СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что?Где?Когда? игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что?Где?Когда? игра»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»















Интерактивные приёмы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями

на уроках русского языка и чтения

в старших классах





Шуклина Ольга Васильевна,

учитель русского языка и чтения














Новодвинск, 2020





Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения осуществляется путем развития речевой практики. Обучающиеся с ментальными нарушениями должны научиться пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач: научиться быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, иметь хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не были в тягость обществу и людям, с которыми им предстоит общаться.

В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим выступает коммуникативный подход, когда основной задачей обучения признается обучение общению, формирование коммуникативных умений. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приемов, опирающиеся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию. Использование коммуникативного подхода - объективная необходимость, продиктованная как общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, так и особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

Основное внимание на уроках русского языка и чтения уделяется:

формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, практическому освоению этических правил общения и сотрудничества;

практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: умний согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами  общения.

Состав коммуникативных действий, которыми  в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей должны овладеть умственно отсталые обучающиеся 5-9 классов включает умения:

1) вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

2) слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);

4) использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

5) использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

6)  с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7) владеть основами диалогической и монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка.

 Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности. Реализация этого принципа предусматривает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями, в процессе выполнения которых языковой материал становится практически значимым для организации общения.  К таковым относятся: ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; ролевые игры и др.

В практике своей работы на уроках русского языка и чтения с целью формирования коммуникативных навыков я использую практически все указанные выше методы и формы работы, но наиболее интересными и продуктивными считаю следующие.

Метод речевых ситуаций

Метод неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация. Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации,  выражающихся в  репликах, действиях. Ситуация стимулирует высказывание. 

Метод речевых ситуаций направлен на активизацию деятельности учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. В условиях коррекционной школы используется не столько в целях совершенствования речевой практики учеников с интеллектуальным недоразвитием, сколько для возникновения у них потребности вступить в речевое общение: обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.

Основным приемом реализации этого метода является прием моделирования. Значимость этого приема обусловлена тем, что в условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.

Моделирование речевых ситуаций в условиях урока способствует предупреждению такой достаточно распространённой ошибки учащихся, как бессодержательность речи. В процессе анализа речевой ситуации, смоделированной на уроке, ученики составляют тексты, которые в дальнейшем могут быть использованы в самостоятельной речевой практике.

 Например, при изучении имён прилагательных в 6 классе можно показать роль данной речевой категории при решении задач речевого общения и составлении текстов, которые могут быть использованы в конкретной ситуации: составление рассказа, объявления о пропаже-находке животного, какого-либо предмета.

На уроках в 6-7 классах на уроках составляем предложения, которые могут быть использованы ими при посещении магазинов, лечебных учреждений,  банка, учреждений бытового обслуживания, культуры, а так же на производстве.

Например:

На почте и в сбербанке

1. Вы отправляете заказное письмо. Что вы скажете работнику почты?

2. Вы пришли на почту, чтобы подписаться на газеты и журналы. Что вы скажете сотруднику почты?

3. Вам нужно отправить посылку. Вы пришли на почту, заполнили бланк. Как вы обратитесь к сотруднику почты?

4. Вы решили хранить деньги/оформить банковскую карту в сбербанке. Как вы обратитесь к работнику сбербанка?

5. Вы пришли в сбербанк заплатить деньги за коммунальные услуги. Что вы скажете работнику сбербанка?

В лечебных учреждениях

1. У вас заболел зуб. Вы пришли в поликлинику. Как вы обратитесь к работнику регистратуры, чтобы она записала вас к нужному вам врачу.

2. У вашего соседа стало плохо с сердцем. Вы звоните по телефону 03. Что вы скажете?

3. Вы хотите узнать по телефону о здоровье товарища, находящегося в больнице. Как вы обратитесь в справочное бюро или к дежурной сестре?

4. У вас заболела голова. Вы приходите в аптеку. О чём вы попросите работника аптеки?

С одной стороны учитель должен показать школьникам, с чем они будут сталкиваться в жизни, а с другой – научить их конструировать предложения, необходимые для общения. Систематическое выполнение таких упражнений помогает учащимся лучше подготовиться к дальнейшей жизни и адаптироваться в социуме.

Для организации коммуникативной деятельности используются упражнения в выражении просьбы, обращении с поручением, вопросом, отчёт о проделанной работе.

Обязательным этапом работы является практическое занятие -посещение магазина (совершение покупки учащимися), банка и т.д.



Элементы исследовательской деятельности:

Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность не чужда и учащимся с умственной отсталостью. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

В коррекционной школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера удобно проводить при работе над словом:

- знакомство с новыми словами;

- словарно-орфографическая работа на уроке;

- работа со словарем.

В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса;

- может преследовать грамматические цели;

-может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

 замена слова в словосочетании: 

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело

подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … дождь, дети пошли гулять.

Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

 составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая

грязн(ые) – руки, овощи, улица

работа над образным сравнением.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Горячий, как огонь.

Легкий, как ... .

Черный, как ... .

Острый, как ....

Красный, как ....

Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.

Работа со слоговыми таблицами

Со слоговыми и словарными таблицами работаем (в начале урока) на протяжении всех лет обучения, усложняя слияния.

С помощью таблиц можно воспитать у ученика способность воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма; расширить словарный запас обучающихся

Виды упражнений со слоговыми таблицами:

1. Быстрое чтение слогов, слов по горизонтали и вертикали, вверх, вниз, по цвету.

2. Чтение через слог, слово (в парах).

3. «Доскажи словечко» (-ГА бумага, берлога, дорога) и др.

4.Разговорная минутка.

Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями.

Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с работы над слоговыми и словарными таблицами (Приложение 1), которые служат материалом для введения в тему урока.

Например:

-При изучении рассказа «Звонкие ключи» А. Белоусец (6 класс) начинаем урок со словарной таблицы?

кузнечики

Владивосток

лёгкие

воробьи

Тихий океан

холод

мальчик

Север

тайна

военный

водопад

бант

офицеры

речка

соломка

стихи

Звонкие ключи

сияние

бабушка

Василий

август

великаны

Синее озеро

ветер

тундра

Полярная звезда

седло

В ходе работы выясняем на карте, где находится Владивосток, какой там климат. Кто такие офицеры и какие качества характера необходимы человеку данной профессии и т.д. Какая профессия вам нравится? Какие качества характера и умения необходимы человеку этой профессии?

Применение данного приема обеспечивает формирование нескольких коммуникативных базовых учебных действий, прежде всего: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний; владеть основами диалогической речи.

Обучение деловому письму.

Обучение деловому письму   проводится, начиная с 5 класса, и способствует социализации, т.к. необходимость составлять деловые бумаги, выбрать нужный бланк в представленных образцах учреждения и грамотно его заполнить возникает у выпускников школы сразу после ее окончания. 

На уроках делового письма обучающимся наглядно доказывается, как важно в современном обществе, где существует конкуренция на рынке труда, проявить себя ответственным, самостоятельным, грамотным человеком, поэтому работа над деловыми бумагами очень актуальна, т.к. позволяет повысить уровень информационной компетентности учеников. На понятных жизненных ситуациях ребята убеждаются в необходимости овладевать умением грамотного оформления деловых бумаг, осознавая, что в современном обществе это позволит  им быть социально более независимыми.  

Программой предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг, необходимых для организации самостоятельной жизни, формирования навыков по их оформлению в соответствии с общепринятыми правилами. Например, в 8-м классе учащиеся учатся составлять заявления, писать автобиографию, доверенность, заполнять анкеты. Деловые бумаги пишутся по определённому плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме. Предварительно с учащимися обговариваем содержание документа, его назначение, орфографические и пунктуационные особенности. Проведение на таких уроках ролевых игр, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям помогает учащимся правильно строить диалог при посещении различных учреждений (например, поликлиники, Центра занятости населения, МФЦ и т.д.), совершенствует их коммуникативные умения и навыки.  Работа по составлению деловых бумаг ведётся в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. Такая тетрадь становится для учащихся своеобразным справочником.

Упражнения, направленные на формирование понятий и знаний о себе и своём окружении (своих данных и данных родных: ФИО, возраста, пола):

Во время организационного момента (в начале урока) учитель предлагает сесть за парту тому, чьё имя (фамилия, отчество) начинается на букву….. или у кого день рождения в марте…, кому исполнилось …лет, кто живёт на улице…..

Работа с таблицами Шульте

Таблицы профессора психиатрии Шульте (Приложение 2) применяются для увеличения периферического поля зрения человека и тренировки быстрого чтения и запоминания. Занятия с таблицами так же благоприятно влияют на развитие памяти, концентрации внимания и скорости мышления. 

Учащимся предлагается   отыскать в таблице все числа от первой до последней. 

Учитель называет числа по порядку (затем можно предложить это сделать одному из учеников). Находить числа нужно в возрастающем, а затем в убывающем порядке без пропусков, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Затем учитель просит вспомнить и показать дату урока, дни недели, месяц, год и т.д.)

Начинать необходимо с самой простой таблицы 3х3 ячейки. 
По мере развития навыка переходят к таблицам с большим количеством ячеек соответственно увеличивая и размер квадрата.

Затем учитель предлагает показать дату рождения, год рождения, возраст.

Упражнения, направленные на формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Отличительной особенностью классных коллективов обучающихся с лёгкой умственной отсталостью является разное время включения учеников в образовательную среду коррекционной школы. Большинство обучающихся, поступивших в коррекционную школу, - это ученики, прошедшие обучение в нескольких общеобразовательных учреждениях, имеющие негативный опыт обучения и низкую учебную мотивацию.

Поэтому перед учителем, в процессе формирования жизненных компетенций, стоит задача сплочения коллектива, развитие умения взаимодействовать друг с другом и формирования положительной учебной мотивации и положительного отношения к школе не только у обучающихся, но и у родителей.

Учебная мотивация формируется и развивается, если учащийся ощущает свой успех, чувствует, от чего возникают проблемы и старается их решать. Вот здесь перед учителем и встает задача заинтересовать ученика в изучении предмета, чтобы процесс обучения проходил с наибольшей пользой для всестороннего развития личности ребенка.

На решение этой задачи направлены упражнения, способствующие повышению познавательного интереса к предмету:

1.Чтение строчек наоборот по словам

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. 

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались. (Проказы старухи-зимы К.Д.Ушинский, 5 класс)

2.Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения. 

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ялд акитарб акилваП.(В.Катаев «Цветик-семицветик», 5 класс)

3. Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.

Задание: Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.

«Волк, улитка и осы» Французская народная сказка.

Раз шёл

волк по лесу

и наступил

на улитку.

В те времена

животные

ещё умели

говорить,

как люди.

Вот улитка

ему и

сказала:

_-Какой ты,

злой, волк!

Зачем топчешь

ногами слабых?

4. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

 Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.

У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!

Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах уроков русского языка и чтения. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

5.Разминки-хитринки.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.

Варианты заданий.

  • Игра «Найди слово» (при изучении сказки Дж Родари «Пуговкин домик», 6 класс)

пуговкаапролпилапролдмолотокпролрубанокапролсело

автобусапролвдоваапролдмерседесапролдкорольпролдолслугапролддядюшкапролкарамеллавапрвапроконьпрод

плотниквапролдетифывапроколёсавапродомвапроапрлж

При изучении сказки Г. Андерсена «Снежная королева», 6 класс

СКАНДИНАВИЯВАПРОЛДДАНИЯВАПРОЛДЖКОПЕНГАГЕНАПРОРОЛТРОЛЬАПРОЛЗЕРКАЛОВАПРОЛДБАБУШКАЫВАПРОЛКАЙВАПРОЛПРГЕРДАЫВАПРОЛДРОЗЫВАПРОЛДЖКРЫШАЫВАПРОЛДЖСНЕЖИНКАЫВАПРОЛДПТИЦАВАПОЛСАНИВАПРОЛДОСКОЛОКВАПРОЛСЕРДЦЕ

  • «Прочитай зашифрованное послание»

Девятнадцатое ноября

Классная работа

ДdОyuБdfРeyОЕ УsdfТghРdfО!! ПxcvРwetИfghЯcvТweНtyОfgГbnО ДweНfЯ!!!


  • Зрительные диктанты

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. (Приложение 3) Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Важное условие – проведение зрительных диктантов на каждом уроке русского языка.

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью данная методика была адаптирована. Учащиеся пишут не предложения, а слова с постепенным наращиванием букв.

  • Игра «Вспоминай-ка!»

Учащимся предлагают назвать слова, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?

Прилагательные? Кто больше?

жик, чайка, жираф, щука; жирный,широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов задуматься, найти ответ и удивиться.

Например, при изучении темы «Имена числительные» в 9 классе выполняем задание:

-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Сформулируйте его.

5ь – 20ь, 30ь

5ь0 – 8ь0

5ь00 – 9ь00

-Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

  • Игра «Рифмы»

Д очка вазочка

Змей кочка

Сказочка смей


  • Упражнение «Путаница»


Ч ерепашка час чая



з а чашкой не скучая сидит


  • Упражнение «Мозговая атака»

-к слову (название произведения, герой произведения или другое слово из изучаемого произведения) подбираем слова (помогает словарь-синонимов, словарь-антонимов, который печатаю для каждого ученика, эти словари использую для динамического чтения. Хорошо развивает словарный запас учащихся).

Интересный

Великий, волелюбивый..

А….

Н….

  • Упражнение «Голосование ногами».

-учащиеся встают в 2 шеренги:

2шага - «Я думаю, что утверждение правильное»

1шаг- «Я думаю, что утверждение неправильное»

-учитель задаёт вопрос

-учащиеся занимают место (1 или 2)

-объясняют почему?

(дед и баба были одинокие ) +или -

  • Упражнение «Только первый»

-в каждом слове читаем только первую букву

-чтение полученного выражения, пословицы и др. (я кодировала и тему урока)

Нос, ананас, рак, енот, чашка, ирис, ель=НАРЕЧИЕ

  • Упражнение «Узелки»

-зачеркнуть одинаковые буквы, получится слово

Р М В А К О В М О = РАК

Игра «Начало-конец»

групповая работа

-у одних учащихся 8 карточек – начало цитат из произведений (можно пословиц)

-у других учащихся - конец цитат

Задание: собрать цитату или пословицу.

6.Двигательная минутка.

Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Неопределённая форма глагола» (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, слова антонимы и т.д.

Упражнения, способствующие формированию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

Процессе обучения учащихся грамотной письменной речи проходит в условиях творческого сотрудничества с учителем. Отметим ряд важных методических принципов.

Во-первых, сотрудничество между учениками и между учителем и учениками должно быть основано на уважении ребенка, доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности, без чего творческой дея­тельности не может быть.

Во-вторых, необходимо создать условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи и обязательно творческая деятельность должна завершиться получением качественного продукта, т.е. необходимо обеспечить мотивацию деятельности учащихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи.

Литературное творчество

Например: сочинение сказки, затем её иллюстрирование различными способами в технике песочной анимации, кукольного представления, мультипликационного фильма, рисунка. Прекрасным итогом данной работы будет создание и печать книги с творческими работами учащихся.

Прикладное творчество.

Это включение в урок чтения, русского языка элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет мужского/женского/среднего рода Имени Существительного, 6 класс) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование сказочных героев, колдуна Черномора на песочном планшете.

Коллективное рисование картин природы при чтении произведений раздела «Люблю природу русскую» («Осень» К. Бальмонт, «Белый снег пушистый» И. Сурикова 6 класс) на интерактивной доске.

5.Обрывная аппликация.

Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак «Двенадцать месяцев», 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов.

Задание:

-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина (5 класс)

Упражнения, направленные на воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств:

Поэтические минутки:

Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Варианты применения.

  • Работу над смысловым содержанием стихотворения Э.Асадова «Дачники» (5-ый класс) можно дополнить слушанием стихотворения того же автора «Стихи о рыжей дворняге».

Стихотворения учитель должен читать наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы.

Например, к стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

Эмоциональная зарядка.

Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, коллективное чтение стихотворений, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся.

Учитель дирижирует произносительным оркестром, учащиеся с увлечением повторяют слова о русском языке, или стихи, постепенно запоминают их (развитие памяти) или учатся выразительному чтению стихов (совершенствование навыков чтения).

Образцы высказываний.

  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

(И.Тургенев)

  • Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.

(К.Станиславский)

  • Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.

(К.Паустовский)

  • Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Толстой)


Музыкальные встречи.

На уроках чтения, русского языка в старших классах широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского, советских композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.), колокольный звон. Музыка пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом.

Варианты применения.

  • При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига.

  • К поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» (9-ый класс) – «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

  • К «Сказке о царе Салтане…» А.Пушкина (7-ой класс) иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова.

  • Во время минуток чистописания положительный настрой создаёт негромкое, умиротворяющее звучание классической музыки или колокольного звона.

Опыт работы показывает, что представленные в работе задания и упражнения, являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики старшеклассников с нарушениями интеллекта, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой и учебной мотивации, формируют чувство языка и опираются на критерии развития личностных результатов (жизненных компетенций).

Данные упражнения активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, русского языка, пробуждают их интерес к русскому языку и способствуют формированию жизненных компетенций обучающихся.

Целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания









































Литература

  1. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

  2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.

  3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15

  4. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

  5. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.

  6. Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.

  7. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.






























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРНЫЕ ТАБЛИЦЫ













































ПРИЛОЖЕНИЕ2

Таблицы ШультЕ








ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Зрительные диктанты Диктант 1

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Двор чист.

8

4

2

Маша шила.

8

4

3

Идёт дождь.

9

4

4

Птицы поют

9

4

5

Я иду в лес.

8

4

6

Люда пела

8

4

 Диктант 2

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

1

Лето жаркое.

10

5

2

Журчат ручьи.

11

5

3

Блестит роса.

11

5

4

Лес зеленеет.

11

5

5

Сено скошено.

11

5

6

Выпала роса.

10

5

 














23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!