёнка?


Ребёнок вполне освоил, он может собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но всё это он не делает. Как быть в таких случаях? Опять делать это вместе с ним?

Может быть, нет, а может быть, да. Всё зависит от причин «непослушания» вашего ребёнка. Возможно, вы ещё не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему самому легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему ещё трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.

Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребёнка, но чаще она возникает между вами и ребёнком, в ваших взаимоотношениях с ним. Без дружелюбного, тёплого тона не будет положительного результата. Дружелюбный тон – самое главное условие успеха, и если ваше участие в занятиях ребёнка не помогает, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ребёнком.

«Руководящие указания», возможно, где-то нужны, но как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребёнком; дети к ней очень чувствительны, и против неё восстают. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное». Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая житейская изобретательность. Например, вместе с ребёнком составить список обязательных утренних дел в картинках. Картинки повесить в комнате детей, в ванне, на кухне.

Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит – не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идёт. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети. Родители, которые слишком многого хотят за ребёнка, как правило, сами трудно живут. У них не остаётся ни сил, ни времени на собственные интересы и личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна – ведь приходится всё время тащить лодку против течения!

Родители могут отнять у ребёнка энергию его собственных желаний. Но чаще дети борются за право желать и получать то, в чём они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребёнок с тем же упорством начинает заниматься «неправильными», неважно чем, лишь бы своим. Получается, что своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьёзных занятий и ответственности за собственные дела.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка делать что-либо положенное ему – учиться читать, помогать по дому, – некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, игрушками, развлечением), если он будет делать то, что от него хотят. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребёнка растут – он начинает требовать всё больше и вперед, а обещанных изменений в его поведении не происходит.

Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то есть незрелости, детей – очень типично и закономерно. Почему? Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона: личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

«Привести лошадь к водопою можно, заставить напиться – нет». Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Больше того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет.

Как же быть? Как избегать ситуаций и конфликтов принуждения?

Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребёнок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка... Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми. Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Хорошо, если ваш ребёнок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Ещё лучше, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребёнка, разделить с ним его увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребёнка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете.

Важно помнить, не только то, что стоит делать (или не делать) с детьми, но и то, что родителям стоит делать с самими собой. Следующее правило о том, как работать с собой.

Теперь вы знаете о необходимости вовремя «отпускать руль», то есть переставать делать за ребёнка то, что он уже способен делать сам. Однако это правило касалось постепенной передачи ребёнку вашей доли участия в практических делах. Теперь же речь пойдёт о том, как добиться, чтобы эти дела были сделаны.

Ключевой вопрос: чья это должна быть забота? Поначалу, конечно, родителей, а со временем? Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребёнок сам вставал в школу, сам садился за уроки, одевался по погоде, вовремя ложился спать, без напоминаний отправлялся в кружок или на тренировку? Однако во многих семьях забота обо всех этих делах так и остаётся на плечах родителей. Знакома ли вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да ещё воюет с ним по этому поводу? Знакомы ли вам упрёки сына или дочери: «Почему ты мне не...?!» (не приготовила, не пришила, не напомнила)?

Если такое случается в вашей семье, обратите особое внимание на правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему.

Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Речь идет о снятии затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь – самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним.

Процесс передачи ответственности ребёнку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребёнка. Возражения бывают примерно такие: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе?» Или: «Если не буду заставлять её делать уроки, она нахватает двоек!».

Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребёнок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Ребёнку необходимо встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». Помните, «на ошибках учатся». Но вам придётся набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

5