«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 3-4 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ФОП»
Каждый год жизни ребенка несет в себе что-то новое.
Поэтому взрослые должны знать основные критерии развития, на которые нужно ориентироваться в том или ином возрасте.
В возрасте трех лет наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше малыш мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
В этот период повышается работоспособность нервной системы. У ребенка повышается способность к концентрации внимания.
Теперь он может 10-15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП (формирование элементарных математических навыков)
- Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
- Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
- Понимает вопрос «сколько»
- Умеет считать от 1 до 5
- Умеет пересчитывать предметы до 5
- Сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
- Сравнивает предметы по следующим признакам: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий
- Узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный, знает чёрный и белый.
- Различает пространственные отношения: выше – ниже, сверху – снизу, слева – справа, ближе –дальше, впереди – сзади, между
- Ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др., другие созданы природой (камень, шишки).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
- Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта, их функции и назначение.
- Имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
- Знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
- Сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней, знает название своей страны
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
- Сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
- Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
- Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
- Знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, шалфей и др.)
- Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
- Знаком с характерными особенностями времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, понимает последовательность времен года.
- Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
- Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
- Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
- Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
- Может общаться спокойно, без крика
- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины - смелые, сильные; женщины - нежные, заботливые).
- Называет членов своей семьи, их имена.
- Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (аккуратно моет лицо, руки; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
- Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
- Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и