СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что?Где?Когда?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес учащихся к предмету биологии.

2. Развивать логическое мышление учащихся.

3. Приобщить к работе с дополнительной литературой.

 

Просмотр содержимого документа
«"Что?Где?Когда?"»

Муниципальное казенное учреждение

Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа





Игра "Что? Где? Когда?"



разработала и провела учитель биологии

Провоторова Л.М








2014

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету биологии.

2. Развивать логическое мышление учащихся.

3. Приобщить к работе с дополнительной литературой.


План проведения:

1. Подготовить оборудование: «Чёрный ящик».

Коллекции растений, семян, ком.цветы, открытки с изображением растений.

2. Подготовить вопросы для команд.

3. Сформировать 2 команды по 5человек.



Ход игры:


Вопрос №1.

В «Чёрном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «Чёрном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ: Это лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа, благодаря их приятному аромату.


Вопрос №2.

На открытках изображены растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что объединяет эти растения?

Ответ: У всех изображенных на открытках растениях многосеменной сочный плод ягода.

Музыкальная пауза

Болельщики команд за 1-2 мин. Вспомнят и исполнят песню в которой упоминаются растения.

Вопрос №3.

Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «Чёрном ящике»?

Ответ: Огурец. Его плод – ягода.


Вопрос №4.

Попробуйте напиток и ответьте на вопрос: «Что это за напиток? Из чего он приготовлен?»

Ответ: Это отвар шиповника. Он приготовлен из сухих плодов растений.


Вопрос №5.

В «Чёрном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушенном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекресноопыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов С. Плоды полезны, содержат вещества выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ: Речь идет о яблоках.


Вопрос №6.

Как называются продукты, находящиеся в этих 4-х коробках? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения?

Ответ: Крупы. Манная – её получают из пшеницы. Перловая – из ячменя. Геркулес – из овса. Пшено – из проса. Все эти растения относятся к семейству злаков.

Вопрос №7.

Картофель, лук, морковь. Что объединяет их? И почему морковь в этой компании можно считать лишней?

Ответ: Это органы растений в которых накапливаеются запасы питательных веществ. Морковь – это корнеплод, а картофель и луковица – видоизмененные побеги.

Вопрос №8.

Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на 2 аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешенном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту как он, проделав сальто-морталле (с криком) выскочил в открытое окно, увлекая за собой ещё уцелевшие цветочные горшки».

Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор?

В «Чёрном ящике» лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же лежит в «Чёрном ящике»?

Ответ: «Том Сойер». Марк Твен. Речь идёт о коте. В «Чёрном ящике» лежит валерианка.

Вопрос №9.

На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного органа?

Ответ: На рисунке изображен поперечный срез корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос №10.

В «Чёрном ящике» находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзине двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять в салаты. Семенники вполне причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром.То, что находится в ящике применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Ответ: Настойка календулы. Более распространенное название – ноготки лекарственные.


Вопрос №11.

Назовите растения, семена которых находятся в этих 3-х коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ: В коробочках плоды и семена гороха, фасоли, бобов. Плоды называются бобы. Все растения относятся к семейству бобовых (мотыльковых). Растения этого семейства обогащают почву азотом.

Вопрос №12.

В «Чёрном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика.

В 1874 году академик Северин в книге «Царство произрастания» писал : «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофе и производят наливку почти столь же приятную»

Ответ: В «Чёрном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Вопрос №13.

Рассмотрите ветки этих растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее 4-х общих признаков.

Ответ: Берёза, клен, тополь. Все эти растения-деревья, многолетники, относятся к классу двудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос №14.

Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у этих растений? (не менее 5-ти признаков)

Ответ: Эти растения многолетние; имеют белые цветки; соцветие кисть; сильный запах; опыляются насекомыми.


Вопрос №17.

В «Чёрном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднее века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в «Чёрном ящике»?


Ответ: Луковица.







































Список литературы:


1. «Энциклопедический словарь юного биолога».

Москва «Педагогика» 1998г

2. «Энциклопедия для детей Биология»

Москва «Аванта +» 1999г

3. Т.А. Бабакова, А. П. Момотова. «Сборник задач по биологии» Москва «Знание» 1996г

4. В.П. Чащин, В.Г. Еремеева, А.А. Кожухарь

«С вопровосами к природе» Омск 1998г

5. Е.Н. Дементьева «Биология в вопросах и ответах»

Москва «Просвещение» 2001г